Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

1.1. Зачем это написано

К сожалению, ни работодатель, ни, тем более, учебное заведение не может дать человеку хоть сколько-нибудь полное описание хотя бы одной из возможных для него профессиональных карьер. Это понятно: варианты карьеры очень сильно зависят от личных качеств и интересов человека. Поэтому задаваемый молодежью вопрос «А что я буду здесь делать через несколько лет?» не совсем корректен (ведь работодатель о потенциальном сотруднике заранее может узнать еще меньше, чем сотрудник о работодателе).

Тем не менее, в каждой конкретной области можно выделить относительно небольшое число не слишком подробно описанных «путей», по которым проходит большинство (здесь под путем можно понимать как последовательность мест учебы/работы и должностей, которые сменяет человек, так и динамику его интересов в ходе обучения и карьеры). Более того, можно выделить наиболее общие зависимости между особенностями (способностями, склонностями) человека и подходящими ему «путями» /пример исследования подобных зависимостей /. И тем людям, кто только выбирает/начинает свой путь, такая информация весьма полезна, поскольку позволяет заранее предвидеть и осознанно влиять на следующие этапы своего пути (даже если они мечтают сделать этот путь совсем не похожим на других). [ Это отнюдь не подразумевает, что человек должен всю жизнь идти по одному пути; напротив, умея ориентироваться в разнообразных вариантах, человек более свободно сможет переходить с одного пути на другой, не страшась неопределенностей и используя на новом пути свой предыдущий опыт. ]

Большинство абитуриентов вузов совершенно не понимают не только то, чего хотят они сами (это действительно сложный личный вопрос), но и то, чего им можно хотеть в принципе (а вот это следовало бы им объяснять не в меньшей степени, чем решения пробных вступительных экзаменов)  /проблемы абитуриентов/. Данный фактор, связанный с недостатком доходчивой информации, примерно наполовину уменьшает число тех, кто потом будет хорошо учиться в данном вузе; остальные студенты еще на младших курсах решат, что им все это не надо, и будут доучиваться по инерции и «для корочки» /как учиться не по инерции/. Правда, это 50%-ое уменьшение отнюдь не фатально, ведь в современной ситуации КПД системы образования в несколько раз меньше. К тому же умный человек, неосознанно поступивший в неудачный для себя вуз/факультет, в большинстве случаев все равно сможет найти себя там, получать удовольствие от своей специальности и стать в ней высококлассным профессионалом.

По сравнению с выбором места учебы, отсутствие конкретной информации (и, как следствие, отсутствие осознанного выбора) намного важнее на этапе выбора места работы. Именно отсутствие этого во многом определяет тот факт, что КПД учебного заведения (часто определяемый как процент выпускников, работающих по специальности) составляет всего около /20-30%/ для прикладных заведений и около 5% для «научных» вузов.

Не будет преувеличением сказать, что большинство людей в начале своей карьеры совершенно нерационально расходуют свою энергию на пробуксовывание по тем дорогам, которые для них неоптимальны или даже заведомо непригодны (они их выбирают в силу случайности, стадного инстинкта, излишней жадности, неверной самооценки и т.п.). От неудовлетворенности люди многократно перескакивают с одной дороги на другую, при каждом скачке теряя большую часть своего опыта (хорошо, если старый опыт на новом пути может чем-то обогатить существующие там подходы, но это бывает лишь нечасто). /статья о трудоустройстве молодежи/ Впрочем, сами по себе такие «скачки» – это не всегда для человека (недаром говорят: по настоящему счастлив тот, кто всю жизнь ищет смысл жизни, а не тот, то нашел его). Однако бесполезное расходование молодой энергии представляет собой серьезную проблему не столько для отдельного человека, сколько для общества (по крайней мере, для современного российского общества).

Общество задыхается от недостатка высококлассных профессионалов, поскольку профессиональное образование используется людьми всего примерно на 10-20% (хотя само по себе образование в России, кстати, пока находится на весьма высоком уровне). Существуют даже высокотехнологичные области (например, информационные технологии – ИТ), которые на 90% заполнены людьми без высшего образования в этой области. А оставшиеся 10% людей, имеющих адекватное работе образование (в данном случае – ИТ-образование) – это существенно меньше половины выпускников соответствующих вузов (факультетов вузов). [ Такая противоречивая ситуация в ИТ возникает, в частности, от того, что эта область довольно требовательна к способностям сотрудников (к скорости обучаемости, к творческим способностям); в то время как абитуриенты, удовлетворяющие этим требованиям, обычно поступают в совершенно другие вузы и факультеты, где они хотят работать (по научным специальностям) в лучшем случае до 2-3-го курса. И наоборот, те абитуриенты, кто вполне мог бы работать в науке (не имея чрезмерных финансовых претензий и т.п.) /инструкция для таких/, не в состоянии преодолеть высокий проходной балл, устанавливаемый более способными (и более амбициозными) товарищами. А если бы эти товарищи понимали, что через несколько лет они уже будут работать в ИТ, и не стеснялись бы поступать в соответствующий вуз/факультет /пример/ – КПД и тех и других вузов был бы существенно выше. ]

Конечно, приведенные ниже (в разделах 2 и 3) ответы на вопросы типа «Как мне понять, что лучше?», «А что со мной будет, если пойти туда-то?» даются отнюдь НЕ для ситуации с /выбором вуза/ и отнюдь НЕ с целью улучшить /КПД государственной системы образования/  :) . Ниже рассматриваются примеры путей, выбор между которыми предлагается сделать студенту по окончании 2-3 курса МФТИ: в этот момент у него, с одной стороны, имеется возможность окончательно выбрать базовую кафедру для выполнения бакалаврского диплома, а с другой стороны, у него (в отличие от абитуриента) уже имеется некоторое понимание своих интересов и способностей, проявленных на первых курсах обучения. Впрочем, абитуриентам МФТИ, выбирающим факультет и кафедру, также есть смысл ознакомиться с данной информацией.

Прежде чем давать рецепты, во введении (в разделах 1.21.4) дается общее представление о том, какие бывают профессиональные пути и какие проблемы в них возникают.

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика