Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Мифология, наука и культура

Ковревская Вера Евгеньевна, кандидат философских наук

I. Мифология и ее место в культуре древнейших обществ (Шумеро-Вавилония, Египет, Индия, Китай). Особенности мифологического мировоззрения. Различие между мифологическим и научным пониманием природы. Генетизм мифологического мировоззрения и формирование идеи субстанциальности. Роль ближневосточной науки в формировании древнегреческой философии как новой формы общественного сознания. Генезис научного познания. Преднаука и развитая наука. Духовная революция Античности. Зарождение опытных наук.

II. Греческая мифология. Особенности древнегреческой мифологии по сравнению с мифологией ближневосточных стран. Мифологическая картина мира в поэмах Гомера и Гесиода. Гомеровский эпос. Зарождение «наследственного конгломерата». От «культуры стыда» к «культуре вины». Душа как Психея. Возникновение мифологемы судьбы. Концепция судьбы и предопределения. Судьба души после смерти тела.

III. Новая антигомеровская мифология в орфизме и пифагореизме. Альтернативные религиозные направления. Дионисизм. Миф о растерзании божественного младенца Диониса. Разделение человека на низшее (телесное, титаническое) и высшее (духовное, дионисийское) начала. Божественность и бессмертие души. Идея первородного греха. «Псюхе» как демон. Странствия души по телам животных и растений как наказание за первородный грех титанов (концепция метемпсихоза и ее предыстория). Греческие шаманы и истоки учения об очищения (пурификационизм). Тело как «могила» души. Жизнь — страдание для души. Цель жизни — очищение души — освобождение души от тела — искупление вины и возвращение души на небесную прародину. «Острова блаженных» у орфиков. Пифагорейский союз. Мифология и наука в деятельности пифагорейского союза. «Схематики» и «математики». Экзотерическое и эзотерическое учения. Учение о спасении души. Окончательное оформление «культуры вины» в пифагореизме. Учение о душе как управляющем начале тела. Память о прежних инкарнациях души (Пифагор). Душа как гармония частей тела. Философия и наука как потребность человеческого духа и путь к спасению.

IV. Греческий рационализм и реакция на него в классическую эпоху. Древнегреческое просвещение V в. до н. э. Софисты и Сократ. Разум как высший критерий. Смещение оси философского поиска с космоса на человека. Тезис Протагора. Логика, риторика, лингвистика. Кризис софистики. Комедии Аристофана. Попытка преодоления кризиса, предпринятая Сократом. Установка на самопознание. «Даймонион» Сократа. Диалектический метод. «Сократический диалог» — разговор по определенным правилам. Открытие нтерсубъективного слоя в сознании. Новый смысл «добродетели» и новая шкала ценностей. Этический интеллектуализм. Парадоксы сократовской этики. Реакция на рационализм. Упадок и искания. Еврипид — главный иррационалист Античности? Трагедии Еврипида: «Медея» и «Федра». Драма «Вакханки». Бессилие разума? Преследование интеллектуалов «по религиозным основаниям». Суд над Сократом. Интеллектуальный регресс следующего поколения: вера в мистику, магию, целительство. Увлечение иностранными культами.

V. Попытка «контрреформации», осуществленная Платоном. Новая платоновская мифология. Открытие метафизики. Гиперурания, или мир идей. Структура идеального мира. Аллегория пещеры. Происхождение и структура чувственно воспринимаемого космоса. Миф о творении мира Демиургом. Учение об иррациональной душе и попытка восстановления «наследственного конгломерата». «Федон» и попытка рациональных доказательств бессмертия души. Миф о летающей крылатой колеснице и обоснование учения о метемпсихозе. Закон Адрастии. Миф об Эре и судьба души после смерти тела. Итоги эсхатологии Платона и утопический социальный проект.

VI. Аристотель и научный подход. Энциклопедизм Аристотеля. Ликей. Теория науки Аристотеля, классификация наук и место в ней философии. Создание формальной логики. Закон противоречия и критика «доказательств по кругу». Опосредование и непосредственное: проблема начал науки. Метафизика Аристотеля. Учение Аристотеля о 4-х причинах. Понятие об «энтелехии». Телеологизм Аристотеля. Различение Аристотелем двух родов бытия — действительного и возможного. Аристотелевская концепция бога как абсолюта. Разделение физического мира на мир подлунный и мир
небесный. Соотношение математики и физики. Создание научной психологии. Душа и ее трехчастность: вегетативная,
чувствующая и понимающая душа. Подход к психологии бессознательного. Евдемонизм: счастье — высшая цель человека.
Рационалистическая этика. Учение о добродетелях как «золотой середине» между двумя крайностями. Политика Аристотеля. Классификация типов государственного устройства. Учение Аристотеля об идеальном государстве.

VII. Эпоха эллинизма и начало интеллектуального упадка. Духовные последствия завоеваний Александра Македонского. Религиозный синкретизм культуры эпохи эллинизма. Распространение космополитического идеала. Открытие индивида и идеал частной жизни. Крушение традиционных греческих идеалов. Трансформация эллинской духовной культуры в эллинистическую. Распад «наследственного конгломерата». Философия спасения. Выдвижение на первый план этики. Философские школы эпохи эллинизма: кинизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицим и эклектизм. laquo;Атараксия»,«автаркия» и пути их достижения. Отделение и расцвет частных наук Евклид и Аполлоний. Архимед и Герон. Аристарх. Эратосфен. «Возврат иррационального». Проникновение антирационализма в высшие слои. Увлечение оккультизмом. Астрологии, магическая медицина, алхимия. Распространение восточных культов. Религиозно-философские учения поздней Античности. Филон Александрийский. Гностицизм. Манихейство. Плотин и неоплатонизм — органистический итог античной философии. Новая синтетическая мифология. Мистическая диалектика Единого. Источники, природа и судьба человека. Возвращение к абсолюту и неоплатонический экстаз. Судьба неоплатонизма. Прокл и конец античной философии. Закат античной науки. Птолемей и Гален.

Темы семинарских занятий

1. Особенности мифологического мировоззрения. Различие между мифологическим и научным пониманием природы.
2. Духовная революция Античности. Зарождение научного познания. Учения первых греческих философов о природе.
3. Новая антигомеровская мифология в орфизме и пифагореизме.
4. Софисты и Сократ. Наступление и кризис рационализма.
5. Учение об идеях Платона. Попытка «контрреформации».
6. Учение Платона о душе. Попытка логических доказательств бессмертия души.
7. Космология Платона и учение о Мировой Душе.
8. Аристотель и научный подход. Основные идеи метафизики Аристотеля.
9. Психология, гносеология и логика Аристотеля. Рационалистическая этика Аристотеля.
10. Философские школы эпохи эллинизма.
11. Учение Плотина о Едином.

Контрольные вопросы к курсу

1. Что такое рациональность?
2. В чем отличие религиозной установки сознания от познавательной?
3. Охарактеризуйте понимание природы у ранних античных философов, отличие его от представлений Нового времени.
4. Проследите зарождение и эволюцию «наследственного конгломерата».
5. В чем отличие «культуры стыда» от «культуры вины»?
6. Почему идея кармы не была воспринята западным сознанием?
7. Почему в христианстве неприемлем тезис о переселениях души?
8. Охарактеризуйте вклад пифагорейцев в развитие науки (математики, астрономии, акустики, медицины и других научных дисциплин).
9. Какова была главная установка древнегреческого Просвещения? В чем ее отличие от Просвещения нового времени?
10. В чем заключался этический интеллектуализм Сократа и какова была реакция на него культурной общественности?
11. Каковы глубинные причины гонений на интеллектуалов в Афинах в последней трети IV в. до н. э. и последующего интеллектуального регресса?
12. Можно ли найти в современной философии и психологии эквивалент античному представлению об «идеях»?
13. Что такое «закон Адрастии» у Платона?
14. Охарактеризуйте роль пифагореизма в учении Платона о Мировой Душе и творении космоса Демиургом.
15. Что такое «энтелехия» у Аристотеля? Каково ее отличие от «материи», «формы» и «энергии»?
16. Оцените вклад аристотелевской традиции в одну из современных наук (по выбору).
17. Каково различие уравнивающей и распределяющей справедливости у Аристотеля?
18. В чем отличие этического идеала Аристотеля от этического идеала Платона?
19. Что объединяет философские школы эллинистической эпохи?
20. Как сочетается общая скептическая окрашенность античной мысли с ее рационалистическими устремлениями и достижениями?

Темы реферативных работ

1. Гомеровская мифология и психология.
2. Софисты и Сократ. Древнегреческое Просвещение V — IV вв. до н. э.
3. Доказательства бессмертия души у Платона (по диалогу «Федон»).
4. Учение Платона о Мировой Душе и ее роль в творении космоса (по диалогу «Тимей»).
5. Учение Платона об идеальном государстве (по диалогам «Государство», «Законы»).
6. Учение Аристотеля о душе. Создание научной психологии (по трактату «О душе»).
7. Рационалистическая этика Аристотеля. Учение о добродетелях (по трактату «Никомахова этика»).
8. Политика Аристотеля. Классификация типов государственного устройства (по трактатам «Никомахова этика» и «Политика»).
9. Отделение и расцвет частных наук в эпоху эллинизма.
10. Неоплатонизм Плотина. Мистическая диалектика Единого.

Литература

Антология мировой философии. М.,1969, т.1, ч.1
Платон. Пир. Федр. Федон. Государство. Тимей. Собр. соч.
Аристотель. О душе. Никомахова этика. Политика. Соч. в 4-х тт. т.1, т.4, М., 1975-1984
Гностики или о «лжеименном знании». Киев, 1997
Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М., 1995
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых
философов. М.,1979,
Плотин. Эннеады. Киев, 1995
Прокл. Платоновская теологии. СПб. 2001
Аверинцев  С. С. Аналитическая психология Юнга. В кн.: О современной буржуазной эстетике. М.,1972
Вебер  М. Избранное. Образ общества. М.,1994.
Гайденко  П. П. История греческой философии в ее связи с наукой. М.,2000
Гегель  Г. В. Ф. Философия духа. В кн.: Энциклопедия философских
наук. т.3
Блонский  П. П. Философия Плотина. М., 1918
Голосовкер  Я. Э. Логика мифа. М., 1987
Доддс  Е. Р. Греки и иррациональное. М., 2000
Драч  Г. В. Проблема человека в Античной философии. Ростов-н-Д.,1987
Иванов. В. В. Дионис и прадионисийство. СПб.,1994
Жмудь  П. Пифагорейцы. СПБ,1993
Лосев  А. Ф. История античной эстетики. Тт. 1-8. М., 1964-1992
Лосев  А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957
Лосев  А. Ф., Тахо-Годи А. А. Платон. Аристотель. М.,1993
Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.,1987
Трофимова  М. К. Историко-философские вопросы гностицизма. М.,1979
Хейзинга  Й. Homo ludens. М., 1992
Мифы народов мира. М.,1977
Хюбнер  К. Истина мифа. М.,1996
Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М., 1980
Шпенглер  О. Закат Европы. М.,1992
Ясперс  К. Истоки истории и ее цель. В кн.: Смысл и назначение
истории. М.,1991

 

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика