Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Инновационные методы и технологии в образовательной линейке преподавания прикладной математики, механики, нефтяного инжиниринга и инженерной информатики в МФТИ

Цель проекта — внедрение информационных технологий в образовательный процесс подготовки бакалавров и магистров на примере факультета аэрофизики и космических исследований МФТИ. Разработаны новые эффективные образовательные технологии для повышения качества подготовки специалистов в прикладных науках в области механики, математики, нефтяного инжиниринга: цикла ОПД направлений подготовки бакалавров и магистров 010600, 010500, 010622, 220100, а также родственных направлений подготовки дипломированных специалистов. Предлагаемые Вашему вниманию технологии образования в курсах математики и механики дополняют существующую систему образования, основанную на лекциях, демонстрациях, практических и лабораторных занятиях. Внедрение и разработка проводится в соответствии с планом Головного Совета Минобразования РФ по Межвузовской комплексной работе «Инновационные технологии образования» (МКР ИТО, зам.председателя Совета – профессор М.М.Благовещенская.  

 
Главная отличительная особенность предлагаемого проекта по сравнению с существующими аналогами состоит в том, что наряду с теоретическими основами и экспериментальными лабораторными работами в учебном процессе широко используются интеллектуальные программно-аппаратные средства, как элемент единой образовательной технологической цепочки. При этом информатика рассматривается не как отдельная дисциплина, как это имеет место в традиционных учебных процессах в высших учебных заведениях, а неотъемлемая часть изучаемых классических и прикладных наукоемких дисциплин таких как математика, физика, механика, космическая информатика и др.


Разрабатываемые образовательные технологии являются инновационными, позволяя без снижения качества образовательного процесса и значительных материальных затрат значительно повысить эффективность усвоения разделов перечисленных выше предметных областей за счет включения в образовательный процесс, как со стороны преподавателя, так и студента, новых элементов формирования навыков и умений при решении практически важных, но представляемых в учебной форме, экспериментальных задач в сочетании и непосредственным использованием современных средств прикладной информатики. Универсальность используемого методического подхода, позволяет расширять эти технологии в новые предметные сферы, а также рекомендовать эти технологии для тиражирования в образовательных процессах вузов, осуществляющих подготовку по родственным направлениям и специальностям. Образовательный процесс рассчитан на конкретных потребителей. В частности построение инновационной образовательной линейки в области нефтяного инжиниринга идет с активным привлечением сотрудников ОАО «НК «Роснефть» и Московского научно-исследовательского центра Шлюмберже. Пилотный образовательный эксперимент экспресс-подготовки студентов в области космонавтики идет с активным привлечением сотрудников профильных предприятий космической отрасли: НЦ им.М.В.Келдыша, РКК «Энергия», ФГУП «Комета» и др.


В МФТИ с 2002 по 2009 годы созданы инновационные методики и подходы для изучения математики, инженерной подготовки, инженерной информатики, нефтяного инжиниринга с использованием фундаментальных теоретических основ и прикладных программных пакетов (ППП) для обучения бакалавров и магистров. Разработаны методические подходы для расширения новых технологий образования в интересах инженерно-космических предприятий.
За счет материалов, полученных в ходе апробации предлагаемой методики на дисциплинах по механике жидкости и газа в МФТИ, предложены конкретные рекомендации преподавателям технических вузов по проведению занятий по аналогичным курсам, а также конкретные планы таких занятий с использованием ППП Eclipse и MATLAB. Это позволяет, в частности, правильно распределить время занятий и повысить заинтересованность студентов в изучаемом предмете. Опыт внедрения разработанной методики преподавания механики жидкости и газа в МФТИ в 2002–2008гг. является успешным и распространен на другие дисциплины «Компьютерная математика», «Дополнительные главы информатики». Представленная методика внедрена в область рационального природопользования при изучении дисциплины «Прикладное моделирование пласта». Методические наработки дисциплин «Основы инженерного проектирования», «Инженерная информатика» обладают достаточной универсальностью, чтобы применяться к широкому кругу учебных дисциплин других вузов, в которых основной упор делается на инженерную подготовку, инженерное проектирование. 

 
На основе разработанных методик построена новая образовательная линейка в области рационального природопользования для подготовки магистров. В МФТИ успешно реализована подготовка специалистов  по двум специализациям «Механика гетерогенных сред и нефтяной инжиниринг», «Геофизика месторождений углеводородов», разработаны новые учебные программы для обучения магистров совместно с сотрудниками КНТЦ «Роснефть»,  Московским научно-исследовательским центром Шлюмберже, Институтом динамики геосфер РАН.


Исполнители проекта имеют многолетний опыт постановки образовательного процесса по курсам механики сплошной среды, прикладной и физической механики, информатики и компьютерных технологий для студентов факультета аэрофизики и космических исследований и других факультетов Московского физико-технического института (государственного университета). 

 
При их непосредственном участии создан и успешно зарекомендовал себя в учебном процессе практикум по классической механике сплошной среды, некоторым разделам газовой динамики из работ различной степени сложности, включающих компьютерное моделирование с помощью программных сред (Grapher2, Mathcad), и прикладных программных пакетов GDT и Flow Vision. В курсе «Компьютерная математика» используется пакет MatLab. Разработано 20 лабораторных работ. Опубликовано 4 учебно-методических работы. В том числе, учебное пособие для студентов «Применение пакетов прикладных программ при изучении курсов механики жидкости и газа» и учебно-методическое пособие для преподавателей университетов и других вузов, специализирующихся в области естественных наук «Использование средств компьютерного моделирования в курсах механики жидкости и газа».


В серии «Механика и нефтяной инжиниринг» издано 8 учебных и учебно-методических пособий. В том числе «Механика и термодинамика насыщенной пористой среды», «Физические процессы при заводнении пласта». В курсе «Инженерная информатика» используются пакеты прикладных программ AutoCAD, SolidWorks и ProEngineer, в информационных средах которых разработано около 15 лабораторных работ. Опубликовано более 6 учебно-методических работ, в том числе: «Визуализация в научных исследованиях. COSMOSXpress-анализ технических деталей в SolidWorks. Расчет детали на прочность в COSMOSWorks», «Визуализация в научных исследованиях. Трехмерное моделирование объектов в SolidWorks. Элементы по сечениям».

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика