Адрес e-mail:

«Английский язык для академических и научных целей» в бакалавриате МФТИ (ГУ)

 Основная цель  преподавания и изучения английского  языка в бакалавриате МФТИ заключается в  формировании и развитии межкультурной профессиональной коммуникативной компетенции.  Учебный процесс организован таким образом, чтобы в результате обучения выпускники действительно владели английским языком как инструментом решения своих профессиональных задач и как средством  развития своих профессиональных и личностных качеств.

Надежными ориентирами в достижении данных целей  являются инновационные подходы и технологии их реализации в практике обучения, а именно: компетентностный подход, уровневый подход, контекстный подход, личностно-ориентированный подход. Все вышеназванные инновационные подходы в русле последних тенденций развития лингводидактики реализуются в процессе иноязычной подготовки на кафедре иностранных языков МФТИ с 2009 года.

 Базовой  целью  и необходимым условием результативности формирования и развития межкультурной профессиональной коммуникативной компетенции является достижение студентами конкретного уровня владения английским языком по общеевропейской классификации уровней во взаимосвязанном обучении  всем видам речевой деятельности,  что делает иноязычную подготовку прозрачной в качественном  отношении, поскольку уровни владения иностранным языком являются универсальными и не зависят от академического или профессионального контекста. Такая иноязычная подготовка закладывает прочный фундамент для  постепенной профессионализации курса английского языка, а стратегически – обеспечивает профессиональную мобильность. Ведь выпускнику МФТИ реально придется не один раз в течение жизни менять рабочее место, повышать квалификацию или проходить переподготовку.

Разноуровневый характер обучения определяется разной стартовой подготовкой первокурсников по английскому языку: А1, А2, В1 и B2, что непосредственно влияет на продолжительность  курса в бакалавриате от 3 до 4 лет по 4 академических часа в неделю.

Структурно курс английского языка “English for Academic and Science Purposes” в бакалавриате МФТИ состоит из трех компонентов:

       английский язык для общих целей

       английский язык для академических целей

       английский язык для научного общения.

Пропорциональное соотношение этих составляющих зависит от курса обучения и от уровня языковой подготовки студентов. На начальном этапе доля общего и академического английского языка по сравнению с английским языком для научных целей преобладает. Но по мере продвижения к старшим курсам бакалавриата доля обучения научному дискурсу возрастает. Это связано, во-первых, с объективным процессом формирования профессионального сознания студента на базе родного языка  и, во-вторых, с продвижением на более высокие уровни владения английским языком, что в комплексе позволяет студентам критически осмысливать профессионально значимый аутентичный материал на базе английского языка.

Таким образом, профессиональная деятельность будущего специалиста, включающая иноязычную компоненту как средство решения профессиональных задач и проблем, последовательно моделируется в курсе английского языка, во-первых, с опорой на этапы формирования профессионального сознания на родном языке и, во-вторых, на достигнутый уровень владения английским языком, что позволяет студентам овладевать не только терминологической системой языка специальности , но и получать опыт решения типичных  задач и проблем в рамках всего спектра профессионально-социального взаимодействия.

На младших курсах бакалавриата МФТИ учебный процесс по английскому языку строится в рамках учебной деятельности академического типа с овладением общим и академическим иностранным языком в контексте широкопрофильных ориентаций и на основе взаимосвязанного формирования и развития умений во всех видах речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение и письмо) по смешанной модели обучения (очная как ведущая форма в сочетании с дистанционной на базе СДО Moodle). Учебный рабочий план формируется на основе изучения общегуманитарных, общенаучных тем социокультурной направленности по уровням владения английским языком от А1 до B2/C1. Большое внимание уделяется формированию общенаучных знаний и умений, сопряженных с иноязычным общением.

Академическая компонента курса английского языка в бакалавриате МФТИ включает

       формирование навыков анализа, синтеза, обобщения и критического осмысления информации;

       обучение различным стратегиям чтения, преимущественно просмотровому и поисковому на материале текстов разного объема и жанровой принадлежности;

       развитие навыков восприятия устной речи по общенаучной тематике на материале прослушивания  лекций;

       обучение приемам конспектирования лекций (использование общепринятых сокращений, диаграмм, блок-схем, расположение конспекта на листе);

       формирование базовых умений публичной речи в формате академической презентации ;

       освоение и расширение «академического» словаря студентов: лексики нейтрального и формального стиля, характерной для таких видов письменной речи, как эссе, статья, отчет, официальное письмо, а также устных речевых ситуаций, требующих использования более формального и официального стиля, как например,  чтение доклада, выступление на научной конференции;

       академическое письмо (описание и анализ графической информации, академическое эссе);

 Изучение специального / научного английского языка в бакалавриате предполагает

       чтение текстов общенаучного характера или по тематике факультетов, что расширяет лексический минимум, связанный с будущей профессией;

       развитие навыков иноязычного общения по общенаучным темам (проведение дискуссий в группе по актуальным общенаучным темам и выступление с презентациями);

       отработка произношения и техники чтения  на примере специальных текстов;

       развитие навыков восприятия устной речи по узкоспециальной тематике на материале  лекций специалистов-носителей языка и знакомство студентов с обобщенными алгоритмами профессионально-речевого поведения в ситуациях иноязычного общения;

       развитие навыков и умений продуктивной письменной речи, в том числе, через реферативное изложение содержания общенаучных русскоязычных статей на английском языке (rendering).

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

МФТИ в социальных сетях