Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Кафедра иностранных языков

 

Кафедра иностранных языков МФТИ была задумана «отцами» Физтеха как кабинет иностранных языков и стояла в одном ряду с кафедрами физики, математики и другими. Кандидатуру на должность заведующего кабинетом они просили подобрать министра.


С самого начала становления кафедры ей уделялось особое внимание со стороны всех ректоров. Все понимали важность роли этой кафедры в становлении физиков, математиков, ученых-прикладников.


В 1947году, первом году своего существования, кафедра состояла из восьми преподавателей — выпускников института иностранных языков и филфака МГУ. Не было ни планов, ни пособий, ни технических средств. «Все мы были участниками эксперимента: создавался институт нового типа. Обучение языку тоже нужно было поставить по-новому…» - вспоминают старейшие преподаватели кафедры.


Менялся Физтех, менялась стратегия и тактика преподавания иностранных языков. Уже в 1948–1950 годах состав кафедры увеличился до 27человек. В 1950году кафедру возглавила Ирина Александровна Ершова, тогда еще аспирантка МГУ.


Когда Физтех был еще закрытым факультетом, студенты должны были знакомиться с иностранной литературой, должны были «читать и переводить со словарем» для того, чтобы узнавать о передовых достижениях и использовать почерпнутые знания и полученные данные в своей работе. При этом все физтехи первых лет понимали, к чему их готовят, где они будут работать, зачем им знание иностранных языков.


С самого начала своего существования Физтех не считался неязыковым вузом. Такое мнение специалистов основывалось на уровне преподавания языков. Это, прежде всего, небольшие языковые группы, большое количество часов, тщательный подбор преподавателей. Все это роднит Физтех с языковыми вузами. Однако на Физтехе есть своя особенность преподавания иностранного языка. Кто ее автор — пока еще секрет. Но все знают, что студенты всегда в долгу у преподавателя, благодаря пресловутой «системе долгов». Редкий физтех к концу семестра вылезал из «долговой ямы» по «инязу». Но все понимали — так надо!


В 1955году, после ухода И.А.Ершовой руководить кафедрой было поручено Марине Владимировне Синеокой. В то время на кафедре было 25преподавателей английского и 7 — немецкого языка.


В 1959году кафедру приняла Майя Васильевна Круть — умная, грамотная и волевая женщина. Она кандидат филологических наук, доцент, известный специалист в своей области.


В те годы стратегия языковой подготовки студентов заключалась в обеспечении им доступа к иностранной литературе по специальности. С каждым годом ее становилось все больше и больше. Поэтому кафедра проводила большую работу по подготовке учебных материалов, искала свои методы эффективного обучения студентов.


В 60-х годах на кафедре была создана лаборатория устной речи. Хотя лаборатория была оснащена простой аппаратурой, не очень надежной, но и это была ощутимая помощь преподавателю и студенту. Это были голоса «настоящих» англичан, французов, немцев. Стало обязательным изучение второго языка.


Майя Васильевна творчески подходила к задаче обучения и тактически обеспечивала ее решение. Были оборудованы лингафонные кабинеты, введена в строй аудиовизуальная техника, разработаны многочисленные пособия и методички, использован и адаптирован для Физтеха передовой опыт языковых вузов.


Однако преподаватели, да и студенты стали понимать, что иностранный язык — не только язык письменных текстов, подлежащих пониманию и пересказу, но и язык общения.


С вводом нового корпуса электроники кафедра получила новые аудитории, новое техническое оснащение.


В 1994году кафедру возглавила Алевтина Анатольевна Тельнова — кандидат филологических наук, доцент, владеющая английским и немецким языками. Приняла она кафедру в постперестроечное время, когда кадровые преподаватели кафедры, не выдержав нищенской оплаты труда, подались в коммерческие, финансово богатые структуры, когда у обедневшего института не было средств на приобретение нового оборудования для учебного процесса.


В то же время возросла заинтересованность студентов в изучении иностранных языков, они показывали более высокую стартовую подготовку. В отличие от своих предшественников, современные физтехи понимают, что без знания иностранных языков им не попасть в коммерческие структуры и банки, не освоить зарубежные аудитории и рынки. Поэтому им нужно освоить разговорный язык, а не «читать и переводить со словарем».


Вот и изменилась стратегия и тактика преподавания на кафедре. Молодая и энергичная Алевтина Анатольевна пошла на ряд беспрецедентных для истории кафедры шагов. Надо же такому случиться, что на кафедре появились первые мужчины! Скажи об этом в 60-х, 70-х и даже в 80-х годах!


Спрос студентов на разговорный английский язык кафедра пытается удовлетворить постановкой занятий в разговорных группах. Соответственно меняются кафедральные приоритеты, меняется методика обучения.


Благодаря кафедре иностранных языков английский язык (и не только он) прочно вошел в быт и жизнь физтехов.

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика