Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Тени голубого экрана

Оригинал статьи опубликован на сайте "Посольство медицины"

Автор - Гун Е.Г. – Компьютер: как сохранить зрение. Москва. 2003

Едва ли не все блестящие научно-технические достижения XX века, приумножающие наше могущество, несовместимы с «био» и сопровождаются насилием над личностью. Изобретение новых современных технологий позволяют превращать в зомби любого человека, сидящего перед монитором. 

Собственно, ниче­го фантастического в технологиях, воздействующих на психику и здоровье человека, нет. Не вызывает сомнения, что на психику человека можно воздействовать помимо воли самого человека.  Мысль банальная, но коль скоро это так, то ради сохранения на­шего будущего любая эпохальная проблема инженерной мысли требует разработки мер, компенсирующих отрицательное влия­ние этой победы. Вся используемая в настоящее время электрон­но-вычислительная техника с ее миллионами «персоналок» фак­тически уже подчинила себе все стороны нашей жизни.

Сегодня мы вправе говорить о кризисе в обществе, но, преж­де всего, о кризисе в семье. В древности центром семьи был очаг, затем стол, за которым собирались домочадцы после трудового дня. В последующем во многих наших семьях воца­рился телевизор, и живое общение родственных душ замени­лось общением людей с призраками и тенями экрана.

Дом стал проходным двором. Телевизор сорвал двери с на­ших квартир. К нам приходят теперь толпы людей. Пришель­цы со всех планет, созданные фантастами, влетают без стука и спроса, врываются ковбои и гангстеры, приходят люди, с кото­рыми мы не хотели бы иметь ничего общего. Ведь с помощью словесных «мыслеформ» человек создает... свой генетический аппарат. «Генетическому аппарату далеко небезразлично, о чем вы думаете, говорите, читаете... Причем ДНК не разбирает, общаетесь ли Вы с живым человеком или героем телесериала — и тот и другой влияют на вашу наследственность. Любое произнесенное слово — это не что иное, как волновая генетическая программа, которая меняет вашу жизнь».

Многое что называется телевизором и системой «Интернет», наряду с положительными для прогресса человечества моментами, отрицательно сказывается на здоровье общества.

Ведь социальность вообще — вещь привнесенная, неесте­ственная для человека. Телевизор создал новый тип человека — с истощенной от непрерывного зрелища (как от непрерывного пьянства) нервной системой, человека душевного распада, ко­торый не может поставить границы и фильтр внешней инфор­мации и усваивает ее, так сказать, в сыром виде — не крити­чески, с одной низшей механической памятью. Смысловая па­мять при этом притупляется, творческие силы ослабляются.

Нельзя забывать и об «эффекте 25-го кадра». Недавно мы стали свидетелями трагедии, разыгравшейся в Японии, где после просмотра мультфильмов «с начинкой» десятки людей оказались в психбольнице. Чередование ярких красных вспы­шек приводило к тому, что дети теряли аппетит, становились замкнутыми, раздражительными, некоторые попали в боль­ницу с диагнозом «нервное истощение». Этот мультик был сделан на компьютере. Эффект «25-го кадра» заключается в том, что кинопленка движется со скоростью 24 кадра в секун­ду, которые мы видим осознанно, то есть понимаем, что ви­дим. Если после каждого 24-го кадра вставить дополнитель­ный 25-й с определенной текстовой информацией, то этот кадр мы видеть не будем, но информация, заключенная в нем, идет сразу в «подкорку» гловного мозга, минуя сознание. Неудивительно, что эта методика влияния на поведение человека была засекречена в ЦРУ и КГБ. Телевизор (при бессистемном пассивном просмотре телепе­редач), учит людей жестокости; это касается не только картин убийства и насилия. Переживания человека у телевизора настоль­ко интенсивны и остры, что эмоционально опустошают его, и он в повседневной жизни становится безучастным, холодным, отчуж­денным. Особенно губительно действуют картины насилия и секса на детей. По мнению социологов, телевидение сейчас является одним из главных воспитателей современной молодежи. Эффект этого воспитания очевиден. Предвидим возражения, что иные телевизионные программы чисты и нравственны, но посмотрите на лица сидящих у телевизора подростков. Что вызывает у них наибольший интерес — мораль или гангстеры и секс? Да и в количественном выражении второго намного больше. Если зер­на цветов и сорняков смешать вместе и бросить в землю, то мож­но быть уверенным, что сорняк заглушит цветы. У телевизора вырастает человек с подавленной духовностью. Каковы послед­ствия для здоровья ребенка от бессистемного и пассивного просмотра телепередач?

Дети, сидящие перед телевизором, подобны растениям не только внешне, но и по существу. Они действительно впа­дают в состояние, похожее на транс, когда скорость метаболиз­ма (сжигание колорий организмом) снижается на 16 % по срав­нению с той, которая соответствует нормальному отдыху (ког­да ребенок просто сидит и ничего не делает), а по сравнению с активным состоянием падает еще ниже.

У ребенка формируется неадекватная физическая, ин­теллектуальная и социальная активность. Когда телеви­зор включен, дети, как правило, перестают двигаться, играть, рассматривать книжки или слушать чтение, рисовать, лепить или упражнять свои мозг и тело каким-нибудь другим спосо­бом. Чрезмерное увлечение телевизором мешает малышу ов­ладевать необходимыми навыками. Хронические телезрители становятся зависимыми от экрана и способны получать сти­мул и удовольствие только от него.

Заболевания зрения и общая утомляемость. Наблюде­ния показывают, что после 60 минут непрерывного просмотра телевизионных передач у детей наступает заметное ухудше­ние оптической хронаксии, остроты зрения. Признаки утом­ления выражаются также в частой смене положения тела, по­тягиваниях, отвлечения.

Телевизор способствует развитию ожирения. Как пока­зывает исследование, телевизор является одной из причин того, что в последние 20 лет количество детей, страдающих ожирени­ем, увеличилось на 50 %. Дети, привыкшие смотреть телепере­дачи, поглощают больше калорий (обычно они жуют что-нибудь, глядя на экран, а под влиянием рекламы начинают есть не то, что следовало бы), а сжигают меньше (потому что мало двигаются).

Изменяется уровень холестерина в крови. Передозиров­ка телевизором не только ведет к ожирению, но и увеличению холестерина в крови. Это связано с неподвижностью и упот­реблением вредной для сердца пищи, которая поглощается во время просмотра телепередач, особенно, если родители не сле­дят за содержанием жиров в продуктах.

Стимулируется агрессивное поведение и увеличивает­ся количество страхов. Сцены насилия в фильмах стимули­руют агрессивное поведение детей. То, что показывают по те­левизору, для ребенка так же реально, как и то, что происхо­дит в его комнате или на игровой площадке. Фантазии пугают малышей, поскольку они склонны воспринимать все, что слы­шат и видят, буквально. Даже если малыш не выглядит испу­ганным, когда смотрит фильм ужасов, ночные кошмары могут быть связаны именно с этим фильмом.

Возникают сомнительные ценности. Очень немногие дет­ские программы дают представление об истинных ценностях: доброте, честности, терпении и готовности делиться. Большин­ство программ передают негативный опыт, и дети усваивают, что насилие или ложь позволяют получить то, что хочется, а обладание вещами делает его важным и популярным. Появляется неспособность справляться с обстоятель­ствами. Малыш скучает, капризничает, расстроен? Некото­рые родители справляются с этим просто: щелкают кнопкой телевизора. Специалисты предрекают, что дети, родители ко­торых используют, таким образом, телевизор, вырастут неспо­собными справиться с обычными жизненными неприятностя­ми. Вместо того чтобы решить проблему или определить ис­точник трудностей, они будут склонны искать простые решения ' и даже развивать в себе вредные привычки.

При злоупотреблении телевизором отмечается:

Задержка интеллектуального развития. Дети, пристра­стившиеся к телевизору, показывают низкие результаты при проверке умения читать и в среднем хуже успевают в школе, чем те, которые смотрят телевизор умеренно. Причин здесь несколько: мало времени и желания остается для чтения и уче­бы, завышенные ожидания (технические спецэффекты обу­чающих программ превращают детей в пассивных учащихся, не способных сосредоточиться, когда оказывается, что обуче­ние в школе не такое легкое и быстрое, как по телевизору). Телевизор мешает малышам подружиться с книгами, а это задерживает их интеллектуальное развитие. Пониженная способность к воображению и творчеству. Чтение побуждает представлять себе сцены, действия и т. д. Телевизор же сам дает готовую картинку, не оставляя простран­ства для воображения. За редкими исключениями, телепереда­чи не ставят перед детьми задачу выступить с собственными идеями и не развивают у них творческое начало. Неумение играть самостоятельно. Дети, которые очень много смотрят телевизор, не могут занять себя сами, да и не хотят этого делать, поскольку любая игра требует мыслей и воображения. Ослабление семейных и социальных связей. Семьи, где телевизор работает круглые сутки, постепенно начинает рас­падаться. Поскольку постоянно кто-нибудь сидит в трансе перед телевизором, членам семьи труднее общаться друг с другом, делиться мыслями и чувствами.

Хотелось бы особо подчеркнуть, что чрезмерное увлече­ние телевизором и компьютерными играми может стать при­чиной тяжелых последствий: развивается повышенная возбу­димость у школьников, снижается успеваемость, ребенок ста­новится капризным, неуправляемым.

Может быть, детей следует лишить телевизора? Вероятно, нет, и по многим причинам.

У телепередач есть свои положительные стороны.

Образовательная ценность. Если смотреть их с умом, они могут стать ценным инструментом познания, хотя в этой роли редко достигают своего полного потенциала. Давление сверстников. Винни-Пух, Айболит для ма­лышей — часть их повседневной жизни, ребенок, который с ними незнаком, чувствует себя выключенным из общества. Удобство. Деловые родители часто обращаются к помо­щи электронной «няньки», чтобы занять ребенка, пока гото­вят обед, просматривают почту или стирают. Когда идет лю­бимый фильм, уже не приходится забавлять ребенка, нахо­дить ему дело или выслушивать его проблемы. Спокойствие. Нет более надежного способа установить мир в семье (при условии, что все согласны смотреть одну и ту же программу), чем усадить ребенка перед телевизором. Используйте телевизор для развития наблюдательности («Что этот мальчик сейчас сделал?»), творчества («Посмот­рим, удастся ли нам сделать из бумаги такую же куклу, какая была в передаче?»), умения анализировать («Как ты дума­ешь, почему девочка так сказала? Это было хорошо?»).

Несмотря на все недостатки, телевизор открывает доступ в чудесную страну, где ребенок может увидеть и услышать то, что больше нигде не найдет. Волшебный ящик уносит детей в далекие уголки мира, показывает им прошлое и будущее, зна­комит с искусством и науками.

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика