Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Россия перешла на платное образование

Оригинал статьи опубликован на сайте RBCdaily

Автор - Андрей СЕРДЕЧНОВ

В условиях недофинансирования высших учебных заведений Минобразования борется за то, чтобы число бесплатных мест в российских вузах не уменьшалось

Доля бюджетных средств в высшем образовании РФ снизилась к 2004 г. до минимальной отметки за всю историю российского образования. Поэтому высшее образование теперь уже более чем наполовину коммерческое: более 50% услуг в образовании оплачивается из частного кармана. К такому выводу пришли специалисты Высшей школы экономики, проводившие по заказу Минобразования РФ исследование отрасли образовательных услуг. Вместе с этим министр образования Владимир Филиппов обещает, что количество бесплатных студентов в высших учебных заведениях страны в ближайшее время не уменьшится. Сделать это в министерстве собираются за счет введения дополнительных возможностей поступить на бесплатной основе. Однако в вузах полагают, что в дальнейшем соблюсти баланс между студентами, обучающимися на платной и бесплатной основе, получится только в том случае, если государственное финансирование останется по крайней мере на текущем уровне. В противном случае вузы будут вынуждены радикальным образом увеличивать число студентов-платников – не исключено, что за счет бесплатных мест.

Высшее образование в России испытывает трудности с госфинансированием. Хотя в 2004 г. сумма, выделенная из госбюджета на образование, выросла на 20,5% и достигла 580 млрд рублей, по словам первого заместителя министра образования Григория Балыхина, недофинансирование составит 100 млрд рублей. Однако если доля бюджетных средств в начальном профессиональном образовании составит почти 90%, то в высшем образовании – всего 45% (то есть снизится на несколько процентов по сравнению с 2003 г.). Таким образом, в этом году на каждого российского студента будет приходиться 600 долларов в год, что в три раза ниже уровня 80-х годов. Столь ощутимая разница в госфинансировании объясняется главным образом тем, что в техникумы и ПТУ, в отличие от вузов, идут по большей части дети из малообеспеченных семей. Именно поэтому брать плату за обучение в вузах считается более уместным. По оценке специалистов ГУ-ВШЭ, данная ситуация вполне нормальна. «То, что сегодня более значительная часть услуг в образовании оплачивается семьями, – это не негативная или позитивная тенденция, а существующий на сегодня факт, и в определенной степени он характеризует расширение доступности образования. Дело в том, что коммерческое образование не замещает бюджетное, а является лишь дополнением к нему. Поэтому, хотя количество платных студентов в учебных заведениях увеличивается, возможностей поступить на бесплатной основе меньше не будет», – сказала RBC daily Наталья Ковалева, директор Центра статистики и мониторинга образования Института статистических исследований и экономики знаний ГУ-ВШЭ.

В Министерстве образования не подтвердили, но и не опровергли данные специалистов Высшей школы экономики о том, что более 50% услуг в образовании на сегодня оплачивается из частного кармана. «Официально я вряд ли смогу прокомментировать цифры, приводимые ГУ-ВШЭ. Но хочу заметить, что эти результаты лишь оценка специалистов ГУ-ВШЭ, проводивших исследование, и я не стал бы утверждать, что они верны. К тому же, насколько мне известно, выборка ими делалась только по 6-ти из 79-ти российских регионов», – сказал RBC daily Владимир Сиваков, заместитель начальника управления экономики Минобразования.

Тем не менее логично предположить, что минимальное госфинансирование высшего образования уже в этом году приведет к некоторому увеличению количества студентов, которые будут приняты в российские вузы на платной основе. По словам Натальи Ковалевой, компенсировать это поможет расширение Министерством образования доступности бесплатного обучения в вузах. «Увеличение доли платного образования не должно означать, что дорога в вузы талантливым молодым людям сузится. Уже разработана и готовится к внедрению большая программа по разнообразным олимпиадам для школьников. Их победители практически автоматически станут студентами лучших вузов страны», – сказала RBC daily Наталья Ковалева. По неофициальной информации, идея состоит в том, что высший балл на олимпиадах будет фактически приравниваться к высшему баллу, набранному на едином выпускном госэкзамене.

Еще одним способом увеличить число студентов-бесплатников станет целевой прием в вузы. Так, на брифинге, состоявшемся во вторник, министр образования РФ Владимир Филиппов объявил о том, что целевой прием в высшие учебные заведения по договорам, заключаемым вузом, абитуриентом и одним из уровней власти (федеральными, региональными или местными органами исполнительной власти), будет введен уже в 2004 г. Суть целевого приема заключается в том, что нуждающиеся студенты определенных необходимых специальностей могут получать на основе договорных обязательств финансовые субсидии. При этом по окончании вуза они должны будут или отработать по своей специальности определенное количество лет, или вернуть государству полученную субсидию. Как считает министр, такой механизм позволит повысить эффективность расходов на подготовку специалистов и обеспечить необходимыми кадрами нуждающиеся отрасли, в первую очередь в социальной сфере, в сельской местности и т.д.

В самих вузах не сомневаются, что в этом году благодаря инициативам Минобразования удастся добиться баланса между платниками и бюджетниками. Но если в дальнейшем объем финансирования вузов продолжит снижаться, инициативы Министерства уже не помогут и вузы будут вынуждены радикальным образом увеличивать число студентов-платников – не исключено, что за счет бесплатных мест. Правда, как заверяют представители Минобразования, доля бюджетных средств в высшем образовании в 2005 г. не снизится.

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика