Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Высшее образование: два года перемен, десять – привыкания

Оригинал статьи опубликован на сайте "Педсовет"

Автор - Алексей Бутузов  

 

В ближайшие два года российское высшее образование ждут серьезные перемены. Конкурсный отбор лучших вузов и их грантовая поддержка в рамках нацпроекта «Образование» - это лишь один из инструментов модернизации. Перемены затронут всю систему высшего образования: каждый вуз, каждого студента и преподавателя.

В 2008 году в вузах продолжится сокращение бюджетных мест. Поступить на бесплатную форму обучения смогут на 10,6 тысячи абитуриентов меньше, чем в 2007 году. Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко объясняет сокращение демографической ситуацией в стране. По его словам, количество выпускников школ в этом году уменьшится более чем на 10%. В этой ситуации, по расчетам чиновников министерства, количество бюджетных мест на каждого из выпускников возрастет.

Распределением бесплатных мест и аккредитацией министерство продолжит регулировать соотношение студентов разных специальностей в зависимости от потребностей страны. В 2008 году будут сокращаться места в по таким специальностям как право, управление, экономика и педагогика. Предполагается, что набор возрастет на естественно-научные и технические факультеты. Дополнительное бюджетное финансирование коснется факультетов, обучающих по таким специальностям как информационная безопасность, безопасность жизнедеятельности, оружие и системы вооружения, геодезия и землеустройство. Учреждения или отдельные факультеты, не способные готовить профессионалов, вполне может ожидать закрытие. Прием в аспирантуру сохранится на уровне 25 тыс., а докторантуру - 1320 мест.

К 1 сентября 2009 года должна быть реализована многоуровневая система высшего образования: деление на бакалавриат (3-4 года обучения) и магистратуру (два года после бакалавриата). Останутся и направления, по которым специалисты будут готовиться не менее пяти лет. Среди прочих, это касается медицинских специальностей. Бакалавриат – это самостоятельный уровень высшего образования, включающий обучение базовым профессиональным знаниями. Он будет рассматриваться как высшее образование (без добавления «незаконченное») и позволит устроиться на работу по специальности. Для получения магистерского образования потребуется сдать экзамены. Магистратура включит обучение решению наиболее сложных профессиональных задач, подводить к самостоятельной научно-исследовательской и аналитической работе. Правом поступления в аспирантуру будут пользоваться только обладатели диплома специалиста или магистра. Напомним, что принятие Закона о введении в России двухуровневой системы высшего образования в соответствии с требованиями для государств-участников Болонского процесса, вызвало наиболее жаркие споры среди общественности и законодателей. 25 октября 2007 г. он был подписан Владимиром Путиным.

Перемены затронут и систему оценки уровня обученности студентов. По прежней системе студент слушал определенное количество часов по предмету, а потом сдавал экзамен или зачет, писал курсовую, получая оценку. На протяжении ближайших предполагается ввести новую систему оценивания – систему зачетных единиц (credit system). Студенту необходимо будет набрать определенное количество баллов («кредитов», условных единиц измерения уровня знаний), дающихся за разное контрольные, экзаменационные, исследовательские и др. работы. Главное – набрать необходимые минимум баллов к концу курса. При этом у студента появится выбор: какие дисциплины он будет осваивать, чтобы в конце курса получить минимум баллов (но с обязательным освоением профильных предметов по своей специальности). Более того, студент сможет выбрать, в каком вузе и даже в какой стране изучать необходимые дисциплины на протяжении всего времени обучения. Однако преградой для последнего станет не только финансовый, но и языковой барьер.

Названные перемены в оценке качества обученности студентов позволят не только составлять текущие рейтинги студентов, но и покажет эффективность работы преподавательского состава. Низко квалифицированный как ученый и как педагог преподаватель просто не наберет студентов для проведения курса.

К оценке качества подготовки специалистов, к составлению рейтингов вузов, готовящим по определенным специальностям, а также к анализу потребностей страны в специалистах министерство рассчитывает привлекать профессиональные ассоциации. Так на прошлой неделе министром Андреем Фурсенко было подписано соглашения о взаимодействии между Минобрнауки РФ и Ассоциацией юристов России (АЮР). При этом министр отметил, что в будущем будет происходить не сокращение, а перераспределение бюджетных мест.

Таким образом, если Россия приведет свою систему высшего образования в соответствие с европейскими стандартами, к 2010 году дипломы отечественных вузов и европейских университетов будут уравнены в правах, студенты получат возможность частично определять какие именно и где знания получать. Конечно, подобные перемены пройти в два года не успеют – они могут быть только начаты на организационном уровне, появление нового восприятия образовательного процесса всеми его участниками – долгий процесс. На этом пути могут возникнуть сложности.

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика