Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Профессионалы выходят на «тропу войны»

Оригинал статьи опубликован на сайте "Независимой газеты "

Об авторе: Александр Михайлович Абрамов - член-корреспондент Российской академии образования, директор Московского института развития образовательных систем.

В газете «Первое сентября» на днях (28 мая) опубликовано открытое письмо «Письмо четырехсот» президенту Владимиру Путину. Существо обращения: резкой критике подвергнут массовый эксперимент по Единому государственному экзамену (ЕГЭ) в существующем виде.

Вкратце предложения таковы:

1) необходимо ввести мораторий на массовое внедрение ЕГЭ до публикаций полных содержательных и финансовых отчетов об итогах эксперимента и проведении дискуссии; 2) требуется оперативное создание независимой от Министерства науки и образования РФ комиссии по экспертизе концепции и результатов программы модернизации образования; 3) должны быть приняты меры, исключающие в будущем возможность келейного принятия решений в сфере образования; 4) ставится вопрос о создании принципиально иной государственной системы оценки качества образования.

Ситуация с ЕГЭ, по всей видимости, настолько серьезна (если не сказать – катастрофична), что это заставило 420 ведущих ученых Российской академии наук и Российской академии образования, преподавателей и научных сотрудников вузов (в том числе МГУ им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургского университета, Московского физико-технического института , Математического института им. В.А. Стеклова РАН, Института прикладной математики им. М.В. Келдыша, Института вычислительной математики РАН, Физического института им. П.Н. Лебедева РАН, Института системного анализа РАН), директоров школ, учителей подписаться под текстом обращения. Все это люди, заметим, известные, умеренно настроенные и ответственные.

Факт такой самоорганизации работников интеллектуального труда сам по себе говорит о многом. Пожалуй, он беспрецедентен. Видимо, накипело!

Рискну предположить, что внесенные предложения могут быть приняты. Борьба со здравым смыслом и общественным мнением – занятие бесперспективное. Административный ресурс в ситуации нарастающего общественного протеста, протеста профессиональных сообществ не поможет.

Есть и благоприятные политические обстоятельства. Задача нового министра нового Министерства науки и образования Андрея Фурсенко – определение нового эффективного курса. Поэтому освобождение от гнета явных ошибок предшественника, Владимира Филиппова, – дело естественное, необходимое, своевременное.

Размышления над возможным сценарием развития событий удобно выстроить, обновляя список «проклятых русских вопросов».

«В чем причины?» В нашем случае решающая причина происшедшего – абсолютно ненормальный монополизм бывшего Министерства образования, ухитрившегося сочетать в одном лице функции стратега, заказчика, исполнителя, разработчика, топ-менеджера, пропагандиста и агитатора, лоббиста, финансиста и при этом строгого оценщика своей кипучей деятельности.

«Кто виноват?» Очевидна вина чиновников разного ранга и в первую очередь руководителей Минобразования РФ.

«А деньги где?» В применении к программе модернизации вопрос этот встал во всем его трагическом величии. Будем надеяться, что с публикацией полных финансовых отчетов мы услышим честный ответ.

«Что делать?» Главное, что нужно сделать сегодня (на самом деле позавчера), – проявить политическую волю. Недостаточно провозгласить приоритетность образования. Необходимо вернуть доверие. Следовательно, нужны решительные действия, убедительно свидетельствующие, что внимание и общества, и власти к образованию – это всерьез и надолго. А для этого следует прекратить спекуляции на чувстве долга и энтузиазме учителей, работников высшей школы, ученых. В частности, существенно увеличить инвестиции в рост человеческого капитала. В противном случае учителей скоро придется заносить в Красную книгу.

В этой связи нельзя не зафиксировать крайнюю неловкость ситуации, сложившуюся за последние недели. Так, например, сейчас активно пропагандируется «свежая» идея: «Для борьбы с коррупцией нужно больше платить чиновнику, чтобы он не брал взяток». В рамках борьбы с бедностью справедливо отмечается: «В России соотношение доходов 10% самых богатых к доходам самых бедных – 30/1. Это на грани социальных катаклизмов. Надо возможно быстрее достичь соотношения 10/1». После этих ободряющих заявлений объявляется зарплата министра: 3000 у.е. в месяц. При средней заработной плате учителя 80 у.е. коэффициент подняли до значения 37,5. Но нет решительно никаких признаков того, что в ближайшее время зарплата учителя и врача составит 300 у.е.

«Кто делает?» Именно этот вопрос центральный. Все беды России происходили от него. Разумеется, существующее положение, при котором чиновник по совместительству является идеологом и разработчиком, должно быть решительно изменено. У чиновника своя профессия, своя ограниченная, но очень важная функция – подобрать 2–3 группы умных высокопрофессиональных людей для решения задачи. Создать необходимые условия для работы. Грамотно и честно провести экспертизу. Выбрать оптимальное решение. Всё!

Что же касается принципов организации работ по подлинному реформированию системы образования, то они хорошо известны по наиболее эффективным «атомному» и «ракетному» проектам.

В настоящее время есть много невостребованных людей и идей. Не востребованы системой образования и многие структуры – школы, вузы, Российская академия наук. Есть реальная возможность объединить усилия многих высокопрофессиональных, болеющих за дело людей вокруг высокой цели. Мы обязаны оборвать процесс деградации национальной системы образования и в короткий исторический срок вернуться на передовые рубежи.

История России – это примерно 40 поколений людей. Судьба России сегодня зависит от того, готово ли будет «41-е поколение» найти достойный ответ на исторические вызовы XXI столетия.

 

“Нет” – разрушительным экспериментам в образовании!
Открытое письмо Президенту России В.В.Путину.

Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!

Обращаемся к Вам с чувством глубокой тревоги за будущее российского образования. Образования, которое мы можем потерять, если будет продолжен проводимый в последние годы Министерством образования губительный курс. Курс на реформы неподготовленные, осуществляемые в крайней спешке, не решающие подлинных проблем, вызывающие справедливые протесты в обществе и разрушающие лучшие отечественные традиции образования.

Преобразования необходимы. Мы обязаны найти адекватные ответы на радикальные изменения, происходящие в стране и мире. Национальная система образования может и должна исполнить свою историческую миссию – внести весомый вклад в процветание Отечества и в укрепление национальной безопасности страны. Образование – стратегический ресурс России. Наше главное достояние – граждане России.

Предлагаемые реформы игнорируют подлинные проблемы школы, не ориентированы на обеспечение равных условий для получения образования. Как правило, вопрос о содержании образования заменяется обсуждением вопроса лишь о контроле качества.

Непосредственным поводом к данному обращению стали действия бывшего Министерства образования, направленные на повсеместное введение единого государственного экзамена (ЕГЭ). Мы убеждены, что массовое внедрение ЕГЭ в существующем виде недопустимо. Вот наши аргументы:

1. Совмещение итоговых школьных и вступительных вузовских испытаний в принципе невозможно. Цели общего среднего образования и профессионального высшего принципиально различны.

2. ЕГЭ резко ускорит процесс примитивизации содержания школьного образования. Это разрушит общепризнанные традиции российской школы, превратит ее в инструмент натаскивания на ЕГЭ.

3. Достоверная оценка результатов школьного обучения не может быть установлена разовым тестированием.

4. Технологии, применяемые при массовом проведении ЕГЭ, не могут обеспечить объективность оценок. Неизбежны массовые списывания, подтасовки, фальсификации.

5. ЕГЭ не уменьшит “коррупционный налог”, а перераспределит его со вступительных экзаменов на школу. Коррупция в результате введения ЕГЭ умножится и окажет негативное воздействие на воспитание молодежи.

6. Аргументированная концепция ЕГЭ отсутствует. Многие результаты эксперимента неизвестны общественности, отсутствуют научные гипотезы и критерии подведения итогов.

7. При проведении ЕГЭ нарушены необходимые требования к педагогическому эксперименту. Не опубликованы полные содержательные и финансовые отчеты.

Будущее образования – проблема государственная, а не узковедомственная. Поэтому мы предлагаем:

– имеющиеся планы по расширению эксперимента и внедрению ЕГЭ не могут даже обсуждаться в правительстве до публикации полного отчета о результатах эксперимента и проведения широкой профессиональной и общественной дискуссии;

– необходимо оперативное создание независимой от министерства комиссии, которая проведет анализ итогов мероприятий по модернизации образования (проекты школьных образовательных стандартов и план перехода к профильной школе вызывают не меньшие опасения, чем ЕГЭ);

– должны быть приняты меры, исключающие в будущем возможность келейного принятия важных решений в сфере образования;

– требуется принципиально новая концепция системы государственной оценки качества образования, не навязанная административно, а созданная как результат общественного и профессионального согласия.

Мы считаем, что реализация этих мер позволит наметить эффективный новый курс, определяющий развитие российской системы образования в XXI веке.

Письмо подписали:

Академики и члены-корреспонденты Российской академии наук

С.И. Адян, Д.В. Аносов, Н.С. Бахвалов, И.П.Белецкая, К.А. Валиев, В.А.Васильев, В.П. Дымников, Ю.А. Золотов, В.А. Ильин, В.В. Козлов, С.К. Коровин, П.С. Краснощеков, О.Б. Лупанов, Г.И. Марчук, Е.И. Моисеев, С.М. Никольский, Г.И.Савин, В.М.Счастливцев, Ю.Д. Третьяков, И.Р. Шафаревич, В.Л. Арлазаров, В.И. Бердышев, И.В. Волович, А.Л.Волынский, Э.И. Григалюк, Ю.Г. Евтушенко, Л.Н. Королев, А.Г.Куликовский, Л.Д. Кудрявцев, Ю.В. Матиясевич, А.С. Марфунин, Н.Н.Олейников, А.Н. Паршин, Ю.С. Попков, Ю.П. Попов, С.Г. Похожаев, И.Г. Русяк, Б.А. Севастьянов, Е.М. Чирка, Ю.А. Флеров, Л.М. Чайлахян

Академики и члены-корреспонденты Российской академии образования

Б.М. Бим-Бад, В.П. Зинченко, И.С.Кон, Э.А. Манушин, А.А. Миролюбов, Н.Н. Нечаев, А.М.Новиков, А.И.Пискунов, С.М. Слонимский, C.О. Шмидт, А.М. Абрамов, В.С. Лазарев, И.И. Логвинов, Г.Л.Луканкин, В.Г. Маранцман, В.М. Монахов, Т.С. Назарова, И.Ф.Раздымалин, В.Я Слипенко, Д.И. Трайтак, В.С. Хелемендик

Действительные члены и члены-корреспонденты Российской академии естественных наук и Российской академии космонавтики, заслуженные деятели науки и высшего образования Российской Федерации

А.А. Батьков, А.И. Барбашин, А.А. Белолипецкий, Д.Е. Ванин, В.И.Волгин, В.И. Дмитриев, Л.А. Жукова, А.П. Зубехин, В.М. Калиниченко, М.П. Кащенко, В.И. Левин, Л.А. Муравей, В.М. Пасконов, В.Х. Постаногов, В.Н. Решетников, Б.С. Стечкин, В.М.Таланов, В.А. Таранушич, Д.К. Шевченко, В.М. Тихомиров, А.Н. Томилин, В.С. Черепанов, Б.М. Щедрин, А.В. Язенин

Преподаватели вузов и научные сотрудники академических институтов, в том числе МГУ им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургского университета, Московского физико-технического института (Государственный университет), Математического института им. В.А. Стеклова РАН, Института прикладной математики им. М.В. Келдыша, Института вычислительной математики РАН, Физического института им. П.Н. Лебедева РАН

С.М. Авдошин, Л.Я. Адрианова, В.Б. Алексеев, В.П.Алексеев, И.В. Алексеев, Н.Н. Андреев, Т.И. Андронова, В.А. Антонова, О.В. Антонова, М.А. Артамонов, А.П. Афанасьев, В.В. Афанасьев, О.В. Баев, Ю.Г. Балакирев, А.Б. Бакушинский, Р.Г. Баранцев, Л.А. Бахвалов, В.А. Белин, Э.С. Беляева, В.Е. Бенинг, М.Б. Беркинблитт, В.С. Бондарь, Н.Г. Борисова, С.П. Брабандер, Н.П. Брусенцов, В.И. Бувальцева, Т.В. Бурлыкова, В.Ф. Быкадоров, В.В. Вавилов, А.Н. Вараксин, А.И. Васильев, А.Н. Васильев, В.И. Веселевич, Е.Н. Васильева, А.Л. Вернер, А.В. Викулин, А.Г. Витухновский, Г.М. Волков, А.А. Волков, Е.А. Волков, С.Н. Волкова, Н.Н. Волковская, С.А. Волошин, В.А. Волчек, В.П. Воронин, Е.И. Выбрин, Т.К. Гадельшин, М.А. Гаврилова, В.Я. Галкин, В.И. Галкин, Э.А. Гирш, Ю.Л. Говоров, Е.А. Григорьев, В.Г. Григорьев, Н.Л. Григоренко, Я. Р. Гринберг, А.А. Гришнев, В.И. Грозав, А.В. Гуляев,С.Ю. Гуснин, Г.Н. Давыдова, Ю.К. Данилейко, Е.В. Данилов, Н.Н. Данилов, В.М. Дацук, Д.В. Денисов, О.И. Денисова, А.Н. Дойников, Н.П. Долбилин, Т.П. Дубова, В.Н. Дубровский, Л.И. Еременко, А.К. Ерофеев, Н.Н. Ефимов, Г.В. Ефремова, Н.Н. Жамская, М.С. Жигалов, А.Г. Журавлева, Ю.Н. Журавлев, О.Н. Журавлева, И.Г. Журкин, И.М. Закоременный, С.В. Залесов, И.П. Звягин, В.М. Зуев, А.Ф. Измаилов, Ю.С. Ильяшенко, Н.И. Ионкин, А.С. Исаев, А.В. Ишмухаметов, А.Н. Кабемков, В.А. Кажан, А.Г. Казанский, М.А. Казарян, Н.А. Калачинская, В.В.Калугин, Т.В. Капустина, В.В. Капучин, В.М. Карнаухов, Б.А. Картозия, А.И. Каухов, Г.В. Киотина, Ю.В. Кириченко, Г.М. Кобельков, В.П. Ковалев, Е.А. Кожан, З.Д. Коломейцева, В.В. Кондратьев, Н.А. Коноплин, Л.Г. Корнейчук, В.Ю. Королев, А.И. Корольков, А.В. Корчак, Л.Г. Коршунов, И.В. Косолапова, Н.И. Краснопенова, В.И. Крашенинин, В.Е. Кривцов, Л.В. Крицков, В.И. Крюк, И.Т. Крячков, Т.В. Кубышкина, Н.Д. Кугучурова, С.Л. Кужеков, А.Л. Кузнецов, А.К. Кукушкин, И.Г. Кулеев, А.Я. Купряжкин, Л.М. Лазаренко, Е.А. Лапшин, Л.П. Латышева, М.Л. Левкина, М.В. Леонов, Г.В. Лисичкин, С.А. Ложкин, В.В. Локоть, Н.В.Локоть, И.С. Ломов, Е.А. Лопаницын, В.В. Лохнин, Е.Н. Лычкин, И.Ф. Мазанько, Г.Г. Малинецкий, Н.В. Малиновская, В.А. Малинноков, М.Г. Мамаев, С.А.Максимов, А.Н. Марасов, С.К. Матвеев, В.И. Мауиль, И.В. Машечкин, Г.Ф. Миронов, С.Ф. Митенева, А.А. Мить, А.В. Морозов, Н.И. Морозова, В.И. Морозов, В.В. Морозов, В.Г. Мотанов, Д.Л. Мурышкин, З.Я. Нагимов, Л.Н. Назаров, Н.В. Насонова, Б.П. Невзоров, Д.А. Неволина, Ю.М. Нейман, Н.В. Нетребко, В.В. Нефедов, Н.Ю. Нецветаев, Л.Ю. Ногинова, С.Н. Орлик, Н.В. Осташенкова, В.Н. Павлов, В.Ф. Павлов, Е.А. Памятных, В.С. Панферов, О.И. Парфенюк, А.Э. Пасенчук,. Е.С. Петрова, В.Я. Перминов, Г.П. Петунина, Е.А. Пименов, А.Я. Подрабинович, И.М. Познанкин, А.А. Полетаев, Я.П. Понарин, А.А. Попов, В.В. Попов, В.Н. Попов, М.Г. Попов, Н.Н. Попова, А.М. Попов, Б.Т. Порбонов, Б.Т. Породнов, Б.А. Потехин, А.В. Прошкин, И.В. Прошляков, С.И. Пручкин, Г.Я. Пятибратов, А.Г. Разборов, А.И. Разов, Ю.И. Разоренов, Рамиль Альварес Х., А.Н. Реймерс, С.И. Репин, В.Ю. Решетов, Г.И.Рузайкина, В.Н. Рыбкин, К.К. Рыбников, Б.Д. Рыжиков,А.П. Ряховский, А.П. Савостьянов, В.В. Сагарадзе, Ю.В. Сафрошкин, И.П. Сеготская, С.Г. Селетков, Ю.Н. Семин, Г.Е. Сенькина, А.Г. Сергеев, И.Н. Сергеев, Ю.И. Сидоренко, И.С. Сильченков, Р.А. Симонов, А.П. Скорин, В.И. Смирнов, В.А. Смирнов, А.Б. Соболев, В.Т. Соломатин, Н.В. Сорокина, П.И. Соснин, Т.М. Сошнина, Л.А. Старостина, Т.А. Старцева, Ю.И. Сухарев, А.П. Танкеев, В.Г. Тарасова, Т.М. Тимакова, Л.Н. Тимофеева, С.А. Тихомиров, А.Н. Тихонов, Э.А. Томило, Н.П. Трифонов, С.В. Тульский, Е.Е. Тыртышников, Н.М. Тюннев, В.В. Угрозов, А.В. Усков, Ю.А. Устынюк, В.Г. Ушаков, Ф.Ф. Фаттиев, М.В. Федотов, А.Н. Филиппов, Б.Н. Филиппов, В.В. Фомичев, Е.Н. Хайлов, М.М. Хапаев, В.И. Харитонов, Т.Г. Ходот, Н.В. Цибульская, С.В. Чебанов, Е.Л. Черамных, В.Г. Чирский, В.Н. Чубариков, Г.П. Чубарова, Т.М. Чурекова, Л.А. Чурмасова, С.А. Шавнин, О.Д. Шашков, А.Г. Шевлякова, С.Ю. Щербакова, В.В. Шишкин, И.А. Шишмарев, В.В. Шланан, С.Э.Шнолль, В.И. Щеглов, А.П. Щеренко, Л.И. Щербакова, Л.И. Явенкова, Н.Г. Ярушнина, А.В. Ястребов

Директора школ, учителя

Е.С. Абелюк (заслуженный учитель РФ), П.Д. Александров, С.Я. Бабаева, А.Р. Белоусов, З.А. Блюмина (почетный работник образования РФ), В.П. Бусыгин, С.Л.Берлов (лауреат премии Президента РФ), С.В. Волков, А.Н. Гончаров, Р.К. Гордин (заслуженный учитель РФ), Л.И. Гришина (заслуженный учитель РФ), Б.М. Давидович (заслуженный учитель РФ), Н.Б. Делоне, Л.П. Евстафьева, И.Ю. Есина, Т.Б. Ефимова (директор ФМШ № 239 С.-Петербурга, заслуженный учитель, лауреат премии Президента РФ), А.Р. Зильберман (тренер сборных СССР и России на Международных физических олимпиадах), М.Г. Иванов (директор лицея ФТШ С.-Петербурга), А.Е. Иллюминаторская, Д.В. Карпов (лауреат премии Президента РФ), А.М. Киселева, М.В. Кобушкина, А.К. Ковальджи, Н.В. Кузина (почетный работник образования РФ), Л.Б. Кулагина (почетный работник образования РФ), Т.Н. Лайкина (заслуженный учитель РФ), Т.В. Любченко, И.Н. Макарова, У.А. Масовец, О.В. Машукина, С.Л. Менделевич (директор школы №57 г.Москвы, заслуженный учитель РФ), Л.И. Мильграм (народный учитель СССР, почетный гражданин Москвы), И.В. Нащокина, В.Б. Некрасов, В.Ф. Овчинников (директор московского лицея «Вторая школа», заслуженный учитель РФ), Л.А.Панайотов, С.П. Попов, Н.М. Потайчук (заслуженный учитель РФ), М.Я. Пратусевич (почетный работник образования РФ), Д.А. Ростовский, С.Е. Рукшин (тренер сборных СССР и России на Международных математических олимпиадах), В.А. Рыжик (заслуженный учитель РФ), И.Л. Савич, Л.А. Сердакова (почетный работник образования РФ), В.В. Ситникова, Л.В. Соколова (почетный работник образования РФ), А.Н. Тубельский (директор «Школы самоопределения» г.Москвы, президент Ассоциации демократических школ, лауреат премии Президента РФ), Н.Н. Удальцова (заслуженный учитель РФ), А.О. Фадеев (заслуженный учитель РФ), Н.А. Шапиро, В.Н. Шацев (почетный работник образования).

Письмо подписали 420 человек. Среди них – членов академий наук – 86, профессоров – 253.

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика