Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

1.2. Почему сложно выбрать работу

Рассмотрим сначала классический случай, – нечасто встречающийся, но единственный, который предполагается системой высшего образования и, в частности, «системой Физтеха». Человек в этом случае выбирает свою карьеру фактически при выборе вуза, факультета и выпускающей кафедры (работая по специальности этой кафедры после выпуска из вуза). В таком случае «оптимальный выбор» является невероятно сложной задачей (а часто и не имеющей приемлемого решения) – и именно это обуславливает тот факт, что данный случай в жизни встречается не так часто, как хотелось бы. Дело в том, что здесь люди должны стремиться одновременно (приняв фактически лишь одно решение по выбору кафедры) выбрать и интересные учебные курсы, и перспективную/«защищабельную» тему диплома, и подходящего научного руководителя, и престижную/высокооплачиваемую профессию. И естественно, что обычно эти требования кардинально противоречат друг другу. Например, некоторые кафедры предлагают хорошую карьеру, но обучение на них скорее «для галочки», чем для пользы. И наоборот, те, кто имеют отлично отлаженный учебный процесс, отнюдь не работают в современных и богатых научных или индустриальных областях. [ Даже требования к теме диплома и к руководителю часто противоречат друг другу: руководитель может предлагать самую интересную/перспективную тематику, но не платить студенту денег или слишком мало им заниматься. ]  Некоторые рецепты о том, как лучше действовать в столь сложной ситуации, приводятся в следующих разделах (например, 2.2 или 3.1). Однако очевидно, что невозможно полностью преодолеть противоречивость критериев выбора разных вещей (если все эти вещи ассоциируются, например, с одной кафедрой), и необходимо жертвовать наименее важными вещами.

В связи с вышесказанным неудивительно, что большинство людей предпочитает не ломать голову с «многокритериальной оптимизацией», а четко отделить выбор профессии от выбора вуза, кафедры, научного руководителя. (При этом, правда, возникают сложности с нехваткой у студента времени на «раздвоение личности», но это отдельная тема.) К сожалению, даже при таком «упрощении» в каждом из принимаемых решений (по работе и по учебе отдельно) обнаруживаются внутренние противоречия критериев выбора. И чем лучше человек понимает, что чему противоречит, тем более осознанно он делает выбор и тем лучший результат получает в итоге.

Не затрагивая противоречий с выбором кафедры и руководителя (они поясняются в другом разделе на конкретных примерах), рассмотрим противоречия при выборе места работы. Здесь можно выделить как минимум следующие вещи, которые мы выбираем:

Сфера деятельности (юриспуденция, политика, средства массовой информации, информационные технологии, промышленность, транспорт, искусство, религия, медицина, военное дело, бытовые услуги и т.д.). С этим особых проблем нет: критерии выбора сферы деятельности редко чему-либо противоречат. Почти в каждой сфере (кроме некоторых специфических сфер типа искусства) почти каждый человек может найти подходящие условия и тип работы (см. ниже). Либо сфера деятельности человеку вообще не очень важна (например, часто бывает неважно, что именно продавать или что именно моделировать), либо человек при поиске работы легко отфильтрует вакансии организаций, работающих в интересной ему сфере (каждая организация, за исключением отдельных компаний-гигантов, а также многих научных институтов, работает только в одной сфере). [ Правда, довольно часто бывает, что интерес к данной сфере связан лишь с некими наивными представлениями (например, интерес к телекоммуникациям у молодых людей часто связан исключительно с восхищением перед возможностями своего мобильного телефона). Интересы могут стать менее наивными, если воспользоваться, в частности, рецептом 2.1. ] Тип работы, должность. При выборе должности обычно начинают с общих соображений, какого типа работу нужно делать: общение с людьми, работа с документами, разработка чего-то нового, анализ существующего, управление людьми или процессами и т.п. Среди критериев выбора здесь часто встречается «интересность» (нет смысла обсуждать), интеллектуальность, престижность, возможность постоянно развиваться, степень ответственности и разнообразия работы, наличие четких должностных инструкций или, наоборот, самостоятельность и креативность. Даже если должностные обязанности включают один тип работы, эти критерии практически всегда противоречат друг другу. Например, сотрудник IT-отдела банка – престижная должность, достаточно ответственная и интеллектуальная, требующая глубоких знаний в узкой области, но развиваться и тем более проявлять инициативу там вредно (главное, чтобы банковская система работала надежно во всех смыслах, тут уж не до экспериментов).
Противоречий становится еще больше из-за того, что на одном и том же рабочем месте человеку приходится заниматься различными делами. В данном примере, сотрудник IT-отдела должен активно общаться с банковскими служащими (часто имеющими весьма низкий уровень понимания работы компьютеров), от чего даже «идеальный администратор», который обожает копаться с железом и софтом, может отказаться от данной должности. Не менее типичное обстоятельство, мешающее многим насладиться выбранной профессией, – это написание документов (недельных/квартальных/годовых отчетов, формальных планов, детальных спецификаций и т.п.). Например, сама по себе работа аналитика почти всегда является весьма интеллектуальной и креативной, но современные процессы требуют от аналитика производить очень большое количество разнообразной документации, так что красота получаемых им результатов часто тонет в ворохе бумаг.
Условия работы – денежная компенсация, социальный пакет, командировки, интенсивность и график работы, условия на рабочем месте и т.п. /что бывает кроме зарплаты/  Нет смысла пояснять противоречивость этих факторов: чем более требовательна работа к человеку и чем более жесткие условия она предполагает (частые командировки, постоянная «запарка», вредное производство), тем работодателю больше приходится заботиться о высокой компенсации сотрудникам (зарплата, отпуска и т.п.). Также вполне естественно, что зарплата выше и график работы выгоднее у тех людей, кто выбрал более скучную сферу деятельности и менее креативный тип работы, чья должность не предполагает почти никакого совершенствования. Торговля горючесмазочными материалами и разработка электрических ракетных двигателей – это примеры работ из противоположных концов этой шкалы (которую можно условно обозначить так: «либо хорошие условия, либо интересная работа»).
Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика