Адрес e-mail:

История современного театра

Курс знакомит слушателей с самыми заметными явлениями современного российского и европейского театра последних 30-40 лет. Помимо этого, на занятиях будет обсуждаться широкий круг тем, включая «новую драму» рубежа позапрошлого и прошлого веков (драмы А. Чехова, М. Метерлинка), театральные эксперименты исторического авангарда (В. Маяковский, Н. Евреинов, Вс. Мейерхольд) и глубокое влияние, которое начиная с 1960-х годов и по сей день на театр оказывает перформанс. Лекции сопровождаются видеопоказами фрагментов спектаклей.

Первая лекция состоится 19 апреля.

 

Лекции 1-2. Исторический авангард и современный театр

Речь пойдет об историческом авангарде и том влиянии, которое он продолжает оказывать на современный театр. Протест против литературного театра и привносимыми литературой смыслами привел к возникновению большого количества новых театральных систем, в которых заново были переосмыслены категории спонтанности, импровизации, телесности, взаимоотношений спектакля со зрителем и текстом. На занятиях речь также пойдет о разных вариантах анти-театра – русских футуристов, конструктивистов, обэриутов и т.д. – родившихся в эпоху исторического авангарда.

 

Лекция 3. От эпического к постдраматическому, от Брехта к современной драме

Новая драма рубежа XIX и ХХ веков, эпический театр Бертольда Брехта и сформулированная Х.-Т. Леманом концепция постдраматического театра – эти три явления объединяет поиск альтернативы традиционной драме, в основе которой лежат привычные конфликт между героями, диалог, сюжет и другие категории, поставленные под вопрос современным театром.

 

Лекции 4-5. Перформанс и театр

Отношения перформанса и театра имеют долгую историю: от противопоставления на рубеже 1950-60-х (игра / не-игра) через постепенное признание взаимовлияний к современным моделям описания, избегающим четких границ. Речь также пойдет о польском режиссере и художнике Тадеуше Канторе, в чьих спектаклях нашло отражение радикальное сближение драматического театра с перформансом.

 

Лекция 6. Зритель или участник? Спектакль в/о городе.

Исторически стационарный городской театр восходит к Германии XVIII века. Эта по сей день существующая модель театра (в большинстве случаев именно с ними мы имели и имеем дело в России) традиционно была обращена к городским жителям. Однако театр как инструмент воспитания способности к сочувствию, как было в эпоху Просвещения, уступил сегодня место другого рода эмоциональным опытам, в центре которых стоит соучастие, создание сообщества, рефлексия о месте зрителя и т.д. На лекции будут рассмотрены различные российские и зарубежные постановки с участием актеров-непрофессионалов, в которых тематизируются взаимоотношения и конфликты в современном мегаполисе.

 

Лекции 7-8. (Пере-)производство присутствия

На лекциях речь пойдет об одном из ключевых понятий современного театроведения – присутствии и толковании театрального опыта как колебания «между эффектом значения и эффектом присутствия». Как возник в театре 1960-х годов «культ» присутствия, и что может стоять за его противоположностью – эстетикой отсутствия? Зачем ходить на спектакли, в которых нет актеров, сцены и пьесы? Каким может быть зрительский опыт в театре, сознательно отказывающемся от иерархии театральных средств, контроля впечатлений и заранее срежиссированных ответных реакций зала?

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

МФТИ в социальных сетях