Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Российская система образования - перемены неизбежны...

Оригинал статьи опубликован на сайте газеты "Московский Комсомолец"

Автор - Игорь СЕРГЕЕВ

9 декабря в правительстве будут решать, что делать с российским образованием. Разговор предстоит нелегкий: далеко не все педагоги и родители одобряют новшества чиновников-"образованцев". Но перемены неизбежны. Так что же ожидает отечественное просвещение в ближайшие годы?

Министр Андрей Фурсенко любит повторять: “Бесплатного образования не бывает, за него кто-то платит: государство, работодатель, ученик”. Почти 90 лет раскошеливалось в основном государство: детсады, школы и вузы были для граждан дармовыми. Но пришел рынок, и чиновники поняли: за знания можно брать деньги. И никуда гражданам не деться — кто же оставит любимое чадо неучем?

Справка. По данным опросов, 43% россиян готовы заплатить за зачисление ребенка в хорошую школу или за поступление в престижный вуз. В прошлом году родители учащихся дали в качестве взяток 26,4 млрд. руб. (почти 1 млрд. долларов). Таким образом, взятки примерно равны трети бюджета отечественного образования-2003 (97,67 млрд. руб.).

Дошкольное образование

Стоимость услуг детских садов станет рыночной. Де-юре признают то, что уже существует де-факто.

Парадокс: рождаемость в стране падает, а в детсады — очередь, как в советские годы. Ребенка записывают чуть ли не с рождения. Объясняется просто: мамы и бабушки вынуждены работать, сидеть с малышом некому. Количество дошкольных учреждений (ДУ) сократилось за 10 лет на 27%, причем закрывались в первую очередь ведомственные сады. Муниципальные ДУ с нагрузкой не справляются. А где дефицит, там и взятки — это знает каждый советский человек. Сегодня в детсады берут после уплаты спонсорских взносов: 500—3000 долларов плюс 100—300 баксов ежемесячно. При официальной копеечной стоимости услуг (в Москве — 150 руб. в месяц). Очевидно, оставят льготы по социальным показателям (для безработных, многодетных, одиноких матерей, семей с детьми-инвалидами), а остальным придется раскошелиться по полной.

Татьяна Коваленко, 26 лет, мама 4-летнего малыша: “Попробуйте устроить ребенка в детсад за 150 рублей! Говорят: нет мест. И либо несешь “спонсорские” в конверте, либо сидишь дома. Это вымогательство, но ничего не поделаешь: оставить ребенка дома не с кем...”

Средняя школа

Она станет 12-летней. Вместо государственного обучения будут госстандарты — минимум обязательных знаний, а все, что сверх этого, — за деньги.

Появятся нулевые классы. Их создадут по типу подготовительных групп советских детсадов. Цель понятна: в первые классы приходят разные дети — одни уже читают, другие еще не знакомы с азбукой. Это создает проблемы и для учеников (первым скучно, вторым трудно), и для учителей. В “нулевке” малышей подтянут до общего уровня. Услуга эта будет дополнительной, а потому платной. В престижных школах, кстати, давно заведено: брать только “своих”, кто ходил на “подготовишки” (500—800 долл. за полгода).

Принимать в “нулевку” будут с 6 лет — раньше нельзя по медицинским показателям. Да и сами учебные заведения не приспособлены для уроков с 5-летками: нет ни мебели, ни оборудования. Школу ребята закончат в 18 лет — как раз к армии.

Начальная школа. Классы разделят по американскому принципу: умных — в одни, не слишком сообразительных — в другие, с более простой программой. Своего рода сегрегация по уровню IQ, против чего всегда выступали советские педагоги. Но, по сути, это будет отбор по толщине папиного кошелька. Для богатых ребятишек два языка, ритмика, информатика, музыка. За деньги, разумеется. Для прочих — стандартный минимальный набор предметов. Однако отстегивать придется и небогатым семьям...

Марина Петровна, 35 лет. “Просят сдавать по 100 рублей в месяц на охрану плюс 200—300 на хознужды (моющие средства, зарплату уборщицам и т.д.). Плюс обеды, учебники, рабочие тетради по английскому (в школьной библиотеке их нет). В среднем — 1—1,5 тысячи рублей ежемесячно. Это не считая дополнительных занятий по математике и английскому (300 руб. за урок). Директор решила, что в каждом классе должен быть телевизор, сейчас сдаем на него еще по две сотни. Впереди — экзамены, выпускной вечер. На подарки учителям, я слышала, сдают как минимум 2 тыс. рублей”.

Андрей Фурсенко, министр образования и науки РФ: “Базового бесплатного образования ребенку должно быть достаточно. Остальные предметы, которые введены в программу по решению школы, региона, нужно рассматривать как дополнительное образование, платную услугу”.

Справка. 50% российских педагогов зарабатывает 3 тыс. руб. в месяц. Три четверти отечественных учителей получают меньше, чем дворники и грузчики.

Девятые классы сделают отсевочными. Одним ученикам порекомендуют продолжить обучение в 10-м классе, другим — пойти в ПТУ. На мнение педколлектива повлияют не только способности и оценки школяра, но и щедрость родителей. Если у недоросля в голове пусто, можно нанять репетиторов — тех же учителей, которые за небольшую сумму охотно доведут его до ума. На этом обязательное школьное обучение завершится: 14-летний подросток сможет сразу встать к станку и больше не учиться.

В старшей школе введут профили. Ребят в зависимости от пристрастий распределят по гуманитарному, языковому, математическому, социально-экономическому, естественному, информационному и др. профилям. В каждом — свой набор дисциплин и выпускных экзаменов. Понятно, что чем лучше (и дороже) школа, тем больше профилей и качественнее подготовка к экзаменам. Профили дополнят портфолио — “лист достижений ученика”, куда занесут его успехи за 11 школьных лет (победы на олимпиадах, конкурсах, спортивных состязаниях). Этот документ вместе с баллами, набранными на Едином госэкзамене, станет главным при приеме в вуз.

Медаль сохранится, но уже не будет давать льготы при поступлении (с 2007 г.). Обладателям “золота” и “серебра” останется лишь чувство глубокого внутреннего удовлетворения...

Единый госэкзамен

С 2006 г. станет обязательным для всех 11-классников. В 2004 г. ЕГЭ сдавали 982 тыс. человек в 65 регионах России (в том числе в Москве), в следующем их будет 1,2 млн. в 78 субъектах РФ (83% выпускников). Ректоры крупнейших вузов выступают против ЕГЭ, но решение уже принято.

Виктор САДОВНИЧИЙ, ректор МГУ: “ЕГЭ не должен быть единственным критерием для поступления в вуз. По баллам нельзя определить, сможет ли абитуриент заниматься наукой. Необходим более широкий подход к отбору. Например, по результатам олимпиад — региональных и всероссийских”.

Выпускные в школе одновременно являются вступительными в вузы: ученики, помимо аттестата зрелости, получают ЕГЭ-сертификаты, которые можно отправить в приемные комиссии. Разрешается попытать счастья сразу в нескольких учебных заведениях. Москвичи от Единых госов ничего не выигрывают: с трудом верится, чтобы столичные ребята поехали учиться в глубинку. Зато для провинциалов ЕГЭ удобен: не надо тратиться на дорогу и проживание. Использовать сертификаты необходимо в текущем году, после 1 января они “сгорают”. Не успел поступить — сдавай следующим летом ЕГЭ по новой. За деньги, разумеется.

После выпускных экзаменов ребят ждет армия. К 2008 г. отсрочку для студентов отменят (останутся лишь по здоровью и семейным обстоятельствам). Зато служить молодые люди будут меньше — год. Сначала 6 месяцев в солдатской “учебке”, потом выбор: либо еще полгода в линейных частях — и домой, либо контракт на 3 года (с зарплатой, выходными и т.д.). Льготы при поступлении в вуз сохранятся только у контрактников. Прочим дембелям придется поступать по общему конкурсу.

Училища и колледжи

Количество ПТУ за 10 лет сократилось с 4,27 тыс. до 3,8 тыс. Однако закрывать их не станут: 70% учащихся — из неблагополучных семей. ПТУ выполняют функцию социального отстойника: профессиональные навыки дают минимальные (3-й разряд), зато удерживают подростков от улицы. Чтобы исправить ситуацию, их сольют с колледжами в профкомплексы. Колледжам, кстати, разрешат давать не только среднее, но и высшее образование первой ступени (технический бакалавриат). Правда, уровень знаний “среднеспециальных” бакалавров будет, как у студентов 2-го курса. После получения диплома парней ждет армия.

Университеты и академии

Через год количество бюджетных мест в госвузах резко сократится, зато возрастет число платных. Общее число “казенных” студентов не превысит нормы: 170 человек на 10 тыс. населения. При нынешних 145 миллионах — это 2465 тыс. человек (сейчас — 3,5 млн. чел.).

Вместо планового приема введут государственный заказ. Правительство определит, сколько нужно специалистов по той или иной специальности, и закажет их институтам. На их обучение переведут деньги из казны. Понятно, что заказывать станут прежде всего социально необходимых специалистов: педагогов, медиков, агрономов, инженеров. После получения диплома бюджетникам придется отработать три года в школах, больницах, библиотеках. Не хочешь вкалывать на государство — отдай в казну деньги. Желающим получить другие профессии (юриста, экономиста, менеджера и пр.) предложат грызть гранит науки за наличные или взаймы (по образовательным кредитам).

Бакалавриат и магистратура

Год назад Россия подписала Болонскую конвенцию. Это значит, что высшее образование станет двухуровневым: бакалавриат (4 года) и магистратура (плюс еще 2 года). В бакалавриате будут давать общие сведения, позволяющие работать по профессии, а в магистратуре — углублять знания по специальности. Это англо-американская система высшего образования. Со времен Ломоносова в России практиковался немецкий подход: универсальные знания плюс фундаментальная научная подготовка. 200 лет германское (российское) образование считалось лучшим в Европе... Зато теперь дипломы российских вузов станут признавать во всем мире. После бакалавриата, правда, далеко не все смогут попасть в магистратуру — придется выдержать конкурс. Предполагается, что бюджетными для магистрантов будет 30% мест, остальные — платными.

Юрий Карабасов, ректор Московского института стали и сплавов: “Профессор МИСиСа приехал в Германию, в металлургический институт. Немецкие коллеги его спрашивают: “Зачем вы портите высшее образование? Бакалавр не может быть инженером. Это техник!”

Игорь Федоров, ректор МГТУ им. Баумана: “В университете должны быть три образовательные траектории: бакалавриат (для ряда факультетов), специалитет (как основной способ получения знаний) и магистратура (для ребят, проявивших склонность к науке). Лучше всего непрерывный 5-летний специалитет, после которого ребята получат полноценные дипломы инженеров-исследователей”.

Акционирование вузов

Количество госуниверситетов и академий за 10 лет выросло на 18% (с 553 до 654), а негосударственных — в 2,5 раза (со 157 до 392). Разница между ними почти стерлась: в госвузах есть платные отделения, а аккредитованные частные учебные заведения могут выдавать дипломы гособразца.

Пока прием студентов-платников в госвузы ограничен — 25% от числа бюджетников (кроме юристов и экономистов, которых можно набирать и больше). Но скоро запрет снимут, и госвузы превратятся в коммерческие учебные заведения. Сегодня ставится вопрос об изменении организационно-правового статуса госвузов. Раньше они были БУ (бюджетными учреждениями), а теперь их хотят сделать АУ (автономными учреждениями) и ГАНО (государственными автономными некоммерческими организациями). Появится правовая основа для акционирования и приватизации вузов. Часть акций останется у государства (федеральных и региональных министерств, ведомств), остальные пустят в продажу. Выгода для казны очевидная: государство снимает с себя обязанности по содержанию учебных заведений и получает доход в виде налогов. Вузам в качестве бонуса дадут больше самостоятельности: разрешат распоряжаться недвижимостью и оборудованием. Казенными останутся только те вузы, где учат и содержат детей-инвалидов, сирот и ребятишек, оставшихся без попечения родителей.

В Министерстве образования и науки РФ любят красивые, умные слова: “модернизация”, “стратегия развития”, “вызовы времени”... Но за ними кроется простая, как три копейки, истина: халява, товарищи, кончилась. Настал рынок со всеми отсюда вытекающими: платностью, школами для богатых и бедных, элитными вузами и прочее. Так что приспосабливайтесь...

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика