Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Арабская культура сквозь призму арабского языка

Арутюнян Зураб Арменакович, ассистент

Несмотря на относительную изученность арабского литературного языка и связанной с ним культуры и, прежде всего, литературы, приходится признать, что многие основополагающие вопросы развития и трансформации данной культуры до сих пор остаются не затронутыми либо не до конца решенными. В первую очередь речь идет об оценке роли арабской цивилизации в контексте мировой истории и культуры. Для большинства неспециалистов и даже исследователей ответ достаточно ясен и видится в создании арабами обширной империи Омейядов и 'Аббасидов в качестве единого пространства формирования и распространения мусульманской культуры. Однако в чем заключалась суть мусульманской культуры, в которой многие видят только одну из форм монотеистического сознания, а другие - симбиоз других различных культур. В чем состояли достоинства и недостатки мусульманского правления, приведшие империю к достаточно быстрому упадку (VII-X века)?

Интересно отметить, что единое на первый взгляд государство ислама, по сути, никогда не было цельным в полном смысле слова: если на уровне государственного делопроизводства и политики унификация и произошла в правление Омейядов, то в сфере экономики и культуры, включая и религию, в халифате не было единообразия. Напротив, арабская светская и духовная культура резко противопоставила себя культуре других народов и развивалась, исходя из собственных мировоззренческих установок, не пытаясь глубоко проникнуть в культуру других цивилизаций, по большей части, не уступающих и даже превосходящих собственно арабскую.

По мере расширения империи Омейядов и 'Аббасидов в состав мусульманской цивилизации неизбежно включались чуждые ей элементы, что рождало явление "государства в государстве" и "культуры в культуре". Именно оторванность официальной культуры от бытовой, государства - от жизни общины и породила сильные центробежные тенденции в халифате, который, по сути, уже к десятому веку перестал существовать как единое целое.

Если сравнивать арабский халифат с предшествующими империями и, прежде всего. Римской (Западной), то можно увидеть как сходство, так и различие между ними. Пожалуй, основным сходством была веротерпимость завоевателей, их нежелание вмешиваться в культурную и экономическую жизнь покоренных народов: у Рима существовал известный пиетет по отношению к греческой культуре, что во многом передалось и их преемникам - арабам. Римляне охотно включали в свой пантеон восточных богов. Арабы уважительно относились к персам, а также христианам и евреям, называя их "людьми писания" и "людьми, находящимся под покровительством".

С другой стороны, эта показная веротерпимость завоевателей была результатом врожденного чувства превосходства над подчиненными в культурном либо нравственном смысле, что неоднократно подчеркивалось ими самими. Так, для того чтобы заслужить благосклонность халифа в эпоху Омейядов и, в особенности, 'Аббасидов, было необходимо проявить превосходные знания не только арабского языка, но и арабской поэзии и стилистики. В Риме же любовь императора завоевывалась верностью римским гражданским и воинским ценностям.

При этом как римляне, так и арабы отстаивали свое нравственное право на руководство империей. Римляне говорили, что их главным достоинством является "способность справедливо управлять другими народами". Что же касается арабов, то они считали своей миссией "передавать знания других народов". Таким образом, насаждение римского права, с одной стороны, и арабского образа жизни, - с другой, диктовалось желанием завоевателей создать свое многонациональное государство на легитимной основе (римского права и арабской филологической культуры). Однако эта попытка была изначально обречена на неудачу отсутствием общей цели завоевателей и подчиненных. История развития империй часто бывает историей их краха.

В данном курсе ставится цель выявить глубинные культурные и духовные ценности арабской цивилизации, создавшие ей ореол славы цивилизации "самых веротерпимых завоевателей"; рассмотреть основные моменты формирования национального самосознания арабов, продемонстрировать устремленность их мировоззрения в прошлое, к доисламским корням, а также проанализировать пагубность любых попыток поколебать их прежние идеалы и добродетели.

Следует подчеркнуть, что арабская культура изначально была филологической по преимуществу и осталась таковой до наших дней. Изучение арабского языка неразрывно связано с исследованием исторического и духовного прошлого арабов, и напротив, изучение их культуры служит непременным условием лучшего усвоения не только арабского языка, но и мышления, которые, по представлению арабов, составляют неразрывное целое.

Тема 1. Арабский алфавит, огласовки (харакат) и дополнительные значки (су-кун, шадда, хамза, танвин, васла).

Тема 2. Лигатуры, арабские цифры, "солнечные" и "лунные" буквы.

Тема 3. Основные признаки имени. Род и число имени. Имя собирательное. Правописание определенного артикля " ". Ассимиляция. Определенное и неопределенное состояние имени.

Тема 4. Падеж имени. Правильное склонение имен. Виды "неправильного" склонения имен.

Тема 5. Идафа (добавление). Status-constructus. Идафа определенная и неопределенная. Употребление предлогов при построении идафы.

Тема 6. Имя прилагательное. Качественные имена прилагательные. Род имени прилагательного. Состояние, падеж, число имени прилагательного. Относи-тельные прилагательные. Состояние, число, падеж и род относительного прилагательного.

Тема 7. Сложные, многоэлементные имена прилагательные. Сложные прилагательные. Степени сравнения качественных прилагательных.

Тема 8. Предлоги. Характеристика и классификация предлогов.

Тема 9. Местоимения. Общее понятие и классификация. Личные разделительные и слитные местоимения. Слитные местоимения с именем, предлогом и глаголом.

Тема 10. Указательные местоимения. Вопросительные местоимения.

Тема 11. Имя числительное. Общее понятие. Исходные наречия. Образование наречий от имен.

Тема 12. Наречия. Общее понятие. Исходные наречия. Образование наречий от имен.

Тема 13. Именное предложение с предлогами и местоимениями. Типы именных предложений. Именное вопросительное предложение и ответ на него.

Тема 14. Глагол. Общие сведения об арабском глаголе. Глаголы I породы. Спряжение глагола в прошедшем, настояще-будущем времени. Спряжение глагола в будущем времени. Залоги арабского глагола.

Тема 15. Неличные (именные) формы глагола. Масдар. Причастия.

Тема 16. Глаголы производных пород (II-х). Общее понятие.

Тема 17. Неправильные глаголы. Общее понятие и общая классификация не-правильных глаголов.

Тема 18. Глагольный синтаксис. Дополнения. Обстоятельства.

Тема 19. Модальные глаголы. Общее понятие.

Тема 20. Календарь. Времена года, месяцы, дни недели.

Список литературы
1. Большаков З.А. История арабского халифата. - М., 1976.
2. Грюнебаум Г. Основные черты арабо-мусульманской культуры. - М., 1981.
3. Крымский А.Е. История арабов и арабской литературы, светской и духовной. - М., 1911-1913.
4. Куделин А.Б. Средневековая арабская поэтика. - М., 1983.
5. Мец А. Мусульманский Ренессанс. - М., 1991.
6. Суфизм в контексте мусульманской культуры. - М., 1973.

 

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика