Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

3.1. Между наукой и практикой

Выбирать между научной и ненаучной работой рано или поздно приходится всем студентам МФТИ (за исключением тех немногих, кто еще на этапе поступления решил учиться ради престижа, а не ради будущей профессии). Но к сожалению, при этом выборе люди видят лишь верхнюю часть айсбергов научной и ненаучной карьеры; а некоторые вообще судят лишь по блестящей отделке офисов и не менее блестящему внешнему виду сотрудников коммерческих компаний (особенно финансовых и торговых).

Многих отпугивает то, что в научных и наукоемких организациях в качестве стартовой зарплаты (стипендии) называют в несколько раз меньшие суммы, чем в ненаучных; а зарплаты старших сотрудников там вообще обычно не называются. На самом деле в этом нет ничего странного: среднестатистический студент начинает приносить организации пользу (выгоду) в науке примерно через 3 года (а многие – вообще никогда!), в наукоемких технологиях – через 2 года, в высоких технологиях – через год, в остальных областях – через несколько месяцев или даже сразу. Что касается старших сотрудников наукоемких коммерческих компаний, то их зарплата действительно настолько сильно зависит от способностей и подготовки, что нет никакого смысла называть «зарплатную вилку», даже широкую. А если относительно старший сотрудник (например, свежеиспеченный кандидат наук) приходит в некоммерческую научную организацию, то определенную зарплату там ему вообще не предлагают, если не считать зарплатой ставку по 14му разряду ЕТС (и, возможно, некоторые общие надбавки). Однако взамен этой ставки от него требуется лишь несколько раз в году писать некоторое количество бюрократических документов и 1-2 раза в неделю присутствовать на совещаниях и других мероприятиях. И человек там имеет возможность брать на себя столько научных грантов и проектов, сколько в состоянии унести – может подключаться к имеющимся проектам, может «пробивать» свои проекты, а чаще всего под его руководство просто сваливаются проекты, уже «пробитые» более титулованными сотрудниками, которые рады их передать кому-то более энергичному (проектов, то есть денег, в отечественной науке сейчас намного больше, чем людей, способных разумно «освоить» эти деньги). Тем самым он обеспечивает себе доход не ниже дохода многих сверстников, живущих на одну коммерческую зарплату.

Ненаучную работу проще спланировать, проще оценить ее объем и разделить между несколькими людьми. Поэтому неудивительно, что в чисто прикладных областях (когда ничего нового не создается и не исследуется, а технологии лишь применяются для решения типовых задач) оптимальной является узкая специализация каждого сотрудника (минимизация типов работы, которую он выполняет одновременно), а также повышение его квалификации в узкой области за счет разнообразных тренингов. Для многих людей, желающих профессионально расти, глубокая специализация с целенаправленным обучением – это как раз то, что нужно.

Что же касается ученых, то они большую часть времени занимаются отнюдь не наукой и поэтому, с некоторой точки зрения, не растут как профессионалы (если под профессионализмом здесь понимать умение получать новые научные результаты). Примерно четверть времени старшего научного сотрудника уходит на написание заявок на гранты и договоров/тех.заданий по будущим проектам, четверть – на решение финансово-закупочных вопросов и написание отчетов по грантам и договорам, четверть – на статьи и конференции (сама по себе неприбыльная, но необходимая для имиджа ученого деятельность, позволяющая получать новые гранты); а оставшуюся четверть времени занимает собственно наука – разработка и исследование чего-либо нового, общение с более молодыми сотрудниками и студентами, работающими по его задачам. Как следствие, зрелый ученый всегда имеет полную картину того, что он делает; может тратить гранты почти на все, что ему интересно (в том числе на то, что не принесет никому прибыли); и умеет делать столько разнородных дел, что их хватило бы на десяток других профессий. Но есть и другое следствие, которое многие сочтут негативным – у ученого нет возможности становиться высококлассным профессионалом в узкой области. Например, создавая моделирующую программу, он не становится профессионалом в области программирования, а занимаясь непростой задачей «максимально потратить бюджет проекта при многочисленных ограничениях с финансирующей стороны», он все-таки не становится специалистом по эффективному планированию ресурсов. Человек, работающий ближе к науке, учится всю жизнь, но делает он это только в процессе работыи неглубокого самообучения (поверхностное чтение статей, слушание докладов на конференциях), в то время как механизмы целенаправленного повышения его квалификации, к сожалению, обычно не работают.

Таким образом, студент физико-математического или технического вуза, выбирая свое место вдоль шкалы «наука --> наукоемкие технологии и научные исследования чисто прикладных систем --> разработка высоких технологий --> чисто прикладные области», должен ответить себе на следующие вопросы:

Вопрос: «Готов ли я ждать высокой зарплаты N лет?» .
Пояснение: число N для разных участков шкалы примерно в полтора раза больше указанных выше сроков начала «работы на прибыль» (N примерно равно 5 -->-->--> 1).
К сведению: нетерпеливым людям, с раннего возраста чувствительным к материальным благам, нечего делать в науке и даже в наукоемких технологиях.
Вопрос: « Насколько я хочу и могу быть самостоятельным (независимым ни от решений начальников, ни от личных качеств подчиненных)?».
К сведению: экстремально самостоятельные и ответственные люди чаще успешны в науке, – в отличие от тех, кто любит стабильность (определенность на 5-10 лет вперед) и спокойно относится к тому, что всю жизнь до пенсии ему предстоит работать минимум по 8 часов 5 дней в неделю.
Вопрос: « Насколько глубоко я люблю вгрызаться в свое дело?».
К сведению: ученому "глубина" обычно нужна лишь в начале пути, а затем больше нужна широта мышления и разнообразие навыков, чем глубокое понимание узкой области.
Вопрос: « Насколько мне нужно, чтобы меня учили и давали мне конкретную работу?».
К сведению: в науке не часто приживаются «просто хорошие исполнители» – люди, желающие, чтобы их обязательно научили (перед тем, как что-то требовать), и чтобы потом им предложили четко определенную работу.
Вопрос: « Насколько я хочу изучать новое и разнообразить свою работу?».
К сведению: в «чисто прикладных» областях ценятся люди без амбиций к самостоятельному изучению нового и уж тем более без склонности к принципиально новым рискованным проектам, которые могут провалиться. А чем ближе к началу рассматриваемой шкалы, тем больше ценятся люди с такими амбициями и стремлениями.

Таким образом, в «настоящую науку» лучше не соваться таким людям:

нетерпеливым – будет слишком долго начинать; ценящим стабильность выше ответственности – некому будет «прикрыть» провал; любящим идти вглубь – будет некогда становиться (узкими) специалистами; (хотя к научной работе зарубежом это обычно не относится!) склонным получать знания и работу от других людей – некому будет их давать.

И с другой стороны, в «чистую практику» лучше не идти таким людям:

самостоятельным – начальник (или сама работа) будет подавлять; инициативным, амбициозным, экспериментаторам – будет слишком тесно; желающим видеть картину в целом – это не будет востребовано; обучающимся самостоятельно – будет слишком однообразно; творческим (особенно любителям физики/математики) – будет слишком скучно.

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика