Адрес e-mail:

Интервью с деканом нашего факультета


Алексей Георгиевич, как изменится жизнь ФПФЭ с внедрением Физтех-школ?

Организация школ в МФТИ – это процесс, который, пожалуй, впервые за все 70 лет существования Физтеха так серьезно затронул организационную структуру образовательных и научных подразделений. Все-таки за эти годы жизнь и в институте, и в стране изменилась очень сильно и стало ясно, что мы не можем продолжать работать так, как работали раньше, делая вид, что ничего не происходит. Наверное, все хорошо знают, что в последние время у нас очень развилась научная составляющая: образовано несколько десятков лабораторий, которые в целом весьма успешно работают и вносят достаточно солидный вклад в достижение нашим институтом хороших показателей в мировых рейтингах. Но как организовать науку, чтобы получить максимальный эффект и добиться синергии, добиться того, чтобы научные коллективы разных лабораторий активно взаимодействовали и взаимно усиливали бы друг друга. Как эта наука должна взаимодействовать с нашим традиционным образованием? Это вопросы, на которые, я думаю, ни у кого на сегодняшний день нет ясного и четкого ответа. Реформа организационной структуры Физтеха в этом смысле может помочь, потому что лаборатории, которые раньше были несколько оторваны от реальной образовательной жизни, теперь вошли в соответствующие школы и будут продолжать свою деятельность в тесном контакте с факультетами и с недавно сформированными Учеными советами школ.

Мы очень надеемся, что в содружестве ФПФЭ и ФОПФ совместно с нашими базовыми кафедрами мы сможем выработать оптимальную стратегию развития и успешно двинуться вперед. На этом пути у нас наверняка будут происходить какие-то изменения в наших традиционных подходах, однако важно, чтобы эти изменения делались осмысленно, были подчинены стратегической линии и работали бы на достижение высоких результатов деятельности школы.

Как изменится поступление в вуз с внедрением Физтех-школ?

Изменится кардинально, потому что, начиная с этого года, прием на Физтех будет вестись на все факультеты в рамках нескольких направлений по разным конкурсным группам. Это, разумеется, внесет существенные коррективы в работу приемной кампании. Раньше, как известно, в рамках каждого направления был единый конкурс. Заявления подавались в факультетские комиссии и дальше проводилась очень большая работа по согласованию списков абитуриентов с тем, чтобы равномерно заполнить вакантные места на всех факультетах. Несколько лет назад в рамках нашего главного направления «Прикладные математика и физика» в порядке эксперимента был введен прием по двум конкурсным группам – «Математика и физика» и «Математика и химия». В этом же году отдельные конкурсные группы введены для каждой школы, поэтому и конкурс будет проходить в каждой школе отдельно, но для факультетов из одной школы он будет общий. Наша обязанность – правильно ориентировать абитуриентов в специфике физтеховских школ и факультетов и разъяснять им новые правила приема, что мы уже и делаем на Днях открытых дверей и других встречах с абитуриентами.

Чем гордится наш факультет?

Гордимся всей историей факультета, а она была довольно сложной. Начинался наш факультет в Москве, в знаменитой и родной «Стекляшке» – двухэтажном здании, облицованном стеклянными панелями на территории Института космических исследований РАН. Это здание одним из «отцов-основателей» факультета, директором ИКИ РАН и заведующим кафедрой космической физики того времени академиком Р.З.Сагдеевым было предоставлено новому факультету для проведения учебных занятий. В нем и сейчас мы по-прежнему продолжаем работать, несмотря на все проблемы и тяготы факультетской жизни, протекающей вдали от Долгопрудного. Были проблемы и с общежитием, потому что своего корпуса у нас долгое время не было, да и 4-ку мы получили после известного пожара и не слишком капитального ремонта. Но невзирая на эти проблемы, факультет очень активно рос и развивался, у нас с удовольствием основывали базовые кафедры ведущие научные институты страны. Должен сказать, что когда мы в прошлом году подводили итоги 40-летней работы факультета, все наши выпускники и преподаватели очень тепло вспоминали эти тяжелые годы с сознанием того, что нам удалось преодолеть все невзгоды и сделать хороший и интересный факультет.

Кстати, рождение факультета было отмечено курьезным случаем. На торжественном открытии «Стекляшки» в присутствии великих физиков, таких как Е.П.Велихов, П.С.Капица, А.М.Прохоров при демонстрации лабораторных работ факультетского практикума сорвало заглушку на камере высокого давления, которая пробила защитный кожух и вылетела в потолок, застряв в перекрытии. Как позже выяснилось, эта заглушка была недостаточно закалена. Со временем она деформировалась и в самый неподходящий момент выстрелила. После этого лет двадцать студентам показывали эту дырку как наглядный пример «визит-эффекта».

Вообще в Стекляшке в 70-80-тые годы прошлого века, во времена становления факультета работала очень хорошая научная команда. Многие результаты были получены впервые в мире и получили всеобщее признание. Так, например, одним из наших достижений было создание мощного эксимерного лазера на длине волны 308 нм, который по тем временам обладал рекордной энергией в импульсе и превосходил по этому параметру все советские и зарубежные установки подобного типа. К сожалению, в 90-тые годы эта замечательная команда начала, как и вся наука в России, таять, однако многое нам удалось сохранить и даже преумножить.

Когда интенсифицировалась научная деятельность на Физтехе, когда Физтех выиграл мега-грант, затем грант НИУ и грант программы 5-100, мы с помощью ряда базовых кафедр практически с нуля организовали 7 хороших лабораторий уже непосредственно в Долгопрудном, которые успешно работают на мировом уровне и показывают очень неплохие результаты. Правда, в настоящее время в рамках переформатирования научной политики Физтеха они в большинстве своем отошли в другие школы, но, тем не менее, мы продолжаем поддерживать с ними тесные и плодотворные контакты и по научной, и по образовательной линии.

Тяжел ли путь ученого в России?

Ученым везде быть тяжело, не только в России. Хлеб ученого достаточно горький, потому что любой успех в науке дается с большим трудом, но зато это уникальная возможность заниматься очень интересным и творческим делом. Это большая привилегия, но и большая ответственность, и, конечно же, это нелегкий путь, но тот, кто на него ступил, испытает и глубокое удовлетворение от процесса познания того, как устроена природа. И это удовлетворение останется с человеком на всю жизнь и, пожалуй, мало зависит от того, назовут ли твоим именем какой-нибудь эффект или не назовут. Само осознание того, что ты заложил пусть маленький, но прочный кирпичик в здание науки, в понимание окружающего нас мира, конечно дает многое.

При этом не могу не отметить, что в Российской науке есть свои особенности. С одной стороны, материальное обеспечение не является слишком большим, хотя нигде в мире ученые много не получают – ни в Европе, ни в Америке золотых гор в науке не заработаешь. Но с другой стороны, у научной работы в России есть одно существенное достоинство – Россия всегда была очень творческой страной и пока эта традиция сохраняется, в российских научных коллективах можно успешно и комфортно работать. Всегда чувствуешь поддержку коллег, все можно обсуждать, во всем тебе помогут и всем поделятся, никто от тебя не будет прятать собственных знаний и достижений.

Что же до ступеней становления ученого, то они понятны: магистратура, аспирантура, научный сотрудник, старший научный сотрудник, кандидат наук, доктор наук и т.д. Но все люди разные, и поэтому здесь важно понимать, что некоторые по складу характера - одиночки, и им удобнее работать над сугубо теоретической проблемой, только периодически общаясь с коллегами на семинарах, а есть экспериментаторы, которые по определению работают в коллективе. Есть коллективы, в которых работают десятки и сотни людей, как например, на больших ускорителях, есть коллективы из двух-трех человек на малых установках, которые, например, характерны для физики твердого тела. Соответственно, и этапы научной карьеры у всех могут быть разные. Многое зависит еще и от того, обладает ли человек какими-либо организационными способностями, способен ли он так организовать работу нескольких ученых, чтобы она оптимальным образом продвигала науку вперед, чтобы научные сотрудники друг друга дополняли, а не конфликтовали друг с другом. Такие организационные способности очень помогают в карьерном продвижении, но, как известно, занятие руководящих позиций в значительной степени начинает мешать научной деятельности, потому что все больше времени приходится уделять организационным моментам: написанию множества бумаг, взаимодействию с вышестоящим начальством, снабжению, и прочему. Но с другой стороны, если вы оказываетесь в состоянии объединить достаточно большой научный коллектив, то появляется возможность решать крупные научные проблемы, что, конечно же, всегда крайне заманчиво и интересно.

Чем занимаются выпускники ФПФЭ?

Наверное, здесь нет никаких специфических для Проблем особенностей. У нас порядка 30-40 человек идет в аспирантуру после магистратуры и строят затем свою научную карьеру, как правило, в своих базовых институтах или на Физтехе. Еще какое-то количество выпускников идет в наукоемкие фирмы при базовых организациях. А остальные прекрасно устраиваются где хотят. Во всяком случае, за всю мою более чем десятилетнюю работу деканом никто ни разу не приходил с просьбой о помощи в трудоустройстве на работу. Как я уже говорил, хлеб науки – горький, и не все его выбирают. Многим хочется иметь все сегодня и сейчас, поэтому они и идут в какие-то коммерческие структуры. Но при этом самое главное – не попасть в болото, в котором можно до самой старости заниматься нудным и рутинным делом, пусть даже и зарабатывая неплохие деньги. И зачастую выпускники, работающие в бизнесе, с некоторым оттенком горечи говорят, что, наверное, им следовало бы продолжить занятия наукой. Но, тем не менее, все зависит от человека, можно и в бизнесе найти творческую составляющую, подняться и вырасти. И такие примеры есть среди наших выпускников, которые являются крупными бизнесменами, входящими в списки Форбс. Есть и хорошие ученые, которые, защитив докторскую диссертацию, решили применить свои таланты в бизнесе и успешно выстроили практически с нуля свои компании. Среди наших выпускников есть крупные ученые, свои академики, члены-корреспонденты РАН, директоры академических институтов, есть и политические деятели, и сотрудники госслужб, так что карьеру можно построить на любой вкус. Вообще я бы сказал, что это общемировая тенденция, что после окончания магистратуры вуза половина выпускников уходит в бизнес, потому что конечно же 18-летнему абитуриенту трудно понять, что ему в жизни хочется и где он в жизни может преуспеть. Ну и потом бывают всякие жизненные обстоятельства, которые заставляют принять то или иное решение. Успеха добиться можно везде, главное – нужны нестандартные подходы, нужна усидчивость, большая работоспособность и то, чему учат физтехов – умение моделирования процессов, т.е. умение построить теоретическую модель, провести ее экспериментальную верификацию и последующее уточнение теории. Оказывается, что вся жизнь человека устроена так же: если хочешь чего-то добиться, то приходится и в бизнесе строить модели бизнес-процессов, проверять их, находить слабые места, исправлять и двигаться дальше. Наши выпускники, как мне кажется, умеют это делать.

Изменились ли студенты с момента основания ФПФЭ?

Изменились. Когда-то, совсем давно учиться плохо было непрестижно. Сейчас довольно много неуспевающих студентов, которым, на мой взгляд, особо Физтех и не нужен. Наверное, это связано именно с тем, что и жизнь вокруг нас изменилась, и общая ситуация в мире и в стране другая. Но все-таки я очень боюсь, что студенты, которые плохо учатся то ли из лени, то ли из-за простого разгильдяйства, то ли из-за того, что много отвлекаются на какие-то посторонние дела, в результате окончат Физтех недоучками, не сумеют взять все, что им мог бы дать Физтех, базовые кафедры и преподаватели, и в силу этого потом им в жизни придется нелегко. Кто-то это поймет, задумается и исправит свои взгляды на жизнь, а кто-то так и не поймет и будет винить всех вокруг, не задумываясь, что все-таки каждый сам кузнец своего счастья. Раньше таких студентов было существенно меньше. Мое глубокое убеждение заключается в том, что любая работа, если она честно сделана, будет вознаграждена: не сейчас, так когда-то потом, но обязательно тем или иным образом любые старания будут отмечены. А если относиться без энтузиазма к своей работе, к учебе, то вряд ли что-то хорошее получится.

Дружный ли наш факультет?

Мне кажется, что у нас очень дружный факультет, хотя, наверно, не мне это надо оценивать. Во всяком случае, я могу судить об этом по многим нашим общим делам, по тому, как готовятся и проходят наши праздники - юбилей ФПФЭ, матчи века, посвящения, дни открытых дверей и т.д. Конечно, я общаюсь со студентами не так часто, как хотелось бы, но мне в общем-то кажется, что и живут студенты дружно. У нас подобрался и очень хороший преподавательский состав, замечательные базовые кафедры, с руководством которых мы практически каждый день взаимодействуем. Это все очень знающие, заинтересованные, неравнодушные люди, которые везут тяжелый воз повседневной организационной работы, и я благодарен им за все эти усилия. В нашем деканате, я считаю, тоже подобрался очень хороший коллектив. Основные принципы нашего взаимодействия заключаются в том, что мы доверяем друг другу, уважаем друг друга, слушаем других, внимаем их аргументам и сами не навязываем свою точку зрения, а стараемся убедить друг друга, аргументируя свою позицию. Все мы люди разные, у каждого свой опыт, свой бэкграунд, но есть и общие ценности, и мы должны их поддерживать и на их основе работать. Все это вместе взятое и делает факультет дружным, потому что нет причин для ссор, а есть причины для совместной продуктивной работы.

Какую помощь может оказать деканат студенту в случае ЧП?

Если говорить о материальной помощи, то любую, которая будет в наших силах. К сожалению, бывают случаи, когда действительно приходится по максимуму искать средства для поддержки студентов в чрезвычайных ситуациях, в том числе, просить о помощи ректорат, наших выпускников и т.д. Дмитрий Леонидович Зайцев, заместитель директора школы по нашему факультету, который курирует эти вопросы, много сил, и души вкладывает в поддержку оказавшимся в непростой ситуации студентам. И здесь иногда даже материальная помощь отступает на второй план, например, если студент стоит на грани отчисления, но он хочет и в состоянии учиться, то деканат окажет ему максимальную помощь и содействие, будет ходатайствовать за него перед институтскими кафедрами и ректоратом чтобы дать человеку шанс исправить ситуацию. Иногда, к сожалению, студенты этим пользуются для того, чтобы просто максимально продлить свое существование на Физтехе, не собираясь при этом выполнять свои обещания.

Почему стоит выбрать ФПФЭ?

Во-первых, наш факультет – физический, во-вторых, в большой степени конкретный. Я всегда говорю, что наш факультет недаром называется «проблем физики и энергетики». Он был создан для подготовки высококвалифицированных специалистов, готовых заняться решением крупных практических проблем, которые двигали бы вперед человечество. Но чтобы это было возможно, приходится учиться решать и сугубо фундаментальные задачи. Если вы возьмете, например, проблему термоядерного синтеза, то столкнетесь с массой очень трудоемких и тяжелых сугубо фундаментальных задач в области физики плазмы, нейтронной физики, материаловедения и т.д. Но с другой стороны решение этих задач может привести нас к созданию термоядерного реактора и получению практически неисчерпаемого источника энергии. Возьмите ту же космическую физику, которая в 60-е годы прошлого века казалось была практически полностью оторвана от реальной жизни. И когда запускали исследовательские спутники, то полагали, что полученные с их помощью результаты будут иметь сугубо академический интерес. Но прошли годы и сейчас мы без космоса не представляем свою жизнь: это и системы спутниковой навигации, и прогнозы погоды, и спутниковое телевидение, и так далее. Однако, нацеленность факультета на решение крупных проблем не исключает того факта, что практически на всех кафедрах ведутся и крайне интересные сугубо поисковые научные исследования по направлениям, которые не обещают прямой и скорой практической отдачи, но здесь всегда следует помнить, что нет ничего более рентабельного, чем фундаментальная наука. Еще одно наше существенное отличие заключается в том, что на факультет много экспериментальной физики, у нас на 3 курсе читается обширный лекционный курс «Методы экспериментальной физики» и работает хорошо оборудованный практикум по методам измерений. А вообще нам всегда были интересны студенты не только с «головой», но и с «руками», которые с детства занимались чем-то практическим, например, авиамоделизмом или радиолюбительством.

Тот ли Физтех? Как сильно он изменился за многие годы?

Изменился очень сильно. Сейчас очень приятно пройтись по кампусу, где установлены современные фонари, скамейки, заасфальтированы дорожки, отремонтированы старые корпуса, построены новые. Изменилось и оснащение Физтеха, закуплено много нужного, важного и активно используемого оборудования. Из образовательного центра Физтех становится и научным, появилось много молодых преподавателей и научных сотрудников. И это очень важное изменение, потому что для того, чтобы Физтех в целом оставался Физтехом, нам необходимо, чтобы на все руководящие посты в институте приходили ребята, прошедшие школу Физтеха, которые бы понимали, что такое образование Физтеха, что такое наука и так далее. Очень важно, чтобы те или иные направления административной работы возглавляли не просто «эффективные менеджеры», а люди, которые понимают, как устроена физтеховская жизнь. Только тогда нам удастся сохранить творческий дух на Физтехе, который является залогом всех его успехов. Но сейчас из-за роста Физтеха, из-за изменения внешней среды мы видим тенденцию к формализации всех сторон деятельности МФТИ. С одной стороны, она нам диктуется сверху министерством, с другой стороны, иногда мы сами в погоне за какими-то призрачными показателями если не способствуем формализации, то не слишком активно противостоим ей. Возможно, некоторая формализация и необходима, но, тем не менее, нужно помнить, что творческие люди рождаются в творческой атмосфере. Поэтому пока выпускники к нам и стремятся, приезжают на все наши праздники, помогают в развитии института, потому что они помнят дружную, теплую, творческую атмосферу на Физтехе, и ее нам нельзя терять, иначе они начнут забывать, откуда родом, и зачем им была нужна Альма-матер. И если мы все и вся заформализуем, то, боюсь, все наши преимущества начнут постепенно испаряться. У нас могут быть замечательные достижения по всем параметрам, но если мы потеряем этот дух, то мы потеряем Физтех.

Что вы можете пожелать студентам и абитуриентам?

Абитуриентам я могу пожелать успешно сдать ЕГЭ, успешно написать все олимпиады и поступать к нам на факультет. А студентам – поддерживать творческую, дружную атмосферу на факультете, но также и быть принципиальными людьми, потому что нельзя из-за ложно понимаемого товарищества проходить мимо нарушений внутренней жизни, это относится к очень многому. Надо понимать, что Физтех – наш общий дом, и порядок в нем мы можем навести только мы сами. Ну и конечно необходимо пожелать хорошей учебы, трудной и тяжелой, но тем не менее совершенно необходимой, если человек выбрал Физтех, удачи и больших успехов. Ну и всегда помнить свою Альма-матер и своих товарищей, куда бы судьба вас не закинула.

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

МФТИ в социальных сетях