Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

3.4. Между мелким и крупным работодателем

Некоторые особенности мелких и крупных организаций были рассмотрены в других разделах: в частности, в рецепте 2.3 описывалось, как размер организации и скорость ее роста влияет на возможность качественных изменений в карьере, а в разделе 1.4 рассматривались высшие ступени карьеры в организациях разного размера. В указанных там аспектах крупные организации оказываются более предпочтительными для карьеры человека (при прочих равных условиях). Однако, во-первых, речь там шла о критериях выбора для весьма и весьма амбициозных людей (каковых насчитывается не более половины даже среди студентов МФТИ), а во-вторых, даже для них вопрос «в мелкой или в крупной организации работать?» часто имеет противоположный ответ. Дело в том, что карьерные пути в крупных организациях являются очень длинными, и до тех пор, пока человек не пройдет как минимум половину пути, он будет чувствовать себя «винтиком в большом механизме». Так что если амбициозный человек еще и нетерпелив – ему лучше выбрать мелкую организацию, где он уже на второй-третьей ступенях карьерной лестницы начнет видеть деятельность организации в целом (что само по себе приятнее, чем «копать от забора и до обеда») и начнет гораздо сильнее влиять на ее политику.

Крупные работодатели гораздо лучше обеспечивают человеку стабильность и защиту от неприятных неожиданностей (провал какой-либо работы компенсируется другими людьми и финансовыми влияниями), однако обратной стороной стабильности является бюрократия. Бюрократия (основа которой – это оформленные типовые решения всех проблем) возникает как продолжение хорошей организации процессов и объективно является тем более необходимой, чем больше размер организации. Однако субъективно типовые решения и стандартные процедуры воспринимаются людьми как тормоз для любых инициатив снизу, как уравниловка по отношению к хорошим и плохим сотрудникам и так далее. У людей также возникает чувство отстраненности от компании, в то время как в мелких организациях успех коллектива воспринимается как личный профессиональный успех. Соответствующее раздражение далеко не всегда компенсируется стабильно растущей зарплатой и более разнообразными карьерными возможностями.

Наконец, небесполезно уяснить, с какими другими особенностями обычно связан размер организаций, работающих в данной конкретной области. Например, если рассмотреть оптовую торговлю, то для организаций, продающих одинаковые (в денежном выражении) объемы товаров, обнаружится следующая закономерность: чем больше людей требуется организации, тем сложнее устроен товар, который она продает (со всеми положительными следствиями для профессионального роста человека в этой организации).

Более конкретный пример касается IT-индустрии (для определенности – разработки программного обеспечения, хотя примерно те же закономерности существуют и в области разработки «железа», построения сетей и т.д.). В этой области компании условно делятся на две группы:

продуктовые компании – производители собственных (программных) продуктов или собственных решений, пусть даже основанных на чужих продуктах, но имеющих собственные повторно используемые ноу-хау; аутсорсинговые компании (как правило, оффшорные) – они для заказчиков выполняют работы (или даже некоторые части работ) и рассчитываются с ними в зависимости от потраченных человекодней; при этом сама (программная) продукция не продается – она изначально не принадлежит компании и не может быть использована для других заказчиков.

При одном и том же масштабе проектов продуктовые компании всегда имеют больший размер и намного более сложную структуру – от разработчиков (в т.ч. исследователей производительности продукта) до продавцов, подразделений предпродажной подготовки и послепродажной поддержки. Аутсорсинговые компании обычно имеют меньшее число сотрудников: они только обсуждают с заказчиком некую функциональность продукта, разрабатывают и затем тестируют ее (даже процессы внедрения обычно заказчик поручает третьей компании, например, крупному системному интегратору). Довольно часто наиболее интересная и универсальная часть кода («фреймворк») передается от заказчика, и роль исполнителя заключается не столько в разработке, сколько в реализации функционала на базе этого фреймворка, что несколько скучнее разработки «с нуля». Очевидно, аутсорсинг – это как раз тот случай, когда мелкая компания менее предпочтительна с точки зрения успешной карьеры человека: налицо и меньшее разнообразие карьерных возможностей, и постоянное напряжение (ввиду переменчивости тематики проектов и недостатка повторно используемого кода), и нестабильность условий работы (ввиду сильной финансовой зависимости компании от конкретных заказчиков). Причем нестабильность (вопреки вышесказанному) сопровождается не меньшим, а большим количеством бюрократии – заказчик ведь должен контролировать эффективность внутренних процессов компании (для этого существуют разнообразные формальные методики оценки и сертификации по ISO9001, CMMI и т.п.). [ Высокий уровень сертификации (например, 5 уровень CMMI) – это повод похвастаться лишь перед заказчиками, но отнюдь не всегда им стоит хвастаться перед сотрудниками, которые вынуждены половину своего времени тратить на формальные процедуры фиксации своей деятельности и оценки деятельности других. ]

Пожалуй, единственное существенное преимущество работы в аутсорсинговой компании – возможность постоянно учиться новым технологиям (и даже языкам) , которые встречаются в новых проектах (в то время как в продуктовой компании технологии меняются медленно). Однако изучение новых технологий – это движение «вперед, но не вверх», и если такое движение слишком интенсивно, то просто не остается времени на обобщение своего опыта (см. раздел 1.4). Кроме того, продуктовые компании сами фактически разрабатывают свою новую технологию, пусть даже на основе устаревших технологий более низкого уровня [ (например, они могут позволить себе на базе чисто реляционной базы данных разработать более эффективную для своих целей объектную модель, чем это сделано в универсальных объектных технологиях. ] А вот разработка новой технологии в аутсорсинговой компании принципиально невозможна, поскольку заказчик это дорогостоящее дело оплачивать не будет. По той же причине архитектура и качество кода в продукции аутсорсинговой компании обычно намного ниже, а обучение сотрудников подобным вещам не является рентабельным.

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика