Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Фридрих Ницше: поэт, мыслитель, пророк

Некрасова Елена Николаевна, доктор философских наук, профессор

Цель программы и читаемого по ней курса - познакомить студентов с учением одного из самых ярких, самых влиятельных, и в тоже время самых загадочных философов ХIХ века - Фридриха Ницше. С момента появления первых его книг и до наших дней не только не уменьшается интерес к его философии, но наоборот, каждый год выходят все новые и новые исследования, посвященные его творчеству, его личности, его трагической судьбе. В Европе и Америке нет более цитируемого философа, чем Ф. Ницше, а его влияние на ХХ век, причем не только в философии, но и в культуре, искусстве, политике, сравнимо с влиянием таких фигур, как К. Маркс и З. Фрейд.


Тема 1. Общая характеристика постклассической философии

Ф. Ницше и его место в философии второй половины XIX века. Основные характеристики постклассической европейской философии. Развитие естественных наук и философия позитивизма, утверждение буржуазного общества, демократизация общественных порядков, появление нигилистических тенденций в культуре Европы, появление массового человека, мертвящая рационализация искусства и религии. Появление экзистенциальных мотивов в философии (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор) и принципиально новых способов познания человека. Философия как жизненный подвиг мыслителя, как образ жизни.

Тема 2. Жизнь Ф. Ницше

Гимназические и студенческие труды Ницше. А. Шопенгауэр как воспитатель. Ницше и музыка Вагнера. Поиски собственного стиля философствования. Ницше и болезнь. Проблема "гений и безумство" в творчестве Ницше. Посмертная судьба произведений Ницше. Основные посмертные публикации трудов Ницше в Европе и России.

Тема 3. Ф. Ницше: Аполлон, Дионис и Сократ

"Рождение трагедии из духа музыки". Культ Аполлона и культ Диониса. Дионисийское и аполлоническое в искусстве и культуре. Критика Сократа. Сократовская диалектика и возникновение рациональной науки. Критика рациональной культуры. Возможность возрождения дионисийского начала в современной европейской культуре. Судьба книги Ф. Ницше.

Тема 4. Язык и стиль Ф. Ницше. Афоризм как форма философствования

Тексты Ницше как процедуры чтения текста. Преодоление установок "абсолютного читателя" и "абсолютного писателя". Чтение как продолжающееся написание книги. Мыслить для Ницше - это прежде всего создавать письмо, мыслить афоризмами. Книга афоризмов как воплощение строения бытия, которое остается невидимым, если не предпринято интерпретационное усилие, если нет игры языка. Принципиальная незавершенность, недописанность афоризма. Афористическое письмо как упражнение в хаосе.

Тема 5. Происхождение человека, учение о человеке и сверхчеловеке

Естественный отбор и супершимпанзе. Критика Дарвина. Проблема преодоления животности. Мыслители, художники и святые как образцы сверхчеловека. Человек как путь к сверхчеловеку. Человек как то, что должно быть преодолено. Ф. Ницше и Ф. Достоевский. Специфика человеческого бытия. Самопознание как опасное путешествие вглубь. Жизнь как риск - единственный путь открытия смысла существования. Проблема предназначения человека.

Тема 6. Ф. Ницше и Заратустра

"Так говорил Заратустра" как ницшевская Библия. Книга как музыка, написанная словами. Переживание - путь к осмыслению. Проблема чтения книги. "Заратустра" как комментарий ко всем последующим произведениям Ницше. Основные символы книги. "Так говорил Заратустра" как художественная квинтэссенция основных идей Ницше.

Тема 7. Генеалогия морали

Гипотеза Ф. Ницше о происхождения морали. Мораль и страдание. Мораль и одиночество. Проблема личной ответственности и личного долга. Безличная мораль - путь к разрушению общества. Достижение четырех добродетелей (мужества, прозорливости, сочувствия и одиночества) как путь достижения нравственной свободы. Критика христианской и социалистической морали. Возможности преодоления стадной морали - морали рабов. Ницше о "твари" и "творце" в человеке.

Тема 8. Нигилизм. Удвоение мира. Смерть Бога. Проблема "стада"

Причины и условия возникновения нигилизма. Основные признаки нигилизма. Проблема преодоления двоемирия. "Смерть Бога" как радикальный поворот в европейской культуре. Проблема переоценки ценностей. Смерть Бога как условие обретения человеческой свободы. Преодоление бессмысленности мира после смерти Бога. Нигилизм и возникновение "стада". Основные признаки "стада". Нигилизм как внутренняя логика исторического свершения Запада. Ницше - пророк будущих мировых катаклизмов.

Тема 9. Теория вечного возвращения

Вечное возвращение как суперисторическая точка зрения. Цель исторического развития не в будущем, а в каждом полностью пережитом мгновении, в каждом появившемся сверхчеловеке. Появление гения как действие в истории закона вечного возвращения того же самого. Вечное возвращение как возможность остановить мгновение, как любовь к вечности. Категорический императив Ницше: "жить так, чтобы ты мог хотеть жить снова". Философия Ницше - синтез Гераклита и Парменида: в становлении выражается характер бытия, в моменте - вечность.

Тема 10. Философия истории Ф. Ницше

Философия истории как раскрытие первичного мифа, неисторического ядра истории народа, сохраняющегося в последующих изменениях культуры. Историческое и неисторическое мироощущения, их взаимодополняемость. Три рода истории: монументальная, антикварная и критическая. Попытка создания критической истории. Разрушение прошлого как возможность жить дальше.

ЛИТЕРАТУРА

Основная:
1. Ницше Ф. Сочинения в 2-х тт. - М., 1990.
2. Ницше Ф. Избранные произведения в 3-х тт. - М., 1994.
3. Ницше Ф. Стихотворения. Философская проза. - СПб., 1993.
4. Ницше Ф. Черновики и наброски 1887-1889 гг. // Ницше Ф. Полное собрание сочинений в 13 томах. Т. 12. - М., 2005; Т. 13. - М., 2006.
5. Nietzsche F. Gesammelte Werke. Bindlach. 2005.
6. Данто А. Ницше как философ. - М., 2000.
7. Делез Ж. Ницше и философия. - М., 2003.
8. Марков Б.В. Человек, государство и Бог в философии Ницше. - СПб., 2005.
9. Ницше: pro et contra. Антология. - СПб., 2001.
10. Хайдеггер М. Ницше. Тт. 1-2. - СПб., 2006.
11. Ясперс К. Ницше. Введение в понимание его философствования. - СПб., 2004.

Дополнительная:
1. Андреева И.С. Современные зарубежные исследования философии Ницше: Научно-аналитический обзор // ИНИОН АН СССР. 1984 (серия: Проблемы философии за рубежом).
2. Белый А. Фридрих Ницше // Белый А. Символизм как миропонимание. - М., 1994.
3. Версаев В.В. Аполлон и Дионис (О Ницше). - М., 1924.
4. Визгин В.П. Ницше глазами Делеза // Вопросы философии. 1993. № 4. С. 47-48.
5. Галеви Д. Жизнь Фридриха Ницше. - СПб.; М., 1911.
6. Давыдов Ю.Н. Два понимания нигилизма: Достоевский и Ницше // Вопросы литературы. 1981. № 9. С.115-160.
7. Деррида Ж. Шпоры: стили Ницше / Вступит. статья и пер. с фр. А. Гараджи // Философские науки. 1991. № 2. С.118-142; № 3. С.114-129.
8. Куклярский Ф.Ф. К.Леонтьев и Ф.Ницше как предатели человека // К.Н.Леонтьев. Pro et contra: Личность и творчество К.Леонтьева в оценке русских мыслителей и исследователей 1891-1917 гг. Кн. 1. - СПб., 1995. С.271-293.
9. Лёвит К. От Гегеля к Ницше. - СПб., 2002.
10. Лосев А.Ф. Ф.Ницше // Очерки античного символизма и мифологии. - М.: Мысль, 1993. С.27-38.
11. Ницше и современная западная мысль. Сборник статей. - СПб-М., 2003.
12. Подорога В.А. Выражение и смысл: коммуникативные стратегии в философской культуре XIX-XX вв. (С. Киркегор, Ф. Ницше, М. Хайдеггер). - М., 1991.
13. Свасьян К.А. Ф.Ницше - мученик познания // Ф.Ницше. Соч.: В 2-х тт. - М.: Наука, 1990. С. 5-46.
14. Соловьев В.С. Идея сверхчеловека // Ницше: pro et contra. Антология. - СПб., 2001.
15. Фауст и Заратустра. - СПб., 2001.
16. Франк С.Л. Фр. Ницше и этика любви к дальнему // Франк С.Л. Сочинения. - М., 1990.
17. Шестов Л. Добро в учении гр. Толстого и Ф.Ницше: философия и проповедь // Ницше: pro et contra. Антология. - СПб., 2001.
18. Шестов Л. Достоевский и Ницше (Философия трагедии) // Ницше: pro et contra. Антология. - СПб., 2001.
19. Эткинд А.М. Эрос невозможного: развитие психоанализа в России. - М.: Гнозис, 1994. С. 7-80.
20. Юнгер Ф. Ницше. - М., 2001.
21. Safranski R. Nietzsche. Biographie Seines Denken. M?nchen. -Wien. 2000.

Темы семинарских занятий
1. Учение Ф. Ницше о человеке и сверхчеловеке (4 ч.)
2. Основные идеи книги Ф. Ницше "Так говорил Заратустра" (4 ч.)
3. Ф. Ницше и критика морали (4 ч.)
4. Проблема нигилизма в трудах Ф. Ницше (4 ч.)

Темы рефератов
1. Аполлоническое, дионисийское и сократическое начало в европейской культуре (по работе Ф. Ницше "Рождение трагедии из духа музыки".
2. Миф, его значение и роль в современной культуре.
3. Мыслитель, художник и святой как представители сверхчеловека.
4. Ф. Ницше и Ф.М. Достоевский.
5. Основные идеи и символы книги "Так говорил Заратустра".
6. Гипотеза Ф. Ницше о происхождения морали.
7. Критика христианской и социалистической морали.
8. Ф. Ницше о "твари" и "творце" в человеке.
9. Проблема нигилизма в интерпретации Ф. Ницше.
10. "Смерть Бога" как радикальный поворот в европейской культуре.
11. Ницше - пророк будущих мировых катаклизмов.
12. Теория "вечного возвращения" Ф. Ницше.
13. Философия истории Ф. Ницше как раскрытие первичного мифа.
14. Ф. Ницше: историческое и неисторическое мироощущения, их взаимодополняемость.
15. Три рода истории: монументальная, антикварная и критическая.

Контрольные вопросы
1. Ф. Ницше и его место в философии второй половины XIX века.
2. Чем повлияли А. Шопенгауэр и Ф.М. Достоевский на духовное развитие Ф. Ницше?
3. Что такое "дионисийское" и "аполлоническое" начала в искусстве и культуре?
4. Почему Ницше не любил Сократа и в чем видел его разрушающее влияние на древнегреческое искусство?
5. Почему Ницше выступал против теории естественного отбора Ч. Дарвина, и что ей противопоставлял?
6. Как понимать слова Ф. Ницше: "человек - это то, что должно быть преодолено"?
7. В чем рациональный смысл учения Ницше о сверхчеловеке?
8. Что имел в виду Ницше, говоря, что единственными представителями истинной человечности являются, лишь философы, художники и святые?
9. Почему Ф. Ницше одиночество и страдание считал главными условиями морального совершенствования человека?
10. Как вы понимаете слова Ницше относительно морали: "Добродетель должна быть нашим изобретением, нашей глубоко личной защитой и потребностью: во всяком ином смысле слова она только опасность. Надо, чтобы каждый находил себе свою добродетель, свой категорический императив"?
11. Что такое, по Ницше "человек массы" и каковы основные характеристики массы (стада)?
12. Почему Ницше борется против христианской и социалистической морали?
13. В чем смысл теории Ницше о "любви к дальнему"?
14. Каковы основные признаки нигилизма (по Ницше) и продолжается ли эпоха нигилизма до сегодняшних дней?
15. Какой смысл вкладывает Ницше в идею "смерти Бога"?
16. Был ли Ницше атеистом?
17. Почему Ницше считал своим важнейшим открытием теорию вечного возвращения?
18. Как вы понимаете категорический императив Ницше: "Надо жить так, чтобы хотелось прожить еще раз"?
19. Какой вид исторического описания наиболее близок Ницше?
20. Почему способность забывать Ницше считает не менее важной, чем способность помнить?

 

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика