Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Физика

Кто сказал, что физики должны быть хорошими математиками?
П. Л. Капица

Физтех всегда собирал и собирает в свои стены людей, любящих физику и желающих в ней усовершенствоваться, узнать как можно больше.

Оправдывает ли надежды поступивших в институт система обучения физике? Получит ли вчерашний абитуриент то, что искал на Физтехе?

Можно смело утверждать - да! Физика - фундаментальнейшая из наук - изучается круг за кругом, по спирали. Первый виток вами уже пройден. И если кому-то вдруг показалось, что он знает все, - это ошибка. Поднимаясь по спирали познания все выше, вы начинаете понимать, что не знаете ничего. По крайней мере, так считают многие известные физики, и в этом есть своя правда...

Обучение физике - дело многоплановое и неспешное. Ведь важно не только выучить какие-то формулы и законы, необходимо научиться думать, размышлять "физически". И в этом физтехам помогает прежде всего замечательная плеяда преподавателей-физиков.

Кафедра общей физики обучает общему курсу физики в течение первых трех лет, то есть шесть семестров.

В разные годы на кафедре работали выдающиеся люди: академики Л.Д. Ландау, П.Л. Капица, А.И. Шальников, Г.С. Ландсберг, Ю.В. Шарвин, Р.З. Сагдеев, члены-корреспонденты РАН Н.Е. Алексеевский, Л.П. Питаевский, Н.В. Карлов, И.Ф. Щеголев, профессора Г.С. Горелик, Д.В. Сивухин (5 томов "Общего курса физики" Д.В. Сивухина широко известны в нашей стране и за рубежом), С.П. Капица.

Сейчас на кафедре (зав. кафедрой - проф. А.Д. Гладун) работает более 30 докторов наук, все остальные - кандидаты наук. Примерно для двух третей состава преподавателей основным делом жизни является наука: они штатные сотрудники знаменитых НИИ РАН, таких как: ФИАН, ИОФАН, Институт физических проблем, Институт физики твердого тела, и других, не менее знаменитых: например, ГНЦ «Курчатовский институт». Другая часть состава кафедры - профессиональные преподаватели, совмещающие этот род деятельности с активной работой в науке. В задачу кафедры общей физики входит не только чтение лекций и проведение семинарских занятий, где студенты учатся решать задачи, но прежде всего обеспечение практического познания экспериментальных методов физики. Кафедра располагает очень хорошими учебными лабораториями - механики, термодинамики и молекулярной физики, электричества и магнетизма, волновой оптики, атомной физики, физики твердого тела и ядерной физики. Лаборатории оснащены современным оборудованием.

В течение каждого семестра студент должен выполнить до 9 лабораторных работ. При этом необходимо не только грамотно измерить что-то, но и уметь из полученной измерительной информации извлечь полезные результаты, оценить степень их достоверности. Именно на кафедре физики студент приобретает профессиональные навыки, необходимые не только экспериментатору, но и будущему теоретику.

Для контроля за ходом обучения по физике принята оригинальная система заданий: студент в течение каждого семестра должен самостоятельно сделать два задания и сдать их. Всего около 70-80 задач за семестр (желающие могут решить и больше). Преподаватель принимает эти задания, занимаясь индивидуально с каждым из студентов. Все семестры заканчиваются экзаменами.

Наш экзамен состоит по существу из двух с общей оценкой. В первый день студенты пишут письменную работу. Здесь предлагается решить 5 оригинальных задач. При этом допускается использование любой литературы. Далее следует устный экзамен, который проходит также необычно. На Физтехе нет билетов по общей физике. Устный экзамен - это беседа двух умных людей: студента и преподавателя. Начинается она с "вопроса по выбору". Студент рассказывает экзаменатору любой понравившийся ему вопрос из программы. В частности, это может быть и собственноручно выполненное экспериментальное исследование. Преподаватель вправе задать любой вопрос из сдаваемого раздела физики.

Доброжелательная, дружеская атмосфера "на равных", культивируемая в физике вообще и на Физтехе в частности, стародавние традиции свободного посещения лекций и семинарских занятий - все это направлено на развитие творческих способностей у студентов и зачастую приносит очень хорошие результаты.

То, как учат физике на Физтехе, нагляднее всего показывают результаты студенческих олимпиад по физике, проводимых ежегодно среди вузов Москвы. Традиционно олимпиады никогда не проходят в стенах МФТИ, однако всегда победителями являются физтехи.

Но не только кафедра общей физики обучает физике. На Физтехе существует очень «грозный» предмет - теоретическая физика, который все студенты Физтеха осваивают в течение трех лет, начиная с третьего курса (на ФОПФе со второго) и вплоть до пятого. Здесь студенты изучают методы теоретической физики в курсах теории поля, квантовой механики, статистической физики и физики конденсированного состояния.

Большая часть студентов продолжает заниматься конкретной физикой на базах. Для другой части - математиков - столь существенные познания в физике оказываются также жизненно необходимыми. Это главное, что их отличает от выпускников других вузов и за что их так высоко ценят на "рынке молодых специалистов".

В последние годы значительная часть выпускников Физтеха находит себя не только в других странах, но и в других сферах человеческой деятельности, не связанных с физикой. Именно наша "физическая" подготовка, умение ставить и решать сложнейшие задачи, навык анализировать и оценивать делают их незаменимыми специалистами в бизнесе, банковском деле, экономике и других областях. Система обучения, принятая на Физтехе, позволяет сделать из обычного школьника инициативного, мобильного специалиста, умеющего быстро перестраиваться и практически в любом вопросе начинать все с начала.

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика