Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Чупахин Т.П.

Т.П.Чупахин (1896–1966гг.) дважды лауреат Сталинской премии за создание дизельного танкового двигателя В-2 (ставился на танки Т-34, КВ, ИС, на послевоенные бронированные машины, его модернизированные варианты выпускаются и в 21 веке), главный конструктор завода №75 НКСМ (1941–1946гг.), доцент ФТФ с 1951 года. Кавалер ордена Ленина, Трудового Красного Знамени, Красная Звезда – дважды, награждён медалями.

 

«Прославленный танковый дизель был создан на Харьковском паровозостроительном заводе (ХПЗ) имени Коминтерна в 1939 г. Мотор, получивший обозначение В-2, устанавливался перед войной на советских лёгких быстроходных колёсно-гусеничных танках БТ-7М, средних танках Т-34 и тяжелых КВ-1 и КВ-2, а также на тяжелом гусеничном артиллерийском тягаче «Ворошиловец». В послевоенные годы этот двигатель модернизировался, и современные танковые моторы являются его прямыми потомками.


После обсуждения и оценки каждой схемы отдали предпочтение 12-цилиндровой V-образной конструкции. При этом проектируемый двигатель, получивший первоначальное обозначение БД (быстроходный дизель), был схож с авиационными карбюраторными двигателями М5 и М17Т, устанавливавшимися на лёгких колёсно-гусеничных танках БТ. Это закономерно: предполагалось, что мотор будет выпускаться в танковом и авиационном вариантах.


Для оказания технической помощи в Харьков были направлены из Москвы инженеры из Центрального института авиационных моторов (ЦИАМ) М.П.Поддубный, Т.П.Чупахин и другие, имевшие опыт проектирования авиационных дизелей, а также начальник кафедры двигателей Военной академии механизации и моторизации Красной Армии проф.Ю.А.Степанов и его сотрудники.


Руководство подготовкой серийного производства доверили И.Я.Трашутину и Т.П.Чупахину. К концу 1937г. на испытательный стенд был установлен новый доведённый дизель, получивший к тому времени обозначение В-2. Проведённые в апреле-мае 1938г. государственные испытания показали, что можно начинать его мелкосерийное производство.


Сотрудники ЦИАМ Т.П.Чупахин, М.П.Поддубный и некоторые другие вместе с харьковчанамми участвовали в доработке конструкции дизеля. В декабре 1936 года новый двигатель В-2 был испытан в танке БТ-7.


В 1939 году дизельное производство Харьковского завода было выделено в самостоятельный завод, оснащенный первоклассным по тому времени оборудованием.


Директором завода был назначен Д.Е.Кочетков, главным конструктором Т.П.Чупахин.


Награжден за разработку конструкции дизеля В-2 Сталинской премией.

 

На Т-34 и машинах на его базе (в том числе и самоходных артиллерийских установках) стояли дизели В-2 незначительно различавшихся марок: В-2, В-2В, В-2-34, В-2-34М и В-2-34М11. В-2-34, в частности, отличается от предыдущих чугунным (а не силуминовым) картером. Последние два устанавливались после войны на модернизированных машинах. В-2-34Кр (стоял на самоходном кране СПК-5) и имел механизм отбора мощности на лебедку крана. Перед войной дизели выпускал лишь завод №75 в Харькове. С началом войны, их стал выпускать СТЗ, а несколько позже завод №76 в Свердловске и Челябинский Кировский (ЧКЗ). В 1942г. в Барнауле был срочно выстроен дизельный завод №77 (первые десять дизелей дал в ноябре 1942г.). Всего же эти заводы в 1942г. выпустили 17211, в 1943г. — 22974 и в 1944г. — 28136 дизелей.

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика