Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Дела кафедральные

Работа кафедры по обучению студентов в производственных мастерских


Получив теоретические знания, студенты закрепляют их на практических занятиях в производственных лабораториях и учебных мастерских. Занятия для всех факультетов проводились на кафедре раз в неделю по 4 часа для работы в мастерских и столько же для черчения.


В 50–70 годы в лабораториях изучались конструкционные и специальные свойства металлических сплавов, полимерных материалов и керамики и способы упрочнения материалов. В программу мастерских были включены слесарно-сборочные работы, термообработка, ультразвуковая и электроискровая обработки металлов, гальванические покрытия, обработка деталей на металлорежущих станках, сварка и склейка металлов и пластмасс, пайка и намотка трансформаторов, разборка и сборка бензиновых двигателей и генераторов. Выполненные работы студенты проверяли контрольно-измерительной аппаратурой.


В связи с острым послевоенным дефицитом на всё, изготовляемые студентами изделия шли на нужды других институтских лабораторий. Особым спросом пользовались клеммы и болты больших размеров. Даже в 70-е годы поступали просьбы на изготовление длинных болтов М10 – М14.


Обучение предусматривало получение комплекса знаний и практических навыков, необходимых для инженеров-физиков при разработке экспериментальных средств для использования или создания новых разработок.


Изучение свойств конструкционных материалов и металлообработка в 1960 году:


Студент Мирошник 038гр. (1960г.) изготавливает микрошлифт для изучения микроструктуры металла.


Студент Куропаткин 033гр. проверяет на микроскопе чистоту поверхности обработанной им детали.


Учебный мастер А.Колотушкин показывает, как производят газовую цементацию деталей.


Определение оптическим пирометром температуры нагрева детали при закалке.


Студент Четверушкин 038гр. определяет предел прочности шва склеенных металлов.


Студент Зубков 044гр. определяет твёрдость детали по Бринеллю.


Студент Капустин 044гр. определяет на маятниковом копре ударную вязкость термообработанной им заготовки.


Под руководством доцента Д.Крючкова студенты проводят закалку деталей.


Мастер-гальваник Лихарев Валентин Иванович обучает студентов 022 группы гальваническому покрытию металлов.


Студент Ошев 041гр. настраивает аппарат электроискровой обработки деталей.


Студент Королёв 025гр. исследует микроструктуру металла.


Учебный мастер В.Лавров даёт задание студенту Титову 026гр.


Учебный мастер Панарин Сергей Фёдорович проверяет установку резца студентом Каменским 026гр.


Неразъёмное соединение деталей, 1960г.:


Студент Лим 026гр. сваривает пластмассовое изделие.


Класс пайки.


Изготовление радиотехнических изделий

Намотка трансформаторов.


Студент Артамонов 038гр. проверяет работу собранного им лампового усилителя низкой частоты.


Кафедра 70-х – 80-х годов


В семидесятых годах в лаборатории кафедры устанавливаются 4 вакуумных поста и электронный микроскоп. Появились новые направления в изучаемых дисциплинах. Вот примерный перечень пособий для студентов подготовленный доцентом Д.Д.Крючковым:

  1. Физико-механические и технологические свойства синтетических клеёв.
  2. Справочные материалы о новых инструментальных сталях для обработки жаропрочных сталей и сплавов.
  3. Медь и её сплавы, применяемые в электровакуумных установках.
  4. Металлы и сплавы, применяемые для пайки с диэлектриками (стеклом и керамикой) в электровакуумных установках.
  5. Металлы и сплавы для гибких элементов СВЧ приборов.


В классе пайки под руководством учебного мастера А.С.Ефанова студенты монтировали и настраивали измерительный комплекс с радиопередатчиком для высотных зонтов запускаемых научной станцией физического института Академии Наук им.П.Н.Лебедева (ФИАН) для измерения интенсивности космического излучения в стратосфере и околоземном космическом пространстве. Сотрудничество кафедры с научной станцией ФИАН длилось около 20 лет. Сначала студенты изготавливали платы на пальчиковых лампах, затем на сверхминиатюрных лампах и на полупроводниках. Кроме того, чинили сифоны, используемые для измерения высоты.

Настройка лампового усилителя на пальчиковых лампах (1972г.).


Ассистент Бондаренко Дина Петровна рассказывает студентам технологию изготовления анода и подогревного катода.


Доцент Смоляков Кирилл Георгиевич проводит занятия по материаловедению (1975 г.).


Соединение керамических деталей ультразвуковым паяльником (1975г.).


Преподаватель Авдеев Алексей Васильевич знакомит студентов с работой фрезерного станка (1976 г.).


Измерение твёрдости по Бринеллю.


Измерение твёрдости по Роквеллу.


Класс пайки. Обучение студентов навесному монтажу (1977г.).


Точечная сварка элементов электровакуумной лампы (1980г.).


Класс пайки (1985г.).


Образцы студенческих работ.


Класс сварки 7.03.1985г. Доцент Ю.В.Голованов, зав.УПМ С.Л.Зубков, академик Б.В.Раушенбах, зав.кафедрой, профессор И.В.Ширко.


В конце 80-х кафедра начинает компьютеризацию классов. Сначала это был программируемый 2-х координатный графопостроитель имеющий стойку с памятью, позволяющий вычерчивать схемы с надписями на листе бумаги формата А1. Привезли его из ЦАГИ и имел он специфическое питание 110 В, 400 герц. Поэтому для его пуска пришлось придумать и изготовить соответствующий преобразователь, работающий от сети 220 в, 50 Гц. В нескольких классах были установлены мониторы, связанные с макетом БСМ-6. Затем в 416 комнате оборудовали класс на микрокомпьютерах БК-010, у которых «мониторами» были телевизоры «Юность 401», а «винчестерами» кассетные магнитофоны «Весна 301». В связи с тем, что головки не предназначались для прецизионной записи, звуковые дорожки на магнитной ленте от одного магнитофона не всегда совпадали с записями с другого магнитофона и возникали сложности с загрузкой. Поэтому все микрокомпьютеры были связаны сетью с сервером на ДВК. В этой работе большую помощь кафедре оказал В.А.Тужилкин. Позже БК были заменены на «Ямахи». В этом классе доцент В.Якушев и аспирант Б.Зайцев проводили занятия по информатике. В 1988–89гг. была сделана попытка установки ЭВМ типа «Электроника» для изучения графических пакетов. Для этого были выделены аудитории 306 и 307, а в холле предполагалось расположить рабочие места с мониторами, которых должны были отгорожены от лестничной клетки стеклянной перегородкой. Из-за большого веса стоек ЭВМ и ненадёжности межэтажных деревянных перекрытий (к тому времени существенно подпорченных древесным жучком) этот проект не состоялся. Да и век использования средних ЭВМ для обучения подходил к концу. На сцену стремительно выходили персональные компьютеры.


В 1991 году Б.К.Ткаченко предложил создать класс из имеющихся на кафедре ПК для обучения САПРу.

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика