Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Определены лучшие сайты вузов

Оригинал статьи опубликован на сайте strf.ru

Автор - Муравьёва Марина

Появился новый рейтинг сайтов вузов Webometrics, который с 2004 года составляется испанской лабораторией Cybermetrics Lab и считается одним из престижных рейтингов университетов.

Авторы Webometrics оценивают вузы по следующим критериям:

Веб-размер (количество страниц вузовского сайта, найденных поисковиками). Заметность (количество внешних ссылок на сайт). Количество загруженных файлов (pdf, doc, ppt и ps). Количество публикаций и индекс цитируемости по оценке Google Scholar.

Рейтинг обновляется два раза в год: в январе и в июле. Разработчики поставили перед собой цель не просто определить сотню лучших университетов, но и ранжировать максимально возможное число вузов. В рейтинг попадает около 16 тысяч учебных заведений со всего мира. Более 50 процентов позиций в Топ-200 принадлежит университетам США и Канады. С одной стороны, это объясняется их широким присутствием в интернете, а с другой — целым рядом сопутствующих продвижению в мире американской системы образования факторов (политических, финансовых, культурных, экономических и т. д.).

В этот раз ранжировалось восемь тысяч вузов. На первом месте оказался Гарвард (июль 2009 - 2). На втором — Массачусетский технологический институт (июль 2009 - 1). На третьем — Станфорд (июль 2009 — 3). На четвёртом — Калифорнийский университет в Беркли (июль 2009 - 4). На пятом — Корнеллский университет (июль 2009 — 5).

В первой сотне оказалось 69 университетов США (в июле 2009 — 65 вузов), Канады — 7 (в июле 2009 — 6), Великобритании — 6 (5). Кроме того, по одному — два вуза Австралии, Японии, Нидерландов, Тайваня, Норвегии, Австрии, Бельгии, Италии, Финляндии, Мексики и Бразилии. И ни одного российского университета.

МГУ попал только на 226 месте (в июле 2009 года был на 188). Всего в рейтинге 173 российских вуза.

Таблица №1. Позиции российских вузов в рейтинге

WORLD RANK

UNIVERSITY

SIZE

VISIBILITY

RICH FILES

SCHOLAR

226

Lomonosov Moscow State University  

260

209

301

271

591

State University Higher School of Economics

1179

491

1045

409

834

Saint Petersburg State University

793

1142

677

969

886

Novosibirsk State University   

694

911

1163

1249

1122

Kazan State University 

1326

1804

846

804

1163

Tomsk State University  

970

2014

1672

306

1302

Saint Petersburg State Institute of Fine Mechanics and Optics  

1070

2546

982

671

1412

Moscow Institute of Physics and Technology

1548

1464

1666

1706

1456

Moscow State Institute of International Relations 

1444

1926

2101

903

1479

Altai State University

2822

2513

1278

405

1489

Ural State University

1613

3022

1162

511

1675

Saratov State University 

1425

2791

1933

876

 

Не так плох вуз, как его сайт

Оригинал статьи опубликован на сайте strf.ru

Автор - Муравьёва Марина, фотографии - Соловей Игнат 

Положение университетов России в рейтинге Webometrics незавидно. Самая лучшая позиция, по данным 2008 года, была у МГУ им. Ломоносова — 186 место. Следом идёт СПбГУ — 927 место. Пятёрку замыкают Новосибирский госуниверситет (949-е), ГУ-ВШЭ (1143-е) и МФТИ (1219-е). Однако ситуация небезнадёжная, уверен один из авторов рейтинга, руководитель испанской лаборатории Cybermetrics Lab Исидро Агийо. На встрече с представителями отечественных университетов, которая состоялась в Высшей школе экономики, он рассказал об основных ошибках в продвижении сайтов и объяснил, как улучшить ситуацию. 

Справка STRF:
Основные рекомендации российским вузам:
1. Нужно обеспечить более лёгкий доступ к информации о деятельности вуза (двойственное или тройственное присутствие одного вуза в интернете этому мешает).
2. Следует создать иностранную версию сайта, что обеспечит дополнительные ссылки из зарубежных стран.
3. Содержание сайтов должно быть ориентировано на более широкую аудиторию, а не только на студентов и преподавателей.  

Все в сеть

Webometrics считается одним из престижных рейтингов вузов, который составляется с 2004 года лабораторией Cybermetrics Lab, входящей в национальный Центр информации и документации при Высшем совете по научным исследованиям Испании. Как подчеркнул г-н Агийо, их рейтинг финансируется за счёт государства в отличие от многих других, которые делаются частными компаниями или средствами массовой информации.

Испанцы взялись за составление рейтинга из нескольких соображений. В первую очередь, понимая, что в условиях глобализации, когда страны интегрируются в единое мировое экономическое пространство, разворачивается настоящая борьба за студентов. (Руководствуясь этими же мотивами, а кроме того, желанием реабилитировать российскую высшую школу в глазах мировой общественности решили составить первый глобальный рейтинг вузов и в России). В настоящее время около трёх миллионов студентов свободно перемещаются из одной страны в другую. Соответственно университеты находятся в ситуации жёсткой конкуренции. Ранжирование вузов играет далеко не последнюю роль в распределении финансовых потоков, среди которых значительная доля поступает от студентов и выпускников, получивших престижную работу.

Существовавшие на тот момент рейтинги, по мнению Исидро Агийо, имели серьёзные недостатки. Например, Шанхайский в большей степени ориентировался (как впрочем, и ориентируется) на исследовательскую деятельность вузов. Поэтому два критерия оценки из шести в нём связаны с количеством выпускников и сотрудников вуза, получивших нобелевские премии и медали Филдса (высшая математическая награда). Хотя надо учитывать, что медаль Филдса за всю историю получили около 50 человек, а нобелевскую премию — менее 600.

«Мы решили создать свой рейтинг, чтобы пользователи получили дополнительную информацию о вузах, — говорит Исидро Агийо. — Долго думали, как лучше его составлять. Имеется множество индикаторов оценки деятельности университетов. Но проблема в том, что довольно сложно собрать достоверную информацию о многих тысячах вузах, особенно развивающихся стран. Кроме того, трудно сравнивать и соотносить сведения об учебных заведениях разных стран. Учитывая все преимущества интернета, а также перспективы его использования в образовательной и научной сферах, мы решили использовать web в качестве основного источника информации об университетах».

Доступ в интернет имеют все учебные заведения мира, каждый из них при желании может использовать его ресурсы, у любого преподавателя есть возможность опубликовать там свою статью, как научную, так и публицистическую. И если в специализированном журнале статья доступна нескольким сотням профессионалов и ими же оценивается, то в интернете — миллионам.

Авторы Webometrics постарались, чтобы методология оценки вузов не была слишком сложной. Деятельность университетов оценивается по следующим критериям:

Веб-размер (количество страниц вузовского сайта, найденных поисковиками). Заметность (количество внешних ссылок на сайт). Количество загруженных файлов (pdf, doc, ppt и ps). Количество публикаций и индекс цитируемости по оценке Google Scholar.

Один вуз — один сайт

Рейтинг обновляется два раза в год: в январе и в июле. Разработчики поставили перед собой цель не просто определить сотню лучших университетов, но и ранжировать максимально возможное число вузов. В рейтинг попадает около 16 тысяч учебных заведений со всего мира. Более 50 процентов позиций в Топ-200 принадлежит университетам США и Канады. С одной стороны, это объясняется их широким присутствием в интернете, а с другой — целым рядом сопутствующих продвижению в мире американской системы образования факторов (политических, финансовых, культурных, экономических и т. д.).

В США даже крупные университеты представлены в интернете как единое целое, в Европе они разрозненны. То же самое характерно и для России. Головной вуз имеет один сайт, филиалы — другие, и между собой они практически не связаны. Использование одним университетом нескольких доменов, по мнению г-на Агийо, одна из главных ошибок.

«Думаю, не ошибусь, если предположу, что ведущие вузы России могли бы находиться в Топ-50 нашего рейтинга, но из-за некоторых вполне типичных ошибок пока занимают гораздо худшие позиции, — отметил Исидро Агийо. — Составляя рейтинг, мы пришли к выводу, что основная проблема заключается в том, что многие вузы не публикуют информацию о своей деятельности. Не исключено, что на самом деле они работают гораздо лучше, чем это представлено в интернете».

Эту проблему, кстати, понимают не только западные эксперты. Рособрнадзор планирует ужесточить требования к вузовским сайтам, включив их оценку в аккредитационные показатели университетов. Поэтому есть надежда, что и отечественные вузы расширят своё присутствие на просторах интернета. Пока же несколько сотен российских вузов вообще не имеют сайтов.

При составлении рейтинга испанские исследователи оценивали информацию о 717 вузах России. И выяснили, что у 40 университетов имеется несколько сайтов, причём обновляются они только на русском. Сведения на иностранных языках предоставляют единицы. Но те англоязычные странички, которые имеются у некоторых вузов, оторваны от основного сайта, а должны быть тесно связаны с русским контентом. Количество ссылок с внешних источников на эти сайты невелико. То есть низкие позиции российских вузов в рейтинге объясняются главным образом отсутствием линков на их сайты из зарубежных стран.

Исидро Агийо: «Ведущие вузы России должны бы находиться в Топ-50 нашего рейтинга, но из-за некоторых вполне типичных ошибок пока занимают гораздо худшие позиции»

«В России количество посещений на 90 процентов обеспечивается жителями страны, а, например, в США около 50 процентов — это иностранцы, — говорит Исидро Агийо. — Ещё одна проблема связана с тем, что большую часть посетителей сайтов российских вузов составляют студенты. Это не совсем правильно. В период каникул происходит обвал посещаемости. Надо стараться предоставлять более разноплановую информацию, которая будет интересна не только учащимся и преподавателям, но и более широкой аудитории, в том числе и зарубежной. Например, на вузовском сайте может быть представлена информация о политической, экономической, культурной жизни города или региона, в котором находится университет».

Стимул для развития?

Webometrics, как впрочем и любой другой глобальный рейтинг вузов, воспринимается академическим сообществом неоднозначно. Многие эксперты считают, что испанские исследователи действуют по принципу наименьшего сопротивления, используя ту информацию, которая лежит на поверхности и которую проще всего получить. Недостаток Webometrics заключается в том, что он фактически опирается на единственный источник — сайты вузов. Но насколько полно там отражается деятельность университетов — большой вопрос. К тому же российские вузы ещё не полностью освоили этот ресурс. Так считают в России, где традиционно сильны позиции людей, предпочитающих неформализованный подход к оценке научной и образовательной деятельности.

Испанцы воспринимают критику с пониманием. «Мы в первую очередь исследователи, поэтому заинтересованы в совершенствовании своего продукта, а не в изучении реакции участников рейтинга, — отмечает Исидро Агийо. — Хотя при этом считаем важным получение обратной реакции и распространение информации о своём рейтинге. Более того, мы готовы сотрудничать с университетами разных стран и предлагать им конкретные рекомендации по совершенствованию их сайтов».

Алексей Чаплыгин: «Одни сайты в полной мере отражают деятельность вуза, а другие — лишь отчасти. И это действительно проблема. Но главным образом, не авторов рейтинга, а самих вузов»

Как бы ни относились специалисты к Webometrics, этот рейтинг уже смог себя зарекомендовать в мире, наряду с рейтингами Шанхайского университета и Times. «Всё академическое сообщество — и вузы, и НИИ как-то представлены в сети. Поэтому вполне естественно использовать интернет в качестве источника информации о деятельности учебных заведений, — так прокомментировал STRF доклад испанских рейтингёров Алексей Чаплыгин, руководитель проектов Рейтингового агентства в сфере образования „РейтОР“. — Другое дело, что какие-то сайты в полной мере отражают деятельность вуза, а какие-то — только отчасти, может, на 10-20 процентов. И это действительно проблема. Но главным образом, не авторов рейтинга, а самих вузов. Лично я доверяю результатам Webometrics. Мне кажутся они вполне адекватными. Несмотря на несколько упрощённый подход, используемый авторами. Что касается оценки качества образования, предоставляемого в том или ином вузе, то, на мой взгляд, эту задачу не может решить практически ни один глобальный рейтинг. Только на национальном уровне можно каким-то образом структурировать университеты по качеству образования».

По поводу низких показателей российских вузов в рейтинге эксперты считают, что это вполне объяснимо. У них действительно есть очевидные для всех проблемы, которые просто-напросто надо решать. И не исключено, что Webometrics может быть одним из рычагов, который будет способствовать развитию университетских сайтов в России.

Между вузами мира разворачивается борьба за студентов. Уже сейчас около трёх миллионов учащихся свободно перемещаются из одной страны в другую

В Webometrics попадает около 16 тысяч вузов. Более 50 процентов позиций в Топ-200 принадлежит университетам США и Канады

Позиции российских вузов в рейтинге Webometrics в январе 2009 года. В Топ-200 попал только МГУ
Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика