Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Консультирование в культуре современного общества

Бондаренко Ольга Револьдовна, кандидат биологических наук, старший преподаватель


Введение

Предлагаемый курс представляет собой попытку синтетического взгляда на сущность, место и функции консультирования в культуре современного общества. Подобный взгляд предполагает как историкокультурный взгляд на освещаемый феномен, так и акцентирование на современных актуальных запросах общества на подобного рода деятельность.
Основной акцент в курсе делается на сущность и "нерв" любого вида консультирования - его психологические аспект. Поэтому в курсе подробно разбираются не только теоретические представления о видах психологического консультирования, но и практические моменты - техники и приемы. Это позволит студентам не только получить сумму знаний о предмете, но и на практике приобрести навыками коммуникативной компетентности и эффективного взаимодействия, что является несомненной ценностью в современном обществе.


Лекция 1. Консультирование: введение в проблематику

Исторические формы консультирования. Место, задачи и функции консультирования в современном обществе.
Субъективные и объективные аспекты в консультировании. Виды консультирования.
Институциональные формы консультирования. Социальное пространство консультирования. Правовые нормы. Лицензирование. Профессиональное сообщество. "Парапрактики". Социальный контекст: этика и этикет консультирования.

Семинарское занятие 1
Вопросы к семинару (подтемы лекционного занятия)
Практикум: ролевая игра

Лекция 2. Психологическое консультирование

Психологическое консультирование как вид консультирования. Его отличие от других видов и форм консультирования.
Понятия коммуникации (вербальной и невербальной), коммуникативной компетентности, обратной связи.
Структура консультативной ситуации: стороны, формальные рамки, отношение, цели, мотивация. Понятия запроса и договора (контракта).

Семинарское занятие 2
Вопросы к семинару (подтемы лекционного занятия)
Практикум: ролевая игра

Лекция 3. Теории психологического консультирования

Теоретические основания разнообразия подходов в психологическом консультировании.
Виды психологического консультирования (деление по теоретической ориентации): личностно-ориентированное консультирование К.Роджерса, гештальт-консультирование Ф.Перлза, трансактный анализ Э.Берна, экзистенциальное консультирование И.Ялома и Р.Мэя, логотерапию В.Франкла и др.
Виды психологического консультирования (разные основания выделения): индивидуальное, супружеских пар, семейное, групповое; консультирование в учебных заведениях; консультирование детей и подростков; консультирование очное, заочное; консультирование по телефону; консультирование в кризисных ситуациях; проблема консультирования пожилых людей; танатотерапия и др.

Семинарское занятие 3
Вопросы к семинару (подтемы лекционного занятия)
Доклад на тему: "Сравнительный анализ выбранных теорий консультирования"

Лекция 4 - 5. Теории личности

Основные теории личности.Дуальные и триангулярные структуры в теориях личности. Типовые эффекты коммуникации и самокоммуникации. Возрастные и социокультурные особенности. Типологии личности. Особенности консультирования в зависимости от типов личности. Диагностические процедуры в психологическом консультировании.

Семинарские занятия 4 - 5
Вопросы к семинарам (подтемы лекционных занятий)
Типологические тесты

Лекция 6. Практика психологического консультирования

Методы и техники психологического консультирования. Общие техники и технологии ведения беседы (постановка вопроса, активное слушание, техники малого разговора, техники вербализации и т.д.). Специфические техники: регуляция эмоционального состояния, техники релаксации, фокусирование, свободное и направленное воображение, вербализация и др. Основные и типичные трудности в консультировании.

Семинарское занятие 6
Вопросы к семинару (подтемы лекционных занятий)
Практикум навыков консультирования

Лекция 7. Конфликтология

Философские основание теорий конфликта: представления о природе человека и общества. Психологическая традиция изучения конфликта. Виды конфликтов. Структурные и динамические характеристики конфликта. Типы конфликтных личностей. Кризисные и стрессовые ситуации: предупреждение, мониторинг, разрешение. Медиаторство.

Семинарское занятие 7
Вопросы к семинару (подтемы лекционных занятий)
Практикум навыков медиаторства

Лекция 8. Консультирование в группах

Виды групп (тренинговые группы, группы встреч) и виды консультирования в них (директивное и недирективное ведение группы). Техники группового консультирования: ролевые игры, психодрама, экспрессивные методы, речевые формы коммуникации).

Семинарское занятие 8
Вопросы к семинару (подтемы лекционных занятий)
Проведение психологической группы, практикум навыков фисилитирования

Лекция 9. Организационное консультирование

Организация как субъект договора. Роль и позиция консультанта в организации: правовые, социальные и нравственные аспекты. Консультирование руководителя/лей (коучинг). Консультирование менеджеров высшего и среднего звена. Консультирование персонала. Особенности консультирования в организации. Теории организаций. Типы организаций (структура и динамика).

Семинарское занятие 9
Вопросы к семинару (подтемы лекционных занятий)
Практикум навыков организационного консультирования: деловая игра

Лекция 10. Перспективы консультирования

Перспективы развития: трудности и возможности. Социокультурное значение консультирования. Новые формы консультирования в постиндустриальном обществе.

Темы рефератов:
1. Особенности политического консультирования
2. Особенности консультирования по юридическим вопросам
3. Консультирование в структурах власти: специфика, трудности, возможности
4. Консультирование в организациях

Литература к курсу:

1. Авдеев В.В. Формирование команды. - М.,1998.
2. Ассаджиоли П. Психосинтез. - М., 1994.
3. Аугустинавичуте А. Соционика. Введение. - С.-Пб., 1998
4. Боуэн М.В.-Б. Духовность и личностно-центрированный подход // Вопросы психо-логии. - № 3 - 4. - 1992.
5. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: "Питер", 2003.
6. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - М.: "Питер", 2003.
7. Емельянов Е.Н., Попарницына С.Е. Психология бизнеса. - М., 1998
8. Каплан Р., Нортон Д. Организация, ориентированная на стратегию. - М., 2004.
9. Орлов А.Б. Психология и сущности человека. - М., 2002.
10. Психогимнастика в тренинге. Под ред. Н.Ю.Хрящева. - СПб, 1999.
11. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. - Самара, 1998.
12. Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. - М., 2002.
13. Рейджер Р., Сейдимен Д. Личность. - М., 2001.
14. Рудестам К. Групповая психотерапия. - СПб.: "Питер", 2000.
15. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности. - СПб., 2002.
16. Управление персоналом. Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - М., 1998.
17. Фопель К. Психологические группы. - М., 2001.
18. Эволюция психотерапии. Т. 1-3. - М, 1998.
19. Юнг К.Г. Психологические типы. - СПб., М., 1995.
20. Якокка Л. Карьера менеджера. - М., 1991.
21. 7 нот менеджмента. Настольная книга руководителя. - М., 1998.
22. Rogers C. On becoming a person. - Boston, 1961.
23. Rogers C. Client-centered therapy. - Boston, 1951.

 

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика