Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Содержание научных работ по моделированию

Возможный набор разделов* в научных работах по моделированию
(механических или физиологических систем)

* Далеко не все разделы обязательны: структура работы зависит от типа исследования: создание новой модели, исследование существующей, применение каких-либо численных методов к модели т.п.

I. Для научных статей (важна краткость; упор на методику и на математическое описание):

0) Введение (Постановка задачи): проблема и ее актуальность, существующие работы, цель данной работы, решаемые задачи.

1) Методика и основные идеи решения задачи (используемые идеи/методы и идеи/методы, обладающие новизной): лучше отдельно для теоретической части модели и для рассчитывающих её численных методов. Здесь же можно описать качественный алгоритм расчёта модели в целом.

2) Математическая формулировка модели: полные уравнения по каждому из её блоков, желательно в едином стиле и с одинаковыми обозначениями. Предположения модели (можно формулировать как в начале, так и в конце раздела – в виде резюме).

[3) Формальное описание численных методов с указанием их порядка аппроксимации и характеристик устойчивости и расчетных алгоритмов. Если нет смысла выделять в отдельный раздел, то можно присоединить к следующему ]

4) Численные эксперименты: указание варьируемых входных параметров и наиболее показательных выходных параметров [, а также параметров численных методов (шаг по времени (и пространственная сетка, если задача распределённая), точности, принятые для реализации итерационных методов); на каком оборудовании производились расчёты (включая язык программирования) и сколько времени они занимали при указанных выше параметрах численных методов.]

5) Результаты численных экспериментов: графики зависимости выходных параметров от времени при разных значениях входных параметров (если новизной обладают численные методы – то и при разных значениях параметров этих методов); графики зависимостей одного выходного параметра от другого; для распределённых моделей – профили одномерных распределений параметров, лучше на трёхмерном графике для разных моментов времени, а для двумерных моделей также плоские рисунки, на которых цветом или изолиниями или векторами показаны значения параметров.

6) Анализ полученных результатов (можно в том же разделе 5): достигнутая адекватность, сравнение с экспериментами и с другими работами (если не по точности результатов, то по количеству предположений и сложно определяемых входных параметров модели, по возможностям внешних воздействий на модель и подключения других моделей, по скорости расчётов и т.п.)

7) Заключение (короткий повтор цели и задач работы в present perfect): предложен способ решения такой-то задачи, обладающий такими-то преимуществами; при этом были впервые реализованы такие-то идеи моделирования, впервые созданы (применены) такие-то численные методы; приведены результаты таких-то численных экспериментов, показывающие эффективность созданной модели и использованных методов её расчёта, а также их адекватность поставленной задаче.

 

II. Для дипломов – нечто среднее между I (важна классическая последовательность) и III (важен большой объём).

0) Введение (Постановка задачи): проблема и ее актуальность ("В данной работе рассматривается..", "это является важным на практике при.."), существующие работы ("Существует ряд работ, в которых .. (достоинства и недостатки 1-3х классов работ)"), цель данной работы и решаемые задачи (например, цель – сопоставить 2 подхода и выбрать более эффективный (в конкретной ситуации) подход, а задачи – написать такую-то программу и провести с ней численные эксперименты с получением таких-то данных в таких-то условиях), основные исходные данные, влияние которых необходимо моделировать, и основные выходные данные, которые нужно рассчитывать [, пространственная размерность, характерные времена моделирования и подобные общие характеристики] [, если модель является подмоделью, то её место среди других]. Новизна работы либо описывается при переходе от существующих работ к цели и задачам данной работы, либо указывается явно ("Новизна работы состоит в..") в конце введения.

1) Литературный обзор (на него ссылки во введении, поскольку из него следует актуальность работы). Если задача решается общепонятная, то возможно, без этого раздела можно обойтись (сделав краткий обзор во введении)

2) Основные идеи и методики решения задачи (раньше, когда большинство дипломов были экпериментальными, этот раздел назывался "Материалы и методы"). В данном случае можно указать, с помощью каких методов проведена работа аппарат численных методов решения дифуров и урматов; подходы к их реализации, например, ООП), предположения модели (их можно и в конце п. 3). (cм. также I.)

3) Несколько "основных" разделов – изложение основной части работы (лучше отдельно экспериментальная и теоретическая части). В нашем случае экспериментальная часть – "Численные эксперименты с моделью" – должна идти последней. Можно разделы назвать по частям модели (по моделям, если в дипломе рассматривается несколько моделей), тогда внутри каждого из них – подразделы с теоретической, численной и экспериментальной частями)

4) Полученные результаты (и их сравнение с чем-либо – например, с другими работами) – можно вместе с "экспериментами" в конце последнего "основного" раздела.

5) Заключение – короткий повтор введения в present perfect: "проведен анализ", "построена модель, отличающаяся...", "модель использована для расчета...", "исследован вопрос о...", "показано, что .."

 

III. Для научных отчётов по (физиологическому) моделированию (важен большой объём; упор не на уравнения, а на регуляторные зависимости, на типы элементов модели с полными перечнями их параметров и на сами элементы со связями между ними):

0) Введение (Постановка задачи) –//– (см. II).

1) Литературный обзор  –//– (см. II).

2) "Точные" (физические, химические и т.п.) процессы, подлежащие моделированию и те, которыми по некоторым причинам можно пренебречь (в том числе ввиду несоответствия их характерных времён).

3) Базовые уравнения, лежащие в основе каждого из этих процессов (параллельно вводятся основные качественно различные (без локализации) параметры модели, а также типы элементов модели, содержащих эти параметры).

4) Предположения модели и неучтённые в основных уравнениях факторы; для некоторых из них – характер их влияния на основные параметры (коэффициенты уравнений).

5) Структура модели (пространственная), содержащая элементы предложенных выше типов; особенности рассмотренных процессов в каждом из элементов и их дополнительные (специфические) параметры.

6) Регуляторные процессы, подлежащие моделированию и те, которыми по некоторым причинам (например, ввиду неизменности некоторых исходных данных) можно пренебречь.

7) Качественный алгоритм расчёта модели в целом.

8) Формальное описание каждого блока (типа элемента) модели: список параметров с обозначениями, основные соотношения между ними (прежде всего, определения параметров).

9) Формальное описание процессов: для "точных" процессов – уравнения, их аппроксимация и расчётные алгоритмы; для регуляций – графики зависимостей и способы совместного учёта разных зависимостей для одного и того же параметра.

10) Заключение  –//– (см. II).

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика