Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Мелкая сеть на Ломоносовых

Оригинал статьи опубликован на сайте "Российская газеты"

Автор - Маргарита ШИЦ

На этой неделе в российских школах гремят выпускные балы. Навсегда "уйдут со школьного двора" миллион восемьсот тысяч девяти- и одиннадцатиклассников. А уже через несколько дней абитуриенты начнут штурмовать приемные комиссии вузов. Среди новаций этого лета - не только зачисление в подавляющее большинство вузов по результатам Единого госэкзамена, но и прием без вступительных испытаний призеров и победителей региональных олимпиад школьников.

Напомним, что согласно правилам приема в вузы, без экзаменов сегодня зачисляются лишь победители Всероссийской олимпиады школьников. Таких талантливых счастливчиков в стране менее сотни человек. И вот руководство ведущих вузов, в том числе Московского государственного университета, решило значительно расширить число принимаемых без экзаменов "олимпиадников" за счет победителей и призеров региональных этапов.

Речь теперь идет уже о двух тысячах человек, что, согласитесь, для России - тоже капля в море. Между тем в вузах, особенно технического и естественно-научного профиля, участники, а тем более призеры таких олимпиад котируются куда выше "медалистов". Ректор МГУ Виктор Садовничий не раз ставил под сомнение качество школьных золотых медалей. Другое дело - победители олимпиад. Они прошли через "сито" пяти этапов федеральных соревнований: школьный, районный, областной, окружной и всероссийский. Скажем, до третьего этапа, как показывает практика, доходят только очень сильные школьники, которым по силам задачи повышенной сложности.

Зависли...

- Наш вуз уже несколько лет принимает победителей региональных этапов олимпиад, - говорит ректор МФТИ Николай Кудрявцев. - Поначалу некоторые преподаватели этому противились: "Почему все проходят вступительные испытания, а призеры олимпиад - лишь собеседование?" Но потом сомнения в качестве студентов, рекрутированных из числа победителей олимпиад, у нас рассеялись. Наблюдая за ними в течение учебного года, мы убедились, что это самые сильные студенты.

Надо отметить, что прошедший учебный год изрядно попортил нервы школьникам, участвовавшим в олимпиадах. С сентября прошлого года министерство обещало пересмотреть "Положение об олимпиадах" и скорректировать правила приема в вузы, чтобы победителей регионального этапа зачисляли без экзаменов. Но эта работа так и не была доведена до конца. Сменилось руководство министерства, а поправки в федеральное законодательство о придании более высокого статуса региональному этапу олимпийского движения школьников сделаны так и не были. В итоге сегодня каждый вуз поступает с победителями областного этапа так, как ему вздумается. МФТИ, МГУ, Новосибирский госуниверситет и ряд других вузов берут их без экзаменов, другие - нет.

МФТИ сам активно включился в проведение олимпиад по математике и физике для школьников Московской области. На его базе проходит областной тур.

В результате в студенты этого престижнейшего вуза попадет из Подмосковья 18 процентов от общего числа зачисляемых, а из Москвы - лишь 8 процентов. Таким образом, участие и победа в олимпиаде - прямой и наименее извилистый путь попадания в престижный институт.

Таланты истинные и мнимые

Насколько результаты олимпиад могут быть подвержены коррупции? Сейчас это главный вопрос, который волнует многих. Если для всех остальных есть ЕГЭ, который призван оградить от этой общероссийской напасти, то самые "яркие" ученики не вписываются в рамки стандартной системы оценки знаний. Да, олимпиады как альтернативная система отбора в вузы одаренной молодежи сегодня поддерживаются всеми, включая министерство образования и науки.

Но не все здесь столь безоблачно. Сегодня есть федеральные олимпиады, проводимые министерством образования и науки. Как правило, вузы не имеют к ним отношения. Они ищут будущих студентов собственными силами, проводя свои олимпиады. По мнению руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Виктора Болотова, кое-кто при этом нарушает конституционные права школьников - в частности, право равного доступа к образованию. Ведь за участие в олимпиадах некоторые вузы взимают немалый вступительный взнос.

Причем дело поставлено так, что школьнику разрешено просуммировать баллы, набранные сразу на нескольких олимпиадах. Даже получив на каждой из них невысокие оценки, он тем не менее может взять, что называется, числом. А в итоге цензом для участия в олимпиадах становится не ум, а деньги. Это дискредитирует саму идею движения олимпиад как беспристрастного поиска талантов.

Как положить конец этому беспределу? Ректор МГУ Виктор Садовничий выступает за прозрачность олимпиадного движения:

- У кого-то может возникнуть сомнение в объективности олимпиад, проводимых вузами, - говорит он. - Поэтому надо создать общественно-государственную систему их проведения. Во многих странах во главе "олимпиадного" движения стоят ученые с мировым именем и абсолютно незапятнанной репутацией. У нас такой оргкомитет могли бы возглавить академики Виталий Гинзбург или Жорес Алферов.

В конце прошлого года министерство издало приказ о создании Центрального оргкомитета проведения олимпиад, но он так и не заработал в полную силу. По мнению экспертов, в него наряду с чиновниками должны войти лучшие ученые и представители общественности. Он же мог бы аккумулировать в специальном негосударственном некоммерческом фонде средства на проведение олимпиад, которые сегодня некоторые регионы выделяют неохотно.

Лето с академиками

Получается, что школа сегодня работает с талантливыми детьми сама по себе, а вузы - сами по себе. Они создают различные "школы юных", проводят свои олимпиады и творческие конкурсы.

По мнению ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова, необходимо сомкнуть эти две составляющие системы образования, возложив на ведущие университеты ответственность за пестование талантов в школе. Вузовские преподаватели могли бы взять на себя заботу не только о самих талантливых школьниках, но и организовать учебу и переподготовку их учителей.

А еще существует система дополнительного образования: различные кружки, заочные школы, достижения ребят из которых вообще не учитываются в школьных аттестатах. Между тем 15 тысяч выпускников только одной заочной физико-технической школы при МФТИ - это целая армия "светлых голов", которые очень сильно мотивированы на дальнейшую учебу в вузе.

Назрела необходимость создания общероссийского банка данных достижений одаренных школьников. С его помощью можно было бы вести мониторинг их успехов в учебе, отслеживая проекты, участие в олимпиадах, конкурсах, а затем приглашая учиться в ведущие университеты страны.

Пока федеральные олимпиады школьников охватывают не более 200 тысяч учащихся из миллионов российских школьников. А до финала доходят и вовсе единицы. Один из способов решить проблему - расширить "горлышко" региональных этапов Всероссийской олимпиады, привлекая к участию в ней призеров предварительных этапов заочных олимпиад. В советское время вопросы заочных туров печатались в центральной прессе и ответы на них в оргкомитет приходили из самых отдаленных уголков страны.

Что касается вузовских олимпиад, то отказываться от них тоже не стоит. Было бы разумно проводить олимпиады силами не одного вуза, а их объединений (пулов), скажем, МГУ, Санкт-Петербургского университета и МФТИ. Тогда ребята получат определенную свободу выбора при поступлении, а возможности для коррупции сузятся.

Хорошо забытое старое - это летние школы и лагеря, где можно было бы собирать талантливых ребят со всей страны. Этим летом такой лагерь действует в Дубне. Лекции по математике старшеклассникам там читает наш знаменитый академик РАН Владимир Арнольд. К примеру, многие нынешние наши известные ученые вспоминают, что общение с великим Андреем Колмогоровым во многом определило их путь в науке и жизни.

Когда верстался номер

Вчера стали известны новые подробности условий зачисления победителей региональных олимпиад в Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова.

Напомним: еще в апреле ректор МГУ Виктор Садовничий заявил, что в этом году университет будет принимать победителей регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников без экзаменов. Тогда же он разослал всем губернаторам письма с предложением присылать в МГУ своих претендентов.

В итоге в МГУ было подано 1,5 тысячи заявлений только от победителей и призеров олимпиад. А всего бесплатных мест в главном вузе страны - 4 тысячи. То есть конкурс на оставшиеся бюджетные места подскочил бы в несколько раз. Видимо, взвесив все "за" и "против", руководство университета решило подкорректировать "правила игры": засчитывать победителям региональных олимпиад "пятерку" по профильному предмету, но остальные им все-таки придется сдавать. Правда, конкурс среди "олимпийцев" будет отдельный.

На каждом факультете установлены свои квоты по приему победителей олимпиад. Скажем, на филологическом факультете им отдано 50 мест. Если они не пройдут по "своему" конкурсу, то еще успеют сдать вступительные экзамены в МГУ на общих основаниях. Кстати, абитуриенты мехмата за победу в олимпиаде автоматом получат сразу две "пятерки": по математике устной и письменной.

Как пояснили корреспонденту "РГ" в МГУ, "олимпийцам" будут созданы условия "наибольшего благоприятствования". Остальные вузы, которые собирались принимать "олимпийцев" без экзаменов, свое слово пока держат.

Комментарий читателя

Между олимпиадой и экзаменом есть одно принципиальное отличие. Олимпиада выявляет способность абитуриента творчески мыслить, свободно ориентироваться в предмете. Вступительному экзамену "полет мысли" не требуется. Главное - показать знания, а не талант.

Преподавательница по литературе с грустной улыбкой рассказывала: "Романы в стихах" на вступительном экзамене - прямая дорога к "неуду" по грамматике. Сколько раз объясняла абитуриентам: экзаменатору важно, насколько ученик знает содержание произведения и владеет русским языком! И все. На олимпиаде же наоборот: сочинение, содержащее самобытные мысли в вольной форме, - прямой путь к успеху.

Если раньше школьник выигрывал олимпиаду по химии, то ему засчитывали один экзамен по этому предмету. А математику он шел сдавать со всеми на равных правах. А теперь руководство МГУ пошло на беспрецедентную инициативу, решив принимать призеров региональных олимпиад вообще без экзаменов. На мой взгляд, это спровоцирует новую волну взяточничества и круговой поруки при поступлении.

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика