Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Высшее образование через интернет — за и против

Оригинал статьи опубликован на сайте Маркетинг и Консалтинг

 

На протяжении многих лет существует традиционная форма образования: посещение занятий и лекций, экзамены и оценочная система. Однако в последние 10–15 лет, в связи с глобализацией и развитием технологий, параллельно традиционной форме обучения успешно развивается и дистанционная.

Понятие дистанционного обучения известно давно. Уже в середине XIX в. посредством имеющейся формы передачи информации того времени — почтовой службы — пионеры дистанционного обучения в США и Европе предлагали получить образование тем, кто по объективным причинам не может посещать учебные заведения.

С развитием коммуникационных технологий — радио в 1920‑х гг. и телевидения в 1940‑х гг. — новая форма обучения приобрела более широкие масштабы, а всплеск потребности в ней возник в 60‑е гг. XX в. благодаря началу интернационализации образования и началу процессов глобализации. Однако значительно повысился спрос на дистанционное обучение после создания Интернета в 80‑х гг., оно активно распространилось по всему миру. Интернет прочно вошел в нашу жизнь. В виртуальном мире мы общаемся, получаем информацию и делаем покупки. Новые технологии становятся доступными и более дешевыми. Дистанционное обучение через Интернет стало неотъемлемой частью традиционного образования во всем мире. На сегодняшний день оно популярно во всех развитых странах Америки, Европы и Азии. Очевидно, что в XXI в. дистанционное обучение охватит весь мир, пишет журнал «Обучение & карьера».

В России система обучения через Интернет находится на этапе становления. В бывшем СССР широко применялась форма дистанционного образования, в основном в виде заочного обучения. В 1995 г. Госкомитет РФ по высшему образованию принял Концепцию создания и развития единой системы дистанционного образования в России. По замыслу ее авторов, эта система должна интегрироваться с очной и заочной формами обучения. Более того, в Общероссийском классификаторе специальностей была создана новая специальность «Информационные технологии в образовании». На сегодняшний день многие российские вузы предлагают форму интернет-обучения с получением академической степени, диплома или сертификата, аккредитованных Министерством образования РФ.

Так что же такое современное дистанционное обучение через Интернет? Обобщенно говоря, дистанционное обучение — это обучение на базе коммуникационных технологий, которое осуществляется по индивидуальному плану и под наблюдением прикрепленного преподавателя-куратора.

Расширить круг своих интересов в определенной области можно, обучаясь по программам, рассчитанным на массовую аудиторию. Наряду с ними получают распространение и программы, позволяющие обучающимся по окончании курса и сдачи экзаменов получить соответствующий диплом, сертификат или академическую степень высшего учебного заведения. Интернет, электронная почта, рассылка печатных материалов и CD-ROM, конференции по телефону и через Интернет, виртуальные комнаты и библиотеки, факсимильная связь и регламентированное время очного контакта — все это элементы дистанционного обучения.

Что диктует рынок

Неоспоримо, что на сегодняшний день большое значение имеет получение качественного высшего образования. Несмотря на огромное количество учебных заведений в мире, спрос на рынке образовательных услуг по-прежнему превышает предложение. В России ежегодно только каждый третий абитуриент проходит по конкурсу в вуз. Дистанционное обучение создает равные возможности для желающих получить образование, повысить квалификацию, пройти переподготовку и найти работу. Данная система позволяет получить высшее образование параллельно с основной деятельностью человека, расширяет возможности граждан России в обучении за рубежом, получении ученых степеней, признанных международным образовательным сообществом. Дистанционное образование предусматривает более широкие перспективы в выборе вуза. Решайте сами, кто больше будет котироваться на рынке труда: человек, получивший образование в форме дистанционного обучения в престижном учебном заведении, или выпускник, окончивший очное отделение неизвестного местного вуза.

Конечно, уровень востребованности обучения и возможности получить образование посредством коммуникационных технологий варьируется в зависимости от экономического развития отдельно взятой страны. Несомненно, нельзя сравнивать, скажем, Японию, где компьютерная грамотность населения и доступность технологических средств достигает 80 %, и Россию, где доступ в Интернет имеет лишь небольшая часть населения. Но, несмотря на это, нельзя не признать, что и в России популярность дистанционного обучения растет с каждым годом. Данная образовательная система, так же как и любая другая, имеет ряд плюсов и минусов.

Преимущества 

Доступность обучения. Дистанционное обучение рассчитано на категорию людей, которые в силу объективных причин не могут использовать традиционную форму обучения. К таким категориям относятся, например, граждане с ограниченными возможностями по здоровью, люди, которым необходимо совмещать обучение и работу или проживающие в регионах России, где нет достаточного количества учебных заведений, сравнимых со столичными или международными, а также женщины в мусульманских странах, которым запрещено посещать общественные места, и т. п. Кроме того, дистанционной формой обучения пользуются граждане, желающие обучаться в престижных вузах России или мира, но не имеющие достаточных финансовых средств или времени.

Форма обучения. Основным преимуществом обучения на базе коммуникационных технологий является: бесконкурсное поступление; самостоятельное планирование времени и темпа занятий; отсутствие фиксированных сроков обучения; возможность учиться дома и посредством любого компьютера, подключенного к Интернету; доступ к мировым ресурсам, виртуальным библиотекам и базам данных. Набор на дистанционное обучение проводится в течение всего года. Кроме того, наличие персонального преподавателя-куратора позволяет более качественно осваивать изучаемый материал, а на специальных форумах имеется возможность обсуждать темы и идеи с другими студентами. Таким образом, вопрос изолированности обучающегося, как могло бы показаться на первый взгляд, не является актуальным при данной форме обучения.

Стоимость обучения. Популярность дистанционного образования помимо развития технологий напрямую связана и с ростом стоимости очного обучения. Стоимость интернет-образования значительно ниже, кроме того, она варьируется в зависимости от специальности, формы обучающей программы и вида учебного заведения. Помимо этого, также существуют различные образовательные гранты и стипендиальные программы, позволяющие бесплатно или при частичном финансировании обучаться в дистанционной форме. Более того, в данном случае отсутствуют расходы на перелет в страну обучения, на проживание, питание, медицинскую страховку и др.

Психологические барьеры. Дистанционная форма обучения помогает обойти психологические барьеры, связанные с коммуникативными качествами человека, такими, как стеснительность, страх публичных выступлений, и др.

Недостатки

Доступ в Интернет и компьютерные знания. Реалии современной России таковы, что многие группы населения на сегодняшний день не имеют возможности использовать современные коммуникационные технологии по финансовым и другим причинам. Техническая оснащенность в России значительно уступает ведущим странам мира. Кроме того, человек, желающий обучаться дистанционно, должен обладать знаниями компьютерных технологий и программ.

Мотивация. Не последним фактором для успешного получения дистанционного образования является и личностная характеристика индивидуума. Не секрет, что при отсутствии ежедневного контроля, как это принято при традиционной очной форме обучения, необходимо иметь четкую мотивацию. Несомненно, социальная интеракция в виде живого обмена идеями, опытом, психологическая поддержка группы и момент соревновательности при дистанционной форме в некоторой степени утрачены. Именно поэтому такая форма обучения в меньшей степени подходит для людей, не имеющих личностных качеств самоорганизации и дисциплины.

Технические специальности. Дистанционная форма обучения в большей степени подходит для получения образования в области фундаментальных наук, гуманитарных специальностей или технологий. Технические специальности, по сравнению с гуманитарными, пользуются меньшим спросом при такой форме обучения, так как освоение их требует проведения большого количества практических и лабораторных работ.

Дистанционное образование через Интернет — это не просто удобная форма обучения, но и серьезная альтернатива традиционной форме в будущем. По мнению Американской ассоциации исследований в сфере образования (American Educational Research Association), уже к 2010 г. около двух третей студентов мира будут обучаться дистанционно.

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика