Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

3.2. Между инструментом и предметом изучения

Как в науке, так и в прикладной деятельности существует условное разделение обязанностей: одни люди занимаются конкретными вещами (получают конечный результат, принятый в данной области), а другие так или иначе помогают им в этом (например, делают инструмент, облегчающий их работу). И нельзя сказать, что одна из этих двух целей работы чем-то предпочтительнее другой (например, престижнее); главное – чтобы каждый человек на каждом этапе своей карьеры выбирал более подходящую к своему характеру цель. В частности, работа «вспомогательного» (по отношению к основному бизнесу организации) персонала для многих людей намного интереснее работы «основного» персонала (как правило, «вспомогательные» работы оставляют больше места для творчества). В качестве примера можно указать IT-разработчиков в сравнении со специалистами по продажам авто.

Аналогично в науке: с одной стороны, есть так называемые предметные области (например, естественные или социальные науки), в которых люди заняты, прежде всего, изучением закономерностей в своем предмете (физике, биологии, психологии и т.п.) или на стыке этих предметов. С другой стороны, в науке есть математические, «методические» и другие «инструментальные» области, цель которых – изучить методы превращения одних знаний в другие (в том числе, в конечные результаты научных исследований), в частности, – методы извлечения знаний из первичных фактов (например, методы физических измерений). Ниже будем обозначить такие области словом «инструментальный» (т.к. выражения типа «математика – инструмент естественных наук» являются общепринятыми).

Наиболее очевидным преимуществом работы в чисто предметных областях является близость к конечному результату, возможность насладиться им и получить с него основную часть материальной выгоды. Кроме того, развитие занимающихся такой работой людей чаще всего направлено «вглубь» предмета, и им легче повторно использовать свои знаний и прежние достижения (именно о них говорят «эксперт в том-то»).

Кто стремится к такой «глубине» – тому есть смысл либо пойти в научные предметные области (физика, электроника, химия, геология, география, биология, психология, экономика, история, лингвистика и т.д.), либо стать экспертом по решению конечных задач, четко привязанных к определенной прикладной области (финансы, транспорт/логистика, энергетика, та или иная промышленность, юриспруденция, дизайн, медицина, страхование, недвижимость и т.д.).

И наоборот, люди, стремящиеся мыслить максимально широко, склонные «скорее к процессу, чем к конкретному результату», а также способные работать ради удовлетворения потребностей других людей, чаще добиваются успеха в инструментальных областях. В науке это математики, специалисты по Computer Science и по обработке данных, в практике – это разработчики программного и аппаратного обеспечения, IT-инженеры и т.п. Ближе к «инструментальной» также следует считать работу разнообразных консультантов, рекламщиков, журналистов, специалистов по поддержке, обучению и HR, а также специалистов по продажам, если продаваемая продукция устроена достаточно просто. И для руководителей различного ранга, даже если они работают в чисто предметной области, тоже зачастую более важным является владение универсальными инструментами (управления), чем знание этой предметной области (о руководящей работе см. 1.4).

К преимуществам работы указанных специалистов–«инструментальщиков» можно отнести большее разнообразие и большую свободу действий (при конструировании некоторого инструмента – технического, методического или организационного), а также более слабую зависимость от текущей финансовой конъюнктуры конкретной области, т.е. от того, высоки ли цены на нефть и вкладываются ли государственные деньги в нанотехнологии (см. также пример в пункте 3.1.3 ).

Инструментальные области могут образовывать цепочки типа «от самого универсального инструмента к самому конкретному предмету». Например, компьютерные науки (и технологии) – это инструмент компьютерного моделирования, а компьютерное моделирование – это наиболее общее обозначение для самого популярного инструмента получения результатов во всех предметных областях. «Ненаучный» пример цепочки таков: психология – инструмент специалистов по персоналу ( HR), а HR – инструмент повышения конкурентоспособности организации на рынке (кстати, не следует удивляться, что психология, упомянутая здесь как инструмент, выступает в качестве предметной области в другой «научной» цепочке; ведь, вообще говоря, наука – это инструмент практики). Благодаря таким цепочкам люди, которые не имеют выраженной склонности к одной из двух рассматриваемых крайностей, имеют возможность самореализоваться где-то посередине цепочек (в указанных примерах – в компьютером моделировании или в HR). В такой «середине» они одновременно пользуются преимуществами предметных и инструментальных областей (впрочем, и недостатков в такой работе, если ее неправильно построить, тоже может быть больше, чем на краях шкалы: некоторые из них на примере моделирования указаны в пункте 3.1.5 ).

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика