Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Кафедра общей физики

 

Сайт кафедры

Трудность обучения физике физтехов заключалась в том, что нужно было научить физике тех, кто будет физику развивать. Так было на протяжении четырех с половиной десятилетий. Так будет?! Начнем с начала...

В те далекие послевоенные времена, когда искали формы и методы воспитания отечественной плеяды физиков, когда строи­лись планы создания высшего учебного заведения новой формы, кафедру физики поручили организовать одному из "отцов" Физ­теха - академику Петру Леонидовичу Капице. Он сделал все воз­можное, чтобы физтехи сумели "постигнуть физики мир трудн­ый". Занятия начались в 1947 году. Первые студенты физико-тех­нического факультета слушали курс экспериментальной физики у самого Капицы, теоретической - у тогда еще профессора Льва Давыдовича Ландау.

Лекции академика Капицы П.Л. были направлены на рас­крытие и объяснение сути физического явления, методам и спосо­бам его наблюдения, исследования.

Лекции Ландау Л.Д. были игрой ума физика-теоретика, бле­стяще владеющего математическим аппаратом, дающим "простые" объяснения физическим явлениям и процессам. Порой "простота" объяснения физического явления давалась одной-двумя формула­ми, для раскрытия которых требовались часы сложных математи­ческих построений.

Физический практикум под руководством Петра Леонидо­вича ставил Александр Иосифович Шальников - "правая рука" в части экспериментальных работ. За свои уникальные приборы и эксперименты он был трижды удостоен Государственной премии СССР. Академик Шальников А.И., будучи руководите­лем практикумов и лабораторий по физике, положил в их основу современное оборудование, в ряде случаев отказавшись от "клас­сического". Были созданы электровакуумная лаборатория, всевоз­можные мастерские по производству оригинальных приборов. Большое внимание было уделено демонстрационному кабинету. Известно, что праматерь Физтеха - Московский университет гордился своим неповторимым демонстрационным кабинетом, сво­ими уникальными, музейными физическими приборами и обору­дованием. Капица П.Л. решил создать свой демкабинет по уровню выше университетского. Много сил отдал Александр Иосифович разработке новых экспериментов и демонстраций, сопровождаю­щих лекционный курс академика Капицы. Однако Александр Иосифович не мог много времени отдавать любимому делу - конструированию физических демонстраций, поскольку было мно­го дел в Институте физических проблем по оснащению приборами и постановке экспериментов в области низких температур.

Большой вклад в становление оптической лаборатории внес академик Григорий Самуилович Ландсберг - известный советский ученый, основатель научной школы по спектроскопии и спектра­льному анализу, автор знаменитого курса "Оптика". Его учебник в трех томах по элементарной физике открыл дорогу многим физ­техам, популярен он и теперь.

В 1948 году заведовать лабораториями кафедры общей фи­зики был приглашен Кирилл Александрович Рогозинский. Ему же поручался и демонстрационный кабинет. Кирилл Александрович был уникальным заведующим. Одет всегда строго: в темно-синем мундире, в синих галифе, в сапогах. Он часами что-то точил, что-то строил, что-то налаживал, чему-то учил своих помощников. Он был требователен к себе и к сотрудникам. Иногда добрая улыбка из-под прокуренных коротких усов свидетельствовала об успехе в эксперименте. Усилиями Кирилла Александровича занятия в лабораториях были перенесены из стен физфака МГУ в лаборатории Физтеха. Большой вклад в модернизацию лабораторий кафедры после ее пере­езда в новый корпус внес заведующий лабораторией Владимир Ефремович Скороваров.

Уже в первые годы была заложена идея проведения заключительного экзаме­на по физике как защиты мини-диссерта­ции, как праздника физики на Физтехе. Экзамен состоял из письменной и устной частей. "Изюминкой" этого экзамена был "вопрос по выбору". Каждый студент был волен выбрать любой вопрос и подготовить по нему реферат, эксперимент, свою теорию… Комиссия из видных физиков Москвы и преподавателей Физтеха часами вникала в сольное выступление студента. Спорам, обсуждениям конца бы не было, если бы не ожидал свое­го часа следующий студент. Академик Капица П. Л., который при­думал такую форму экзамена, сам с большим удовольствием при­сутствовал на этих экзаменах, а также принимал живое участие в обсуждении их результатов.

В 1953 году кафедру общей физики возглавил профессор Габриэль Семенович Горелик. Он в 1929 году закончил Москов­ский государственный университет, затем учился в аспирантуре у академика Мандельштама Л. И. Габриэль Семенович на ка­федре физики Физтеха начал формиро­вать новое научно-техническое направле­ние, сочетающее вопросы теории колеба­ний и статистической радиофизики. Он на­чал формировать научную школу на Физ­техе. Один из его учеников, аспирант Ста­нислав Миронович Козел, стал популярным и любимым физтеховским профессором, известным во всем мире организатором школьных олимпиад. До своей трагической смерти в 1957 году Габриэль Семенович Горелик од­новременно с работой на кафедре руководил радиофизическим факультетом. Правой его рукой на факультете была Наталия Ивановна Петеримова . С 1953 года она работает и на кафедре об­щей физики. При ее участии в 1970 году была создана учебно-методическая лаборатория.

В 1960 году кафедру возглавил один из "птенцов гнезда Капицы" - Николай Евгеньевич Алексеевский. Он заведовал лабо­раторией Института физических проблем и занимался пробле­мами сверхпроводимости, измерениями в сильных магнитных по­лях, масс-спектроскопией. Он был избран членом-корреспон­дентом АН СССР, стал лауреатом Государственной премии СССР (1967), избран почетным доктором университета в Йене.

Николай Евгеньевич развернул кипу­чую деятельность на кафедре. Он старался "загрузить" научной работой всех ассис­тентов и доцентов кафедры, организовывал им рабочие места в стенах кафедры, своей лаборатории в ИПФ АН СССР. На кафедре помнят, как он долго добивался создания собственного, кафедрального, лазера с тем, чтобы использовать его излучение для напыления тонких сверхпроводящих пленок в условиях низких сверхнизких температур. Он был органи­затором практикума по физике твердого тела, магнитному резонансу, атомной и ядерной физике, другим актуальным нап­равлениям физики 60-х годов. Кафедра общей физики в эти годы насчитывала более 70 преподавателей, из которых четверть являлась штатными сотруд­никами. На кафедре работало более двадцати докторов наук, бо­лее семидесяти кандидатов наук, известные профессора и акаде­мики.

В 1965 году новый ректор Физтеха Олег Михайлович Белоцерковский пригла­сил заведовать кафедрой общей физики Сергея Петровича Капицу - сына Петра Леонидовича. Сергей Петрович Капица яв­ляется весьма разносторонним ученым. Его перу принадлежат работы в областях об­щей физики, радиоэлектроники, ядерной физики. Особенно интересен цикл работ, связанных с микротронами, предложенными и разработанными коллективом, возглавляемым С.П. Капицей. Сергей Петрович инициировал работы по синхронному излуче­нию, им сделано открытие в области фотоделения ядер и исследо­вана структура барьера деления актинидов.

Тридцать лет Сергей Петрович возглавлял кафедру общей физики Физтеха. Он творчески развил "систему Физтеха" применительно к кафедре, сформулировав со своими сотрудника­ми ряд принципов: привлечение талантливой молодежи со всей страны; опора на кадры базовых научно-технических коллекти­вов; сочетание широкого университетского образования с усилен­ной подготовкой студентов по специальности; индивидуальный подход к школьнику, а затем студенту Физтеха вплоть до его выпуска и распределения.

Отработана методика преподавания физики. Общая физика изучается на протяжении шести первых семестров и по учебному плану составляет 760 часов.В учебном процессе используются такие традиционные фор­мы обучения, как лекции, семинарские и лабораторные занятия, но их возможности расширены для самостоятельной и творческой работы студентов уже с первых лет обучения.

Курсы лекций занимают 25-30 процентов учебного плана, охватывают все разделы физики. Студенты делятся на четыре потока, до 150 человек в каждом. Традиционно лекции сопро­вождаются опытами и демонстрациями. За три года обучения сту­дентам показывают 300-400 демонстраций. Помимо основного кур­са, на кафедре читается до двадцати факультативных курсов по избранным разделам физики. Опыт преподавания физики позво­лил создать свои "фирменные" учебники. Это, прежде всего, шеститомный "Общий курс физики", написанный профессором Сивухиным Д. В.; "Введение в квантовую физику" профессора Гольдина Л. Л. и Новиковой Г. Н.; "фирменные задачники" Козела С.М., Рашбы Э. И., , Сивухина Д. В.

Развитию навыков самостоятельной работы служит система заданий. За се­местр студент решает до сорока задач, требующих от него изобретательности, знаний в выборе физических моделей. Надо заметить, что на протяжении деся­тилетий проведения олимпиад "Студент и научно-технический прогресс" студенты-физтехи неизменно занимали первые места среди команд университетов и дру­гих вузов.

Особое внимание уделяется лабораторным занятиям, кото­рые помогают студентам глубже понять основные физические закономерности, приобрести навыки экспериментальной работы, грамотно обрабатывать результаты эксперимента. Практикум по физике включает 460 лабораторных установок, охватывающих около 125 лабораторных работ. Кафедра обобщила большой объем работ по физи­ческому практикуму и выпустила посо­бие "Лабораторные занятия по физике" под редакцией профессора Гольдина Л.Л., а также отдельные методические разра­ботки.

Вся система преподавания физики способствует творческому развитию сту­дента, готовит его к заключительному экзамену по физике. Экзамен проводится в два этапа: письменная контрольная рабо­та и устный ответ без экзаменационных билетов по избранному вопросу. Устный экзамен принимают все преподаватели кафедры, видные физики базовых кафедр. Только преподаватель, который вел занятия в данной группе, в экзамене участия не принимает.

 

 

На протяжении вот уже почти пятидесяти лет кафедра об­щей физики Физтеха работает "под знаком Капицы". Легендар­ный ученый, академик с мировым именем, Петр Леонидович Ка­пица заложил основы преподавания и обучения физике, которые творчески развил в новых условиях Сергей Петрович.

"От Капицы до Капицы" на кафедре работали выдающиеся ученые: академики Лев Давыдович Ландау, Абрам Исаакович Алиханов, Лев Андреевич Арцимович, Григорий Самуилович Ландсберг, Роальд Зинурович Сагдеев, Георгий Тимофеевич Зацепин, Лев Петрович Питаевский; члены-корреспонденты Михаил Дмитриевич Галанин, Леонид Николаевич Курбатов, Сергей Михайлович Рытов, Николай Васильевич Карлов, Иммануил Лазаревич Фабелинский, профессора Сергеи Григорь­евич Калашников, Эммануил Иосифович Рашба, Николай Яковлевич Бубен, Юрий Васильевич Шарвин, Дмитрий Васильев­ич Сивухин, Лев Лазаревич Гольдин и др.

В настоящее время кафедрой общей физики заведует Максимычев Александр Витальевич .

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика