Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Религия и наука: христианская апологетика

Лега Виктор Петрович, выпускник МФТИ 1978 г. (ФФКЭ), кандидат богословия, доцент

Введение
Предмет и задачи курса

Характер взаимодействия науки и религии в разное время. Христианская дисциплина, изучающая взаимодействие науки и религии, — основное богословие, или христианская апологетика. Предмет основного богословия. Восстановление целостной истины как главная задача основного богословия. Взаимоотношение основного богословия и частных наук, а также философии. Отличие основного богословия от философии и других богословских дисциплин. Структура предмета «основное богословие». Обзор основных источников и пособий. Необходимость определения религии и науки.

Раздел I
Сущность и возникновение религии

Сущность религии
Необходимость решения вопроса о сущности религии. Этимология слова «религия», различные гипотезы: Цицерон, Лактанций, Августин, Сервий Сульпиций. Нерелигиозные и христианские концепции понимания сущности религии. Проблема определения религии. Необходимые элементы религии: вера в личностного Бога и сверхчувственный мир, необходимость Откровения, вера в бессмертие души, связь религии с нравственностью, необходимость Церкви и религиозного культа. Виды религий: теизм, деизм, пантеизм. Отличие религии от секты.

Происхождение религии
Два типа нехристианских концепций происхождения религии. Учения о возникновении религии во времени вследствие обмана, страха, обожествления великих людей, классовой притесненности, незнания сути явлений, развития сознания до уровня абстрагирования. Общие и частные ошибки этих теорий. Учение Фейербаха о сущностной врожденности религии человеку, ее критика. Прамонотеизм и возникновение политеизма в результате грехопадения. Доказательства в пользу первоначальности монотеизма.

Раздел II
Философские проблемы апологетики

Вера и разум
Философская апологетика: основные проблемы, методы их решения. Философия и христианство. «Философия — служанка богословия» (Климент Александрийский). Возможность использования различных философских систем для нужд христианской апологетики. Вера и разум. Необходимость решения проблемы веры и разума для обоснования существования христианской апологетики. Исторический обзор различных способов решения проблемы отношения веры и разума: блаж. Августин, Тертуллиан, Пьер Абеляр, Сигер Брабантский. Достоинства и недостатки каждого решения. Учение Лейбница о сверхразумности веры. Психологическое и онтологическое понимание веры. Вера как онтологическое свойство души.
Проблема истины. Различные определения истины. Критерий истины. Классическая, когерентная, прагматическая, марксистская, позитивистская концепции истины. Недостаточность и противоречивость философского и научного понимания истины. Метафизический, логический и этический смысл истины. Христианство как единственное учение, дающее решение проблемы истины.

Доказательства бытия Бога
Вопрос о доказательствах бытия Бога. Суть проблемы, ее сложность, противоречивость и актуальность. Отцы Церкви о возможности и ограниченности доказательств бытия Бога. Смысл фразы «доказательство бытия Бога». Классификация известных доказательств бытия Бога по двум группам: априорные и апостериорные. Анализ априорных (онтологического и нравственного) и апостериорных (космологического и физико-теологического) доказательств, их достоинства и недостатки. Православное решение проблемы.

Проблема свободы человека
Свобода человека — и всемогущество Бога и Его промысел. Христианское учение о человеке как образе Божием как основа решения проблемы свободы. Свобода и грехопадение. Учение преп. Максима Исповедника о двух свободных волях в человеке: природной и рассудочной, гномической. Свобода как выбор и свобода как независимость. Что означает выражение «раб Божий»? Смысл монашеского обета послушания как отказа от своей свободы. Свобода и познание истины. Свобода и необходимость. Критика нехристианских учений о свободе человека.

Вопрос о смысле страдания праведников (теодицея)
Суть проблемы, ее сложность и актуальность. Нехристианские и еретические способы решения проблемы, их ошибочность и противоречивость. Христианское решение проблемы: причина зла — в относительной самостоятельности тварного мира, свободной воле человека и первородном грехе. «Теодицея» Лейбница. Онтологический смысл грехопадения Адама и необходимости страданий в падшем мире. Онтологический смысл страданий Иисуса Христа и искупления Им грехов человечества.

Христианское учение о душе
Учение о душе, ее бессмертии. Проблема телесности и бестелесности души. Полемика свт. Игнатия (Брянчанинова) и свт. Феофана Затворника по вопросу о телесности души. Опора на ошибочные научные гипотезы XIX в. (флогистон, эфир) как причина неправильного решения свт. Игнатием вопроса о сущности души. Бестелесность души как основной аргумент в защиту ее бессмертия. Доказательства бессмертия души (Платон, Плотин, Максим Исповедник, Фома Аквинский, Декарт, Лейбниц).

Отношение к человеческому телу в христианстве
Важность телесной жизни для спасения человека, догматические основания для этого — воплощение Иисуса Христа, воскресение из мертвых. Уникальность христианства как религии, объясняющей смысл земной жизни человека, самопротиворечивость всех остальных религий. Необходимость заботы о телесном здоровье, мнения отцов Церкви об этом (свт. Василий Великий, преп. Максим Исповедник, авва Фалассий). Отношение христианской Церкви к физкультуре и спорту.

Раздел III
Естественнонаучные проблемы апологетики

Наука и христианство
Необходимость определения науки. Сущностные черты науки: общезначимость, системность, доказательность, проверяемость и др. Возникновение современной науки в XVI-XVII вв. из христианских и философских положений. Вера в Бога — Творца и Законодателя мира как необходимая предпосылка возникновения науки. Иные постулаты, лежащие в основе современной науки: учение о человеке как образе Божием, Боговоплощение как освящение мира, математизация естествознания, его теоретичность, разрушение античного Космоса. Антиеретическая и антиоккультная направленность науки в XVII веке. Оккультизм и ненаучность учения Джордано Бруно. Суд над Галилео Галилеем, трактовка суда В. Гейзенбергом. Отношения науки и христианства в последующие века. Отсутствие конфликта Церкви с наукой в православии.
Особенность религиозности ученых: Кеплер, Декарт, Ньютон, Паскаль, Лейбниц, Коши, Мендель, Пастер, Эйнштейн, Гейзенберг и др. Причины отхода современных ученых от Церкви.

Православное учение о чудесах
Проблема определения чуда. Чудо как событие, противоречащее законам природы. Природа чудес. Онтологическое обоснование возможности чуда. Спор Ньютона и Лейбница о природе и причине чудес. Примеры чудес: уникальные (в т. ч. евангельские) и постоянно действующие. Жизнь как чудо с точки зрения физики. Попытка Шредингера объяснить сущность жизни с точки зрения физики. Евхаристия как наиболее наглядное чудо. Причины непризнания людьми даже самых очевидных чудес.

Библия и наука
Историческая уникальность библейского описания сотворения мира. Соответствие Библии положениям современных наук: физики, геологии, биологии. Креационизм и эволюционизм в понимании сотворения мира и возникновения жизни. Христианство и частные науки: физика, математика. Возникновение вселенной. Большой взрыв. Антропный принцип. Проблема возникновения жизни, отношение к эволюции, происхождение человека.

Раздел IV
Исторические проблемы апологетики

Уникальность Библии. Доказательство историчности ветхозаветных событий: археологические данные, кумранские рукописи, тщательность переписывания ветхозаветных книг как гарантия подлинности текста. Историчность евангельских событий. Свидетельства нецерковных историков о Христе (Иосиф Флавий, Тацит, Плиний Младший, Светоний). Надежность евангелий как исторических документов. Критика учений о «естественности» воскресения Христа (обморок и т. п.). «Туринская плащаница».
Библия как богооткровенная книга. Критерии богооткровенности: историческая истинность и сверхразумность ее положений (чудеса, пророчества).

Заключение
Христианство в современном мире

Христианство и культура
Определение понятия «культура»: узкий (искусство) и широкий (всё созданное человеком). Истинное понимание культуры как синтеза высших ценностей человечества - Истины, Добра и Красоты. Духовные основы культуры. Учение отцов Церкви о трехчастности души как основа духовности и культуры. Культурологический смысл православного учения об обожении человека. Христианское понимание прогресса.
Причины и особенности современного атеизма. Гносеологические и психологические корни материализма, неверия и атеизма.

Темы семинарских занятий

Занятие 1. Сущность и происхождение религии
Необходимость решения вопроса о сущности религии. Нерелигиозные и христианские концепции понимания сущности религии. Проблема определения религии. Необходимые элементы религии: вера в личностного Бога и сверхчувственный мир, необходимость Откровения, вера в бессмертие души, связь религии с нравственностью, необходимость Церкви и религиозного культа. Виды религий: теизм, деизм, пантеизм.
Учения о возникновении религии во времени: просветительская, марксистская, психоаналитическая концепции. Общие и частные ошибки этих теорий. Учение Фейербаха о сущностной врожденности религии человеку, ее критика. Православное учение о прамонотеизме и возникновении политеизма в результате грехопадения. Доказательства в пользу первоначальности монотеизма.

Контрольные вопросы к занятию:
1. Можно ли дать определение религии?
2. Атеистическое определение религии, его недостатки.
3. Необходимые элементы религии.
4. Каковы отличия теизма от деизма и пантеизма?
5. Почему вопрос о времени возникновения религии является столь принципиальным?
6. Сущность просветительской концепции происхождения религии, ее ошибочность.
7. Сущность марксистской концепции происхождения религии, ее ошибочность.

Занятие 2. Вера и разум. Доказательства бытия Бог Необходимость решения проблемы веры и разума для обоснования существования христианской апологетики. Исторический обзор различных способов решения проблемы отношения веры и разума: блаж. Августин, Тертуллиан, Пьер Абеляр, Сигер Брабантский. Учение Лейбница о сверхразумности веры. Психологическое и онтологическое понимание веры. Вера как онтологическое свойство души.
Вопрос о доказательствах бытия Бога. Отцы Церкви о возможности и ограниченности доказательств бытия Бога. Классификация известных доказательств бытия Бога по двум группам: априорные и апостериорные. Анализ априорных (онтологического и нравственного) и апостериорных (космологического и физико-теологического) доказательств, их достоинства и недостатки. Православное решение проблемы.

Контрольные вопросы к занятию:
1. Можно ли доказывать религиозные положения или следует принимать их только на веру?
2. Какие можно назвать варианты решения вопроса об отношении веры и разума?
3. Какова роль доказательств бытия Бога в христианском богословии?
4. В чем суть онтологического доказательства бытия Бога?
5. В чем суть нравственного доказательства бытия Бога?
6. В чем суть физико-теологического доказательства бытия Бога?
7. Какие доказательства бытия Бога более убедительны?

Занятие 3. Возникновение науки и христианство
Необходимость определения науки. Сущностные черты науки: общезначимость, системность, доказательность, проверяемость и др. Возникновение современной науки в XVI-XVII вв. из христианских и философских положений. Антиеретическая и антиоккультная направленность науки в XVII веке. Оккультизм и ненаучность учения Джордано Бруно. Суд над Галилео Галилеем, трактовка суда В. Гейзенбергом. Отношения науки и христианства в последующие века. Особенность религиозности ученых: Кеплер, Декарт, Ньютон, Паскаль, Лейбниц, Коши, Мендель, Пастер, Эйнштейн, Гейзенберг и др.
Чудо как событие, противоречащее законам природы. Онтологическое обоснование возможности чуда. Спор Ньютона и Лейбница о природе и причине чудес. Причины непризнания людьми даже самых очевидных чудес.

Контрольные вопросы к занятию:
1. Существовал ли конфликт между христианством и наукой в XVII веке?
2. В чем отличие аристотелевской науки от галилеевской?
3. Какие положения лежат в основании современной науки?
4. Каким было отношение к чудесам у физиков XVII века?
5. Философско-религиозное обоснование чудес.

Интернет-ресурсы:

Персональный сайт Лега Виктора Петровича

 

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика