Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

ЕГО вкупе с ЕГЭ

Оригинал статьи опубликован на сайте "Русский Журнал"

Автор - Вячеслав Загорский, zagor@kinet.chem.msu.ru

Новое объединенное научно-образовательное министерство можно поздравить с первым успехом - укротили все-таки строптивый МГУ. Университетские абитуриенты этого года, подготовившиеся к своей "предварительно-вступительной" попытке, будут вместо нее отдыхать в весенние каникулы - победители запланированных на конец марта факультетских олимпиад уже не смогут, как в предыдущие годы, надеяться на "досрочное поступление".

В лучшем случае это даст им шанс стать "платным" студентом - в соответствии с министерско-госдумовской идеологией перевода всего высшего образования на коммерческую основу. Среди университетских вынужденных нововведений - по указанию свыше (!) минимальная годовая оплата для "коммерческих" студентов увеличена до 3000 у.е.

МГУ вынужден подчиниться декабрьской "рекомендации" Минобразования (подчеркнуто в самом документе) 1 :

...Прекратить практику отнесения вузовских олимпиад к региональным и засчитывания их результатов в качестве результатов вступительных испытаний.

Абитуриенты зря теряли время, готовясь к интеллектуальным конкурсам по двум предметам (на химическом факультете это традиционно были математика и химия). Оказывается, в этом году достаточно было слегка напрячься на олимпиаде по одному предмету (химии для того же химфака), причем не на Всероссийском финале (5-й этап) и даже не на зональной (4-й этап). По мнению Министерства, для поступления в МГУ в 2004 году без экзаменов скорее всего нужно будет стать победителем всего лишь областной олимпиады по одному предмету - и проводить ее берется само Министерство - такую единую государственную олимпиаду (ЕГО). Недаром в упомянутой декабрьской "рекомендации" указано:

Обращаем особое внимание на то, что дипломы победителей и призеров третьего этапа олимпиады являются документами строгой отчетности и подлежат учету и хранению в органе управления образованием субъекта Российской Федерации, проводящем данный этап олимпиады.

Не случайно я использую слова "слегка напрячься" и "всего лишь" - задания олимпиад 3-го этапа существенно легче задач весенних факультетских олимпиад МГУ.

Вроде бы есть повод радоваться - стать студентом можно не на основе угадывания дебилизирующих тестов ЕГЭ, а по результатам победы в "творческом конкурсе" - предметной олимпиаде. Однако олимпиады должны быть при этом исключительно министерскими:

...Региональные олимпиады проводятся органами управления образованием субъектов Российской Федерации или советами ректоров по согласованию с ними.

Но я уже писал, что решение олимпиадных задач весьма далеко от творчества, потому что за те почти 30 лет, что я занимаюсь проведением олимпиад, я вполне успел убедиться в этом. Участие в интеллектуальных соревнованиях (предметных олимпиадах) воспитывает в первую очередь качества не ученого, а бизнесмена и способствует "утечке мозгов" из России.

Научная миграция - проблема, которая приходит далеко не сразу после получения красивого олимпийского диплома. У студентов-"олимпийцев" возникают проблемы, с ними знакомы многие преподаватели. Я сам, поступив в МГУ без экзаменов как победитель Международной химической олимпиады (1972 г.), с огромным трудом сдал в первую сессию матанализ. С увеличением доли олимпийцев среди студентов преподаватели "непрофильных" предметов (например, той же математики на химфаке) либо будут обижать бывшие "юные дарования" двойками (и отчислениями), либо им придется создавать специальные группы "выравнивающего обучения". Одностороннее интеллектуальное развитие олимпийцев традиционно поощряется органами образования ради красивой "спортивно-предметной" отчетности (см. ниже).

Конечно, не все так плохо - мы с коллегами по работе в школе давно убедились, что большинство интеллектуально развитых старшеклассников обладают разносторонними талантами. Но вот сохранят ли свою нынешнюю "почти непорочность" в отношении коррупции олимпиады при появлении у них "вступительной" функции? Более 10 лет назад, когда я был председателем методической комиссии Менделеевской химической олимпиады (единственная, сохранившая статус старой Всесоюзной - теперь стран СНГ), организаторы со смехом воспринимали по-глупому списанные участниками решения ее третьего, литературно-юмористического тура. И позже неоднократно случались весьма неприятные истории, когда школьники, одержимые спортивным азартом, списывали либо пытались заполучить (даже через руководителей своих команд) решения заданий олимпиад. А сейчас азарт будет уже не спортивный, его денежный эквивалент (взятки за поступление) широко разрекламирован в СМИ.

В результате при первой же информации о придании нового статуса олимпиадам мне позвонил университетский коллега по руководству Московской химической олимпиадой (4-й этап), и мы стали обсуждать, не бросить ли это дело - ведь уже отвыкли отбиваться от родителей 11-классников (когда-то первые призеры Москвы тоже зачислялись на химфак без экзаменов).

Министерство старается организовать антикоррупционную защиту своего любимого Единого экзамена. К обслуживанию ЕГЭ для обеспечения секретности привлекли МВД и всевозможные спецсредства, вплоть до особых конвертов для заданий и работ, а ведь по олимпиадам (особенно 3-го этапа) стать студентом гораздо легче - нужно знать только один предмет! И чего скрывать - олимпиадное жюри состоит обычно из учителей и преподавателей вузов, у которых может появиться соблазн заработать ощутимую прибавку к своей никакой зарплате...

Наши студенты (они первыми принесли мне печальную весть про МГУ) очень пожалели "братьев меньших" - абитуриентов - и вспомнили по этому поводу самое страшное китайское пожелание зла: "Чтоб тебе жить в эпоху перемен". Новые правила приема в МГУ приходится утверждать за неделю до первых из предполагавшихся факультетских олимпиад. Студенты предлагают рекомендовать ректорату зачислять на 1-й семестр примерно на 50% больше абитуриентов, чем нужно. В первую сессию обладатели "левых" олимпиадных дипломов вылетят так же, как и те, кто пришел в МГУ с легко выдаваемой местными органами образования "золотой" медалью.

Интересно, что именно в предметных олимпиадах давней традицией является проводимое под прямым руководством Минобразования репетиторство - официальные сборы (зимние и летние) по подготовке российской команды к Международной олимпиаде, причем с каждого участника требуется немалая сумма (около 150 у.е.). Немного меньше (около 100 у.е.) берет Министерство с участников финала Всероссийской олимпиады (орграсходы, ясное дело). Вполне очевидно, что в регионах появятся свои "сборы по подготовке" (кое-где они уже давно есть).

Совсем дальняя перспектива, к которой идут все реформы образования (и олимпиады тоже), блестяще описана Айзеком Азимовым еще в 1959 году - в "Профессии". Рекомендую ознакомиться.

Примечания:

  1 Рекомендации по проведению третьего (регионального) этапа Всероссийской олимпиады школьников, # 14-51-292/13 от 03.12.2003 (подписано А.В.Баранниковым).

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика