Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Отбор естественный и неестественный

Оригинал статьи опубликован на сайте  Вечерний Новосибирск 

Автор - Катерина КОСТЫЛЕВА

О проблемах «переходного периода» от ученичества к студенчеству корреспонденту «ВН» рассказывает кандидат медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой клинической психологии Нового сибирского университета Евгений Александров

В вузы поступают… дети!

— Когда мы говорим о сложностях, возникающих у вчерашнего школьника при поступлении в вуз, то, как правило, речь идет о проблемах, связанных с восприятием материала. Следствие того, что в школе — учат, а в вузах, по идее, — учатся. Но, судя по всему, переход к студенчеству влечет за собой еще ряд проблем, непосредственно с учебой, может быть, и не связанных…

 — Все это связано. Для того чтобы перейти на новый режим работы, человеку требуется адаптационный период. Начнем с того, что окончание школы и поступление в вуз — это кризис для ребенка. Вспомните речи на выпускном вечере: «Вы уже взрослые!». Но у нас в культуре не прописано, что значит — стать взрослыми. И они себя взрослыми еще не считают! Выпускной бал, свободное употребление алкоголя с учителями, с директором школы — ведь это не взрослость. Это праздник. Взрослость подразумевает что-то еще: ответственность, планирование, умение устроить свой день. А откуда этому взяться? И эти дети поступают в вузы…

Болезнь третьего курса и зеленые человечки

— А здесь встает еще проблема выбора вуза — собственно, жизненного пути.

— Но по возрастной психологии до выбора жизненного пути человек дозревает к 20 годам. А в 16–17 лет у большинства детей этого нет и не может быть. Поэтому они выбирают путь вслед за кем-то, или следуют моде, или идут туда, куда их ведут родители.

— А потом, доучившись до третьего-четвертого курса, человек понимает, что пошел не туда?

— Это так и называется: болезнь третьего курса. Когда человек понимает, возникает проблема: как это изменить. Потому что студент (особенно когда за его обучение платят родители) — как белка в колесе: пищи, но беги, деваться-то некуда! Особенно мальчишки. Для них «уйти из вуза» означает «попасть в кирзовые сапоги». Потому что сразу прибегут зеленые человечки и уволокут в военкомат. Доходит до тяжелых неврозов. Когда я работал в первой центральной поликлинике (там много вузов), очень многие именно с третьего курса приходили с психозами, особенно из архитектурной академии. И этот психоз кончается, только если объяснять, что раз у тебя не идет — значит, это не твое. Ищи себя, родители тебя поймут и простят.

Пока человек — ребенок, он легко учится!

— Это тяжелей переносят мальчики, над которыми висит армия?

— Девочки острее, у них могут начаться истерики. А мальчишки все носят в себе, но у них может начаться депрессия с переходом на употребление алкоголя или наркотиков. Но вернемся к 16–17-летним. Возраст профориентации — 20 лет, но наша система образования не дает ребенку паузы, чтобы пережить это, повзрослеть. И болезнь первого курса — это продолжение школярничества, школьного подхода. Как будто кто-то будет тобой руководить, тебя будут водить за ручку, разжевывать… Опять-таки: паузы-то между школой и вузом нет! Были каникулы — и начался следующий класс. И в первую сессию большинство испытывает сложности. Кризисы начинаются во второй половине первого учебного года. А первый семестр пролетает на этой школьной инерции…

—…на которую (особенно у иногородних студентов) еще накладывается студенческая вольница, общежитие, плавающее расписание…

—…свободное посещение. Есть свобода для чего-то, есть свобода от чего-то. Дети получают свободу от чего-то: от контроля, от опеки, от жесткой организационной структуры. А что с этим делать — они не знают. На самом деле есть еще такой интересный аспект. Что такое студенческая вольница? Студенчество с тех пор, как появилось, всегда было чем-то отдельным. Вспомните «Собор парижской богоматери» — там студенческий кампус нормальные люди старались обходить и днем, и ночью — и нравы там были соответствующие. На мой взгляд, это связано с искусственным торможением развития человека, его взрослости. Потому что смотришь — студенты, здоровые лбы, вроде взросленькие, а ведут себя, как подростки. Но это необходимо для того, чтобы мозг воспринимал большое количество информации. Потому что пока человек — ребенок, он легко учится. Как только повзрослел — он становится более консервативен и новое воспринимает хуже.

Надо готовить школьника к бесконтрольности

— Чем этот резкий переход от контроля к свободе заканчивается на уровне успеваемости — более-менее понятно. А на уровне психики?

— Если психика слабая, то срыв обычно наступает либо в первую сессию, либо во вторую. Вплоть до психосоматических заболеваний. Неврозы. Неврастении. Слабость, утомляемость, головные боли, сонливость, ухудшение памяти, ухудшение концентрации внимания. Первая сессия отсекает людей, которые не могут адаптироваться к вузу. И очень большое количество студентов уходит в академотпуск на первом курсе — после первой или второй сессии. По состоянию здоровья. На самом деле человеку всего лишь надо дать реально отдохнуть, восстановиться — и все будет в порядке.

— А какие есть варианты подстилки соломки?

— Я считаю, что в школе в последние два года надо готовить детей вот к этому — к бесконтрольности, к свободному режиму.

— Как в садике подготовительные группы к школе — так и тут, к вузу?

— Да. Но школа на это не пойдет. Подготовительные курсы в высших учебных заведениях дают только информацию по предметам. А психологическим нюансам не обучают.

Кто сказал, что высшее образование должны иметь все?

— А как без реформирования среднего образования можно снизить травматичность первого курса?

— В этом вопросе я немножко пессимист. На мой взгляд, это важный естественный отбор людей, которые по каким-то причинам (личностным, психологическим) не способны учиться в вузе. Почему все люди должны иметь высшее образование? Главное, чтобы человек занимался своим любимым делом. А диплом многие получают уже взрослыми. Вот заочники — с ними любо-дорого дело иметь! У них есть опыт, есть знания, есть внутренние убеждения, что ему это надо. А дети, которые после школы, им все равно. А кто за тебя будет решать — идти на лекцию или семинар или нет? Только ты. Это умение управлять собой. Кто у нас этому учит? Никто. Даже хваленая армия — там все по команде, по уставу. Что «деды» скажут, то и выполняй. Поэтому человек должен уметь учиться сам. Бросили в воду — либо выплывешь, либо потонешь. И высшее образование — это, как вы правильно сказали, умение учиться. Умение выстраивать стратегию поведения. Этому человек может научиться только сам, и даже двенадцатый год в школе здесь не поможет, будет еще хуже. Рецепта тут нет. Единственное, может быть, где-то ближе к первой сессии стоило бы проводить в вузах тестирование, и с теми, у кого проблемы, проводить какие-то обучающие тренинги. Кафедры психологии-то есть практически везде. А дальше человечек бы сам пошел.

Троечник «по жизни» — это философия

— Честно говоря, мне бы во времена моего студенчества в голову не пришло бы обращаться к психологу или психотерапевту по поводу «сложностей со сдачей сессии». А с какими проблемами приходят абитуриенты, студенты?

— Абитуриенты приходят очень редко. Обычно жалуются на проблемы с памятью, тревоги, страх поступления. Но это начинается еще до выпускных экзаменов. А у первокурсников — жалобы на здоровье, неврастении, обострение хронических заболеваний. Каждый сентябрь в городе один-два случая суицидов среди школьных отличников — когда они «срезаются» на вступительных экзаменах. И все, вся жизнь кончилась. Отличники, стратегия которых — сдавать все на «пятерки», вообще часто ломаются — о каких-то преподавателей, о какие-то кафедры. Ведь в каждом вузе на каждом году обучения найдется какое-то «пугало» среди преподавательского состава, которое надо преодолеть. И отличник, которому важно сдать все на «пять», получает тройку, и все, самооценка падает до уровня канализационного колодца. А другой вариант — это троечник, самая гибкая структура. Но троечник не «по мозгам», а по отношению к учебе. Надо — он может что-то сделать. А если не надо — на троечку сойдет, он нервничать не будет. Вот из них потом получаются самые крепкие профессионалы. Троечник «по жизни» — это философия, но для того, чтобы ей следовать, нужны хорошие мозги. Если можно не напрягаться — не напрягайся. Но когда понадобится, то он напряжется и прыгнет выше многих. И у них обычно, кроме учебы, еще увлечения, на которые тратится время, — музыка или танцы.

— И в таком случае кризис третьего курса — это не такая серьезная трагедия, потому что, кроме учебы, есть еще другая жизнь?

— Они сами выстраивают себе ту другую жизнь, параллельную, и часто она потом становится его основной специальностью.

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика