Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Логика

Глухова Елена Владимировна, доктор технических наук , профессор

Формальная логика исследует организацию, строение и закономерности функционирования мышления человека. Она является философской наукой и относится к числу важнейших гуманитарных дисциплин, формирующих у студентов способность рассуждать чётко, непротиворечиво, последовательно и аргументировано, что в целом составляет неотъемлемый компонент интеллектуального развития и профессиональной подготовки будущих специалистов. Логика призвана научить студентов самостоятельно анализировать, логически грамотно рассуждать и делать доказательные выводы из имеющихся данных.
Тем самым, логика - это не только "описательная" наука, исследующая процессы человеческого мышления, но и "нормативная" дисциплина, которая предписывает, как надо мыслить, чтобы с необходимостью приходить от истинных посылок к истинным выводам в любых, самых сложных познавательных ситуациях. Логика - прежде всего "техника", "инженерия" правильного, то есть логически последовательного рассуждения. Уяснение основ логического знания, приобретение систематических навыков логического вывода дисциплинируют мышление индивида, делают его более строгим и точным, ясным и лаконичным.
С целью выработки у студентов практических навыков осуществления разнообразных логических навыков и процедур программа предполагает выполнение соответствующих упражнений и решение логических задач на занятиях и при самостоятельной подготовке.
Студенты должны знать: предмет логики, суть логического мышления, законы логики, операции с понятиями, правила суждений и умозаключений.
Студенты должны уметь: логически грамотно готовить документы, обнаруживать логические ошибки в документах, полемизировать с оппонентами, доказательно строить свои публичные выступления, разоблачать софистические уловки.
Студенты должны получить навыки: решения логических задач и упражнений.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема I. Предмет логики (2 часа)
Мышление как предмет логики. Формально-логическое понимание процесса познания. Чувственное познание и абстрактное мышление. Основные компоненты содержания мышления как представления реальности.
Мышление и язык. Естественные и искусственные языки. Семантические категории, соответствующие основным компонентам мышления: дескриптивные (описательные) и логические термины (логические постоянные константы). Виды дескриптивных выражений: имена предметов, имена свойств и отношений (одноместные и многоместные предикаты). Понятие логической (пропозициональной) функции. Истолкование свойств, отношений и логических связок как пропозициональных функций.
Понятие о логической форме как структуре мышления. Основные формы мышления: понятие, суждение и умозаключение. Выражение структуры мыслей при помощи символов. Истинность мысли и формальная правильность рассуждения. Понятие о процессе формализации.
Понятие логического закона. Соблюдение законов логики - необходимое условие достижения истины в процессе рассуждения.
Формальная логика. Символическая логика. Диалектическая логика. Возникновение логики как науки. Основные этапы развития логики. Соотношение логики, философии, психологии, лингвистики, математики и кибернетики.
Теоретическое и практическое значение логики. Значение логики для науки и техники. Роль логики в повышении культуры мышления.

Тема 2. Понятие (6 часов)
Понятие как форма мышления (представления реальности). Языковые формы выражения понятий. Основные логические приёмы формирования понятий: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Роль понятий в познании.
Содержание понятия. Виды признаков предметов: свойства и отношения. Понятие логического предмета. Основные логические характеристики двухместных отношений: рефлексивность, симметричность, транзитивность. Существенные и несущественные признаки.
Объём понятия. Классы, подклассы, элементы класса. Отношение принадлежности элемента к классу и включение класса в класс.
Закон обратного отношения между объёмом и содержанием понятия.
Виды понятий. Общие и единичные понятия: понятия с нулевым и универсальным объёмом; относительные и безотносительные понятия; положительные и отрицательные понятия; собирательные и несобирательные понятия; абстрактные и конкретные понятия.
Отношения между понятиями. Совместимые и несовместимые понятия. Типы совместимости: тождество, перекрещивание, подчинение (родо-видовое отношение). Типы несовместимости: соподчинение, противоположность, противоречие. Круговые схемы Эйлера для выражения отношений между понятиями.
Операции над классами (объёмами понятий): пересечение, объединение и дополнение. Основные законы логики классов: коммутативность, ассоциативность операций пересечения и объединения; законы дистрибутивности; законы поглощения. Законы операций дополнения.
Ограничение и обобщение понятий. Роль операции обобщения в формировании понятий. Операция ограничения и конкретизация научных знаний.
Деление понятий. Виды деления: по видоизменению признака, дихотомическое. Правила и ошибки в делении.
Классификация. Естественная и искусственная классификация. Значение деления и классификации в науке и практике.
Определение (дефиниция) понятий. Номинальные и реальные определения. Явные и неявные определения. Основной вид явных определений: определение через род и видовое отличие. Неявные определения: контекстуальные, индуктивные, через отношение, аксиоматические. Приёмы, граничащие с определением: описание, характеристика, разъяснение посредством примера (остенсивное определение) и так далее. Правила явного определения. Ошибки в определении. Значение определения в науке и практике. Научная терминология. Роль уточнения смысла слов в процессе рассуждения.

Тема 3. Суждение (6 часов)
Суждение как форма мышления. Общая характеристика суждения. Суждение и предложение. Повествовательные, побудительные и вопросительные предложения, их логический смысл. Простые и сложные суждения.
Простое суждение. Состав простого суждения: субъект, предикат, связка, кванторы. Виды простых суждений: атрибутивные суждения, суждения с отношениями (реляционные), экзистенциальные суждения. Единичные и множественные суждения; роль кванторов в образовании множественных суждений.
Категорические суждения и их виды (деление по количеству и качеству). Выделяющие и исключающие суждения. Круговые схемы отношений между терминами. Объединённая классификация простых категорических суждений по количеству и качеству. Представление о "логическом квадрате".
Сложное суждение и его виды. Образование сложных суждений из простых с помощью логических связок: конъюнкции, дизъюнкции, импликации, эквиваленции и отрицания. Табличное определение основных логических связок. Строгая и нестрогая дизъюнкция. Условное суждение. Понятие необходимого и достаточного условий.
Деление суждений по модальности. Понятие о модальности суждений. Значение модальных суждений в науке и практике.
Логическая структура вопроса. Виды вопросов и ответов. Роль вопросов в познании.

Тема 4. Формально-логические законы (2 часа)
Понятие о формально-логическом законе. Логические законы мышления и культура.
Основные формально-логические законы. Закон тождества. Закон непротиворечия. Закон исключённого третьего. Закон достаточного основания. Софистика и нарушение законов логики. Методологическое значение законов логики в познании.

Тема 5. Умозаключение (6 часов)
Умозаключение как форма мышления. Общее понятие об умозаключении (выводе). Посылки и заключение. Понятие логического следования. Виды умозаключений: дедуктивные, индуктивные и по аналогии. Непосредственные и опосредованные умозаключения.
Непосредственные умозаключения и их виды: обращение, превращение, противопоставление предикату, выводы по "логическому квадрату".
Дедуктивные умозаключения. Общее понятие о дедуктивных умозаключениях. Категорический силлогизм: структура категорического силлогизма, фигуры и модусы категорического силлогизма, их правила. Сокращённый категорический силлогизм (энтимема). Сложные и сложно-сокращённые силлогизмы (полисилогизмы, сориты, эпихейремы). Условные умозаключения. Разделительные умозаключения. Условно-разделительные (лемматические) умозаключения. Непрямые (косвенные) выводы.
Индуктивные умозаключения. Общее представление об индукции. Полная индукция. Виды неполной индукции: популярная и научная. Понятие вероятности. Индуктивные методы установления причинных связей: метод единственного сходства, метод единственного различия, соединенный метод сходства и различия, метод сопутствующих изменений, метод остатков.
Умозаключения по аналогии. Понятие аналогии. Виды аналогии: аналогия предметов, аналогия отношений. Условия состоятельности выводов по аналогии. Значение аналогии в науке и практике.

Тема 6. Основы аргументации (2 часа)
Общая характеристика аргументации и доказательства. Доказательство - логическая основа научного знания. Доказательство и убеждение. Связь доказательства с выводным знанием. Структура доказательства: тезис, аргументы, демонстрация.
Прямое и косвенное доказательство. Понятие прямого доказательства. Виды непрямых (косвенных) доказательств.
Опровержение. Прямой и косвенный способы опровержения. Опровержение тезиса, аргументов и демонстрации.
Правила доказательства и опровержения. Ошибки, наиболее часто встречающиеся в доказательствах и опровержениях.
Софизмы и паралогизмы. Понятие о логических парадоксах.
Роль аргументации в познании и в дискуссиях.

Тема 7. Гипотеза (2 часа)
Общая характеристика гипотезы. Методологические условия состоятельности научных гипотез. Виды гипотез. Общие и частные гипотезы. Понятие рабочей гипотезы (версии). Конкурирующие гипотезы в науке.
Построение гипотез. Роль анализа, синтеза, различных форм умозаключений и опытных данных при построении гипотез. Метод множественных гипотез.
Способы подтверждения гипотез. Основной метод подтверждения гипотез: выведение следствий и их верификация. Роль эксперимента в процессе верификации. Вероятностная оценка степени подтверждения гипотез.
Опровержение гипотез путём опровержения (фальсификации) следствий.
Гипотеза и достоверное знание. Прямой и косвенный способы превращения гипотезы в достоверное знание. Роль гипотезы в развитии знаний.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ

1. Формы познания. Проблема познания в науке.
2. Формальная логика как наука.
3. Семантические категории языка: дескриптивные и логические термины.
4. Истинность мысли и формальная правильность рассуждений.
5. Логическая форма мысли и логические законы. Роль логических законов в науке.
6. Понятие как форма мышления. Языковые способы выражения понятий. Логическая оценка научной терминологии.
7. Основные логические приёмы формирования понятий: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение.
8. Объём и содержание понятий. Закон обратного отношения между объёмом и содержанием понятий.
9. Виды понятий по объёму и содержанию.
10. Отношения между понятиями.
11. Дефиниция. Научные дефиниции.
12. Приёмы, сходные с определением понятий.
13. Деление понятий.
14. Классификация. Роль классификации в науке.
15. Ограничение понятий.
16. Обобщение понятий.
17. Суждение как форма мышления. Суждение и предложение.
18. Виды простых суждений.
19. Категорические суждения и их виды (деление по количеству и качеству).
20. Распределённость терминов в категорических суждениях.
21. Образование сложных суждений из простых с помощью логических связок.
22. Отрицание суждений.
23. Выражение логических связок в естественном языке.
24. Модальность суждений, её виды.
25. Определение логического закона.
26. Закон тождества.
27. Закон непротиворечия.
28. Закон исключённого третьего.
29. Закон достаточного основания.
30. Умозаключение как форма мышления. Основные виды умозаключений.
31. Обращение и превращение.
32. Противопоставление предикату.
33. Выводы по "логическому квадрату".
34. Простой категорический силлогизм. Фигуры силлогизма. Специальные правила фигур. Модусы силлогизма.
35. Правила простого категорического силлогизма.
36. Сокращённый категорический силлогизм (энтимема).
37. Прогрессивный полисиллогизм.
38. Регрессивный полисиллогизм.
39. Сориты.
40. Эпихейрема.
41. Прямые выводы. Чисто условные умозаключения.
42. Условно-категорические умозаключения.
43. Разделительные умозаключения.
44. Лемматические умозаключения. Конструктивная дилемма.
45. Деструктивная дилемма.
46. Индуктивные умозаключения. Роль индукции в праве.
47. Полная индукция. Популярная индукция.
48. Индукция через анализ и отбор фактов. Условия повышения степени вероятности выводов по данной индукции.
49. Научная индукция на основе установления причинных связей. Достоверность её заключений.
50. Индуктивные методы установления каузальности: метод сходства, метод различия.
51. Индуктивные методы установления каузальности: метод сопутствующих изменений, метод остатков.
52. Умозаключение по аналогии, его виды.
53. Понятие аргументации. Определение и структура доказательства. Роль теории аргументации в праве.
54. Прямое и косвенное доказательство.
55. Опровержение. Прямой и косвенный способы опровержения.
56. Правила доказательного рассуждения. Ошибки, совершаемые относительно доказываемого тезиса.
57. Правила по отношению к аргументам. Ошибки в основаниях доказательства.
58. Софизмы, паралогизмы, логические парадоксы.
59. Гипотеза как форма познания, виды гипотез.
60. Построение и опровержение гипотез.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ

1. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика. - М., 2001.
2. Гетманова А.Д. Логика. - М., 1986.
3. Журавлев Г.Т., Ивлев В.Ю., Ивлев Ю.В. Логика. - М., 1998.
4. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. - М., 2000.
5. Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике. - М., 1997.
6. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. - М., 1975.
7. Свинцов В.И. Логика. - М., 1987.
8. Шутеев Г.Е. Логика. - Томск, 1998.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ

1. Арно А., Николь П. Логика, или искусство мыслить. - М., 1991.
2. Бойко А.П. Краткий курс логики. - М., 1995.
3. Гжегорчик А. Популярная логика. - М., 1979.
4. Григорьев Б.В. Классическая логика. - М., 1996.
5. Горский Д.П., Ивин А.А., Никифоров А.Л. Краткий словарь по логике. - М., 1991.
6. Жоль К.К. Логика в лицах и символах. - М., 1993.
7. Ивин А.А. Логика. - М., 1996.
8. Ивин А.А. По законам логики. - М., 1983.
9. Ивин А.А. Практическая логика. - М., 1996.
10. Ивин А.А. Элементарная логика. - М., 1994.
11. Курбатов В.И. Как развить свое логическое мышление. - Ростов-на-Дону, 1997.
12. Курбатов В.И. Логика. - Ростов-на-Дону, 1996.
13. Курбатов В.И. Логика в вопросах и ответах. - Ростов-на-Дону, 1997.
14. Кэролл Л. История с узелками. - М., 1983.
15. Кэролл Л. Логическая игра. - М., 1991.
16. Логический словарь: ДЕФОРТ. - М., 1994.
17. Никифоров А.Л. Общедоступная и увлекательная книга по логике, содержащая объемное и систематическое изложение этой науки профессором философии. - М., 1996.
18. Рузавин Г.И. Логика и аргументация. - М., 1997.
19. Смаллиан Р. Как же называется эта книга? - М., 1981.
20. Смаллиан Р. Принцесса или тигр? - М., 1985.
21. Смаллиан Р. Алиса в стране смекалки. - М., 1987.
22. Щедровицкий Г.П., Розин В.М., Непомнящая Н.И., Алексеев Н.Г. Педагогика и логика. - М., 1993.
23. Яшин Б.Л. Задачи и упражнения по логике. - М., 1996.

 

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика