Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

«Английский язык для академических и научных целей» в бакалавриате МФТИ (ГУ)

 Основная цель  преподавания и изучения английского  языка в бакалавриате МФТИ заключается в  формировании и развитии межкультурной профессиональной коммуникативной компетенции.  Учебный процесс организован таким образом, чтобы в результате обучения выпускники действительно владели английским языком как инструментом решения своих профессиональных задач и как средством  развития своих профессиональных и личностных качеств.

Надежными ориентирами в достижении данных целей  являются инновационные подходы и технологии их реализации в практике обучения, а именно: компетентностный подход, уровневый подход, контекстный подход, личностно-ориентированный подход. Все вышеназванные инновационные подходы в русле последних тенденций развития лингводидактики реализуются в процессе иноязычной подготовки на кафедре иностранных языков МФТИ с 2009 года.

 Базовой  целью  и необходимым условием результативности формирования и развития межкультурной профессиональной коммуникативной компетенции является достижение студентами конкретного уровня владения английским языком по общеевропейской классификации уровней во взаимосвязанном обучении  всем видам речевой деятельности,  что делает иноязычную подготовку прозрачной в качественном  отношении, поскольку уровни владения иностранным языком являются универсальными и не зависят от академического или профессионального контекста. Такая иноязычная подготовка закладывает прочный фундамент для  постепенной профессионализации курса английского языка, а стратегически – обеспечивает профессиональную мобильность. Ведь выпускнику МФТИ реально придется не один раз в течение жизни менять рабочее место, повышать квалификацию или проходить переподготовку.

Разноуровневый характер обучения определяется разной стартовой подготовкой первокурсников по английскому языку: А1, А2 или В1, что непосредственно влияет на продолжительность  курса в бакалавриате от 3 лет до 4 лет по 4 академических часа в неделю.

Структурно курс английского языка “English for Academic and Science Purposes” в бакалавриате МФТИ состоит из трех компонентов:

       английский язык для общих целей

       английский язык для академических целей

       английский язык для научного общения.

Пропорциональное соотношение этих составляющих зависит от курса обучения и от уровня языковой подготовки студентов. На начальном этапе доля общего и академического английского языка по сравнению с английским языком для научных целей преобладает. Но по мере продвижения к старшим курсам бакалавриата доля обучения научному дискурсу возрастает. Это связано, во-первых, с объективным процессом формирования профессионального сознания студента на базе родного языка  и, во-вторых, с продвижением на более высокие уровни владения английским языком, что в комплексе позволяет студентам критически осмысливать профессионально значимый аутентичный материал на базе английского языка.

Таким образом, профессиональная деятельность будущего специалиста, включающая иноязычную компоненту как средство решения профессиональных задач и проблем, последовательно моделируется в курсе английского языка, во-первых, с опорой на этапы формирования профессионального сознания на родном языке и, во-вторых, на достигнутый уровень владения английским языком, что позволяет студентам овладевать не только терминологической системой языка специальности , но и получать опыт решения типичных  задач и проблем в рамках всего спектра профессионально-социального взаимодействия.

На младших курсах бакалавриата МФТИ учебный процесс по английскому языку строится в рамках учебной деятельности академического типа с овладением общим и академическим иностранным языком в контексте широкопрофильных ориентаций и на основе взаимосвязанного формирования и развития умений во всех видах речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение и письмо) по смешанной модели обучения (очная как ведущая форма в сочетании с дистанционной на базе СДО Moodle). Учебный рабочий план формируется на основе изучения общегуманитарных, общенаучных тем социокультурной направленности по уровням владения английским языком от А1 до B2. Большое внимание уделяется формированию общенаучных знаний и умений, сопряженных с иноязычным общением.

Академическая компонента курса английского языка в бакалавриате МФТИ включает

       формирование навыков анализа, синтеза, обобщения и критического осмысления информации;

       обучение различным стратегиям чтения, преимущественно просмотровому и поисковому на материале текстов разного объема и жанровой принадлежности;

       развитие навыков восприятия устной речи по общенаучной тематике на материале прослушивания  лекций;

       обучение приемам конспектирования лекций (использование общепринятых сокращений, диаграмм, блок-схем, расположение конспекта на листе);

       формирование базовых умений публичной речи в формате академической презентации ;

       освоение и расширение «академического» словаря студентов: лексики нейтрального и формального стиля, характерной для таких видов письменной речи, как эссе, статья, отчет, официальное письмо, а также устных речевых ситуаций, требующих использования более формального и официального стиля, как например,  чтение доклада, выступление на научной конференции;

       академическое письмо (описание и анализ графической информации, академическое эссе);

 Изучение специального / научного английского языка в бакалавриате предполагает

       чтение текстов общенаучного характера или по тематике факультетов, что расширяет лексический минимум, связанный с будущей профессией;

       развитие навыков иноязычного общения по общенаучным темам (проведение дискуссий в группе по актуальным общенаучным темам и выступление с презентациями);

       отработка произношения и техники чтения  на примере специальных текстов;

       развитие навыков восприятия устной речи по узкоспециальной тематике на материале  лекций специалистов-носителей языка и знакомство студентов с обобщенными алгоритмами профессионально-речевого поведения в ситуациях иноязычного общения;

       развитие навыков и умений продуктивной письменной речи, в том числе, через реферативное изложение содержания общенаучных русскоязычных статей на английском языке (rendering).

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика