Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

История кино и анализ фильма

Синицын Анатолий Николаевич, старший преподаватель

Программа гуманитарного курса по выбору для студентов

Основная задача предлагаемого курса — ввести в контекст развития мирового кинематографа студентов негуманитарной специализации. Одно занятие предполагает лекцию и просмотр фильма. Фильмы при этом не только иллюстрируют материал данной лекции, но и, накапливаясь, дают представление о целостном, едином развитии эстетики мирового кинематографа. Существенным ограничением является отсутствие в настоящее время на видеоносителях значимых лент мирового кино не только зарубежного, но и отечественного. В этом случае приходится ограничиваться описанием в литературе, слайдами, фотоматериалами. Аналогичные проблемы возникают и при знакомстве с каким-либо направлением в художественном кинематографе или с творчеством мастеров кинорежиссуры с мировым именем. Поэтому мы избегали там, где это возможно, детальной расшифровки (имена, фильмы) содержимого лекционного материала, оставляя свободу выбора в зависимости от наличествующего видеофонда и новинок киноэкрана.

Предлагаемый курс является, в некотором смысле, продолжением семинара «История русского и советского кино в контексте истории СССР», проводимого для студентов-третьекурсников в МФТИ, только теперь — поменьше истории, побольше теории. Поэтому, здесь русское и советское кино занимает непропорционально малое место, так как предполагается, что ядро слушателей предварительно посещало семинары первого курса. Однако, это не исключает присутствия новичков: курс представляет собой единое целое, ключевые вопросы из истории русского и советского кино будут обязательно затронуты, а советское кино будет представлено, начиная с середины 50-х годов. Следует, правда, отметить, что знакомство новичков с кинематографом будет иметь поэтому несколько «космополитический» характер.

Курс разбит на три больших раздела. Существенное место уделяется знакомству с первыми шагами в развитии кинематографа, так как этим разделом традиционно пренебрегают в классических курсах по истории кино. Однако, именно в этот период наиболее явно прослеживается взаимодействие трех основных составляющих, формирующих мировой кинопроцесс: кино — как эстетический феномен, искусство; кино — как значительная и трудоемкая сфера производства в сложнейшем контексте социального, экономического и политического развития общества; кино — как средство массовой коммуникации. Фильмы, привлекаемые для иллюстрации, одновременно дадут представление об эстетике немого кино 10-х, 20-х годов нашего века.

Второй раздел представляет собственно ядро курса. Здесь мы знакомимся с основными эстетическими составляющими, формирующими язык кино, представляем воззрения известнейших теоретиков и практиков кинорежиссуры. При просмотрах лекционный материал иллюстрируется наиболее выдающимися работами мастеров кино, однако исторический аспект развития киноэстетики, по возможности, также необходимо учитывать при выборе фильмов, — именно здесь студент должен приобрести столь необходимую для ориентации в мировом кино-процессе «насмотренность».

Третий раздел как бы завершает, подводит итог всему увиденному. Отсмотренный за год материал оценивается в ракурсе той или иной национальной кинематографии, атрибутируется к определенному эстетическому течению. Дается характеристика творчества того или иного выдающегося режиссера, в зависимости от конкретного содержания просмотров в течение года. В дискуссионной, семинарской форме обсуждаются проблемы развития современного кинопроцесса.

В процессе занятий предполагается подготовка студентом курсовой работы. Это может быть рецензия на фильм, книгу по кино, творческий портрет киномастера, — по выбору студента. Копии фильмов для рецензирования представляются видеотекой Кафедры истории культуры, кабельным телевидением МФТИ, там же студенты могут просмотреть их на видеомагнитофоне.

Два годовых курса: «История русского и советского кино в контексте истории СССР» и «История кино и анализ фильма» образуют большой двухгодичный цикл, достаточно полно охватывающий ключевые вопросы киноэстетики и истории кино.

I. Общее представление о киноведении.

Анализ фильма. История теорий кино.

1. Предыстория появления кино. Становление кинематографа как эстетического феномена, линия Люмьера и линия Мельеса. Монтажно — повествовательные достижения Гриффита. Дореволюционное кино в России.

2. Кино — искусство синтетическое. Понятие о синестезии. Специфика кинематографического синтеза в сравнении с синтезом пластических искусств и театральным синтезом. Особенности кино, как средства массовой коммуникации.

3. Литературные корни киноповествования. Проблемы сценария: техническое руководство для съемок или высокая литература. Сценарий как «стенограмма эмоционального порыва» /Эйзенштейн/. Борьба «авторского кино» со сценарием. «Прямое кино». Классификация основных сюжетных схем.

4. Изобразительный ряд. Художник и оператор в работе над фильмом. Типы и особенности движения камеры, работа трансфокатора, значение ракурса. Хаос цвета и гармония виража.

5. Режиссура в кино, ее отличие от театральной режиссуры. Монтаж как метод режиссуры и специфический для кино смыслообразующий принцип. «Творимая реальность» Кулешова. Эволюция взглядов Эйзенштейна на монтаж и режиссуру, значение его теоретического наследия. Дзига Вертов. Многообразие типов монтажного построения в современном кино.

6. Становление концепции актерской игры в истории кино. Понятие о фо-тогении. «Натурщик» Кулешова. Эйзенштейн: от типажа к актеру. Мировые школы актерского мастерства. Кинозвезды.

7. Звуковой ряд. Кино немое и звуковое. Графическое слово в фильме. Музыка, шумы. Фильм как музыкальная форма.

8. Общие проблемы поэтики кино. Жанр. Стиль. Кино, ТВ и видео. Документальное и научно-популярное кино, мультипликация. Экспериментальные работы, Underground и параллельное кино.

ЛИТЕРАТУРА К I-му РАЗДЕЛУ

1. Соколов  И. «История изобретения кинематографа», М., 1960.
2. Мижуев  П. Г. «Томас Эдисон. Его жизнь и достижения», М., 1926.
3. Лихачев  Б. С. «Кино в России /1896-1913/», Academia, Л.,1927.
4. Балаш  Б. Видимый человек. 1925; Культура кино. 1925.
5. Гад Урбан, Кино. Л., 1924.
6. Гармс  Р. Философия фильма.
7. Деллюк  Л. Фотогения кино. 1924; В дебрях кинематографа. 1924.
8. Кулешов  Л. В. Искусство кино. Практика кинорежиссуры. М., Госкиноиздат, 1935. Репетиционный метод в кино. М., 1935; Знамя кинематографии /из тома 1/
9. Левидов  М. Лев Кулешов. М.-Л., Кинопечать, 1927.
10. Муссинак Л. Рождение кино. Л., 1927.
11. Пиотровский А. Художественное течение в современном кино. Т-к-печать, 1928.
12. Поэтика кино. Сборник статей. 1927.
13. Пудовкин В. Киносценарий. 1926; Кинорежиссер и киноматериал. 1926;
Актер в фильме. 1934.
14. Дзига Вертов, «Статьи, дневники, замыслы», М., 1965: Мы; Пятый номер «Киноправды»; Киноки — Переворот; О значении неигровой кинематографии; Киноглаз; О «Киноправде»; Основное киноглаза; «Человек с киноаппаратом»; От киноглаза к радиоуху: «Три песни о Ленине» и «Киноглаз»; В защиту хроники.
15. Эйзенштейн С. М., Избр. произв. в 6-ти томах: т.1 - Как я стал режиссером, К вопросу о материалистическом подходе к форме; т.2 — Монтаж аттракционов, За кадром, Будущее звуковой фильмы /заявка/, Перспективы, Четвертое измерение в кино, «Одолжайтесь!», «Э! О чистоте киноязыка», Выступление на творческом совещании 1935 г., * Монтаж 1938, * Вертикальный монтаж; т.3 — О строении вещей, Еще раз о строении вещей, Цветовое кино /письмо Кулешову/; т.5 — Гордость, Диккенс, Гриффит и мы.
16. Довженко А. Избр. произв. в 4-х томах: т.4 — Слово в сценарии художественного фильма.
17. Селезнева Т., Киномысль 20-х годов, М., 1972.


II. Важнейшие эстетические течения. Мастера кинорежиссуры.

Национальные кинематографии.

1. Общее знакомство с мировым кинопроцессом. Характеристика основных национальных кинематографий /Италия, Германия, Франция, Англия, США, СССР, Япония /.

2. Французский авангард, Германия 20-х — 30-х, перекличка с аналогичными поисковыми работами в России.

3. «Поэтический реализм» во Франции. Рене Клер. Жан Виго. Жан Ренуар. Жюльен Дювивье. Творческий союз Жака Превера и Марселя Карне.

4. Жан Габен — становление великого актера Франции. Жан Луи Барро, Мишель Симон, Арлетти, Фернандель на экране. Вклад стилистики фильмов «поэтического реализма» в художественный арсенал французского и мирового кино.

5. Эстетика итальянского неореализма. Истоки, влияние теории и практики советского довоенного кино. Ранний Висконти. Роберто Росселлини, Витторио Де Сика, Джузеппе Де Сантис. Теоретические работы Чезаре Дзаваттини. Начало творческого пути Федерико Феллини и Микельанжело Антониони. Кризис неореализма. Итоги.

6. Советское кино хрущевской «оттепели». Прорыв на экран талантливой молодежи. Содержательные и формальные находки. Шукшин. Параджанов. Тар-ковский до Италии. Ранние фильмы Отара Иоселиани. Лариса Шепитько и Кира Муратова. Творчество Геннадия Шпаликова. Конец «оттепели», — начало периода «полочного» кино.

7. 60-е годы за рубежом. Италия. Английские «рассерженные». Французская «новая волна», немецкое «новое кино». 70-е годы — советское кино уходит из контекста мирового кинематографа.

8. Кино стран «социалистического содружества». Анджей Вайда. Золтан Фабри. Чешские фильмы Милоша Формана. Душан Макавеев в Югославии.

ЛИТЕРАТУРА КО II-му РАЗДЕЛУ

1. Сб. «Из истории французской киномысли 1911-1933», М., 1988.
2. Лепроон  П. «Современные французские кинорежиссеры», М., 1960.
3. Божович  В. «Творчество Жака Фейдера», М., 1965; «Жан Габен», М., 1982; «Рене Клер», М., 1985; «О „новой волне“ во фр. кино», Воп. к-ва,8, 1964.
4. Ренуар Жан «Статьи. Интервью. Воспом-я. Сценарии», М., 1972.
5. Сб. «Кино Италии. Неореализм»
6. Соловьева  И. Н. «Кино Италии», М., 1961.
7. Краснова  Г. «Кино Германии»
8. Сб. «Кино Великобритании», М., 1970.
9. Погожева  Л. П. «Будапештские тетради», М., 1972.
10. Соболев Р. «Встреча с польским кино», М., 1967.
11. Маркулан Я. К. «Кино Польши», Л.-И., 1967.
12. Комаров С. В. «Чехословацкое кино», М., 1961.


III. Выдающиеся мастера режиссуры советского и зарубежного кино.

Современный кинопроцесс.

1. Федерико Феллини: «…всю свою жизнь я снимаю один большой фильм».
2. Ингмар Бергман: «Мои основные воззрения заключаются в том, чтобы вообще не иметь никаких основных воззрений».
3. Антониони и Занусси: кино «морального беспокойства».
4. Такие разные итальянцы: Лукино Висконти, Пьер Паоло Пазолини, Бернардо Бертолуччи, Этторе Скола, Марко Феррери.
5. 80-е годы — английское кино на подъеме: от Кена Рассела к Питеру Гринуею.
6. Специфика современного американского кино. Из «соцлагеря» — за океан: Милош Форман, Роман Поланский, Душан Макавеев.
7. Наши «эмигранты»: Андрей Тарковский, Андрон Кончаловский, Отар Иосселиани.
8. Мастера современного кино России. Алексей Герман. Кира Муратова. Александр Сокуров. Сергей Овчаров.

ЛИТЕРАТУРА К III-му РАЗДЕЛУ

1. Бачелис  Т. И. «Феллини», М., 1972.
2. Феллини  Ф. «Статьи. Интервью. Рецензии. Воспоминания», М., 1968.
Серия книг:
3. «Феллини о Феллини»
4. «Антониони об Антониони»
5. «Висконти о Висконти»
6. «Бергман о Бергмане»
7. «Уэллс об Уэллсе»
8. «Годар о Годаре»
9. «Вендерс о Вендерсе»
10.«Хичкок о Хичкоке»
11. Пазолини  П. П. «Смерть как смысл жизни. План-эпизод, или Кинематограф как семиология реальности. Искусство кино, 1991, N 9.
12. Пазолини  П. П. «Сценарий как структура, тяготеющая к иной структуре». Киносценарии, 1989, N 4.


ЛИТЕРАТУРА КО ВСЕМУ КУРСУ
1. Сб. «Строение фильма», М.1984.
2. Б. Балаш, «Кино. Становление и сущность нового искусства» М.1968.
3. С. М. Эйзенштейн, Избр. произв. в 6-ти томах.
4. Л. В. Кулешов, Собр. соч. в 3-х томах.
5. Дзига Вертов, «Статьи, дневники, замыслы», М., 1965.
6. Ж. Садуль, «Всемирная история кино» в 6-ти томах, 1958 — 1982.
7. А. Базен, «Что такое кино?», М., 1972.
8. А. Монтегю, «Мир фильма», Л., 1972.
9. М. Мартен, «Язык кино», Л., 1972.
10. З. Кракауэр, «Природа фильма или реабилитация реальности», М.1974.
11. «Киноведческие записки» — выпуски ВНИИ Киноискусства.
12. Сб. «Что такое язык кино?», М.1989.
13. Лотман  Ю. М.«Семиотика кино и пробл. киноэстетики», Таллин, 1973.
14. Иоскевич  Я. Б.«Методология анализа фильма». Л.,1978.
15. Митри  Ж.«Визуальные структуры и семиология фильма».
16. Гинзбург  С.«Знак и образ в киноискусстве» в сб.
17. Сб. «Проблемы современного кино». М.,1976.

 

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика