Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Россия переходит на непрерывное образование

Использованы статьи с сайта Газета.Ru:

Марина Лемуткина, России грозит непрерывное образование Марина Лемуткина, Школа с экономическим уклоном Как будут реформировать большую науку

Переход к непрерывному образованию означает введение кредитно-модульной системы образования. Но это – в перспективе. Начало же процессу положит предоставление любому учреждению права на образовательную деятельность.

Неделю назад «Газета.Ru» писала об основных приоритетах развития образования на ближайшие годы (см. следующий раздел ). Напомним, что в проекте концепции модернизации образования на 2006–2010 годы их обозначено четыре: переход к непрерывному профессиональному образованию; повышение качества профессионального образования; обеспечение инвестиционной привлекательности образования; реформа общего (среднего) образования. Реализация любого из них несет с собой значительные изменения. А в случае построения предлагаемой модели непрерывного образования радикально изменится вся нынешняя структура российского образования.

Как рассказала «Газете.Ru» директор Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства Татьяна Клячко, система непрерывного образования распространена во всем мире. Она включает в себя все виды образования и воспитания, которые каждый человек получает от рождения до смерти: дошкольное, среднее, начальное и среднее специальное, высшее, академическое, дополнительное и прочее. При этом переход с одного уровня на другой в условиях непрерывного образования выражен не так четко, как в рамках системы образования, существующей в России. Первой попыткой нивелировать прыжок на новый уровень образования в России, по ее словам, стал эксперимент с Единым государственным экзаменом (ЕГЭ). Правда, он проводился в отрыве от остальных компонентов системы непрерывного образования и, возможно, потому, как полагает Татьяна Клячко, и был неоднозначно воспринят в обществе и явно не стал прорывом в этой области.

Система непрерывного образования состоит из трех основных элементов.

Это: переход от системы управления вузами к системе управления отдельными программами с отказом от аккредитации вузов в пользу аккредитации учебных программ; введение так называемой кредитно-модульной системы образовательных программ; создание независимых центров оценки качества образования.

При переходе к ней студенты начнут учиться не по единому учебному плану, а станут выбирать сами, какие предметы изучать. Определившись, они начнут набирать интересующие их кредиты (зачетные единицы) и модули (части образовательных программ), причем получат возможность делать это не в одном, как сейчас, а сразу в нескольких вузах. По завершении каждого такого курса студент получит сертификат, подтверждающий, что курс прослушан. Качество получаемых знаний будет подтверждаться аккредитацией каждого курса, а также системой проверок, организуемых независимыми центрами оценки качества образования.

На тех же принципах предполагается построить всю систему образования, что, с точки зрения реформаторов, полностью отвечает интересам россиян. В частности, как заявил «Газете.Ru» министр образования и науки Андрей Фурсенко, это «даст им дополнительную возможность приспособиться к новым требованиям, постоянно выдвигаемым динамично меняющейся жизнью».

Правда, это произойдет не в 2005-м, да и не в следующем году: слишком много подготовительной работы, да и средств на одномоментные крупномасштабные перемены ни в бюджете страны, ни у большинства ее граждан нет. Поэтому внедрять систему непрерывного образования ее авторы станут поэтапно. В ближайшей перспективе – начнут с дополнительного образования. И это, как надеются в Минобрнауки, поможет решить еще одну задачу.

Как утверждают эксперты и признают в самом Министерстве образования и науки, сегодня система профессионального образования России готовит специалистов в полном отрыве от нужд экономики. В итоге, как рассказал «Газете.Ru» академик-секретарь отделения профессионального образования Российской академии образования Василий Жураковский, до 50% выпускников вузов работают не по специальности (по данным Татьяны Клячко – от 20 до 40%). А это значит, что плюс к имеющемуся люди вынуждены получать дополнительное – по большей части платное – образование.

И масштабы этого явления будут только нарастать. В скором времени возможность давать дополнительное образование распространится на учреждения, не являющиеся учебными. В настоящее время в правительство России внесен подготовленный Минобрнауки законопроект «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании», узаконивающий такую возможность. Как заверили «Газету.Ru» в Государственной думе, он будет принят нижней палатой уже весной-летом 2005 года.

Его принятие узаконит сертификаты о прослушанных курсах, выдаваемые крупными компаниями вроде Microsoft, и ценящиеся среди работодателей наравне с дипломами о высшем образовании. Одновременно, правда, будет узаконена и «учебная деятельность» никому не известных фирм, которые немедленно начнут охоту на клиентов-слушателей.

Школа с экономическим уклоном

Чиновники обозначили основные приоритеты модернизации образования 2006--2010 годов. Изменения коснутся всех уровней образования – от дошкольного до послевузовского. Как предполагается, учить и в школе, и в вузе будут меньше, а платить за это придется больше.

Главной бедой российского образования официально объявлена его оторванность от экономики и зацикленность на собственных проблемах. Как подчеркнул, выступая на только что завершившемся Российском образовательном форуме, директор департамента государственной политики в образовании Минобрнауки Исаак Калина, "реформа образования не востребована экономикой", а лишившись в 90-х годах господдержки, образование и само озабочено лишь собственным выживанием. Этот "диагноз" уже отразился на концепции реформы российского образования.

Как ранее заявляли чиновники, главная задача реформы образования – повышение его качества и доступности. Однако на самом деле центральной идеей модернизации образования в 2006--2010 годах теперь является "вписывание" образовательной системы в экономику государства.

Более того, само "образование становится самостоятельным сектором экономики, в котором будут предоставляться различные образовательные услуги", подчеркнул замминистра образования и науки Андрей Свинаренко.

Ключевая роль в этом плане отводится профессиональному образованию. Недаром три из четырех заявленных приоритетов реформирования так или иначе связаны с ним: создание системы непрерывного профессионального образования; изменение системы и стандартов подготовки специалистов; повышение инвестиционной привлекательности образования. Однако существенные перемены ждут не только профессиональное образование. Четвертым приоритетным направлением развития образования считается реформирование системы общего (среднего) образования, где, как обещают реформаторы, также не обойдется без перемен.

В дальнейшем "Газета.Ru" подробнее расскажет о каждом из этих приоритетов. Пока же можно перечислить основные изменения, которые принесет их реализация. Например, переход к непрерывному профессиональному образованию предполагает возрождение системы повышения квалификации, и в первую очередь – для преподавателей школ и вузов. Значительно расширится возможность получить дополнительное (платное) профессиональное образование, и в том числе в организациях, не являющихся учебными. Соответствующий законопроект уже подготовлен Минобрнауки и внесен в правительство.

Повышение качества профессионального образования подразумевает серьезные изменения как в структуре, так и в стандартах высшего образования России. Прежде всего, российское высшее образование станет двухуровневым. Первый уровень (для проучившихся три-четыре года) будет обеспечен дипломами бакалавра, а второй (для доучившиеся еще два-три года) – магистра. При этом переход с первого уровня на второй будет конкурсным, а обучение на магистра во многих местах – платным. В то же время для ряда специальностей сохранится возможность непрерывного пяти-шестилетнего образования с получением еще одной степени второго уровня – дипломированный специалист. Соответствующий законопроект также находится в правительстве и, как намекнули в Министерстве образования и науки, "нашел там полное понимание".

Одновременно начнется создание сетей общенациональных университетов и системообразующих вузов. Им, судя по всему, и будет дано право готовить специалистов "высшей категории". Остальным останется выпускать бакалавров.

При этом число специальностей для подготовки низшей категории дипломированных специалистов значительно сократится. Для них будут созданы и новые, укрупненные образовательные стандарты. Как разъяснили "Газете.Ru" в Федеральном агентстве по образованию и науке, в отличие от школьных, для утверждения вузовских стандартов специального закона не требуется. Поэтому переход к ним состоится уже "в ближайшее время".

Повышение инвестиционной привлекательности образования будет обеспечиваться разными способами.

Прежде всего, пытаясь завлечь в образование бизнес, государство предоставит ему право слова при определении планов подготовки специалистов.

Министерством образования подготовлен и проходит последние согласования законопроект, допускающий объединения работодателей к участию в подготовке образовательных стандартов и перечней специальностей профессионального образования.

Другим направлением добывания дополнительных средств для образования станет, по словам Андрея Свинаренко, "легализация платного дополнительного образования".

Одновременно с расширением прав школ и вузов на зарабатывание денег повысится и их финансовая ответственность за свои действия. Для этого планируется изменить их организационно-правовые формы, преобразовав их в АУ (автономные учреждения) и ГМАНО (государственные муниципальные автономные некоммерческие организации). При этом различные министерские чины клятвенно обещают, что, "по крайней мере, в ближайшее время речи о приватизации образования не идет".

Однако и без приватизации бюджетному финансированию школ и вузов в его нынешнем, бюджетно-сметном виде предстоит постепенно сократиться, а затем и исчезнуть вовсе. Как считают в Министерстве образования и науки, пришла пора все в большей степени начать дополнять его новыми источниками – системой кредитования образования и целевых государственных субсидий на его получение, а также увеличивать объемы программно-целевого финансирования.

В перспективе, как подчеркивают в Минобрнауке, нынешнюю систему финансирования учебного заведения сменит "подушевое" – по схеме "деньги следуют за учеником".

Тогда-то, как обещают чиновники, и станет наконец возможным повысить учительские зарплаты.

Реформа школьного образования – еще один приоритет. Ему, как считают авторы концепции модернизации, отныне должно предшествовать дошкольное (в значительной степени платное). Что же касается самого общего образования, то оно перейдет на новые образовательные стандарты и станет профильным. Одновременно, как обещают реформаторы, произойдет снижение обязательных недельных нагрузок учащихся. В том числе за счет расширения масштабов обучения по индивидуальным планам. Окончательно решится и форма итоговой аттестации выпускников школ.

Судя по всему, единый государственный экзамен (ЕГЭ) будет признан лишь одной из ее возможных форм.

Все эти новшества будут вводиться до 2010 года. И, как подчеркнул "Газете.Ru" Исаак Калина, "очень постепенно и ничего не форсируя". "Первый шаг – анализ опыта выбранных направлений; второй – систематизация и разработка моделей реализации выбранных направлений; третий – апробация; четвертый – корректировка; пятый – создание правовой базы; шестой – обучение кадров; седьмой – публичный анализ результатов", – разъяснил он. Угонится ли за всем этим платежеспособность россиян – вскоре выяснится.

Как будут реформировать большую науку

6 мая на коллегии Министерства образования и науки (МОН) будет обсуждаться развитие государственного сектора науки, в том числе новая программа модернизации академического сектора науки, подготовленная РАН совместно с Минобрнауки. Окончательное решение по поводу новой программы, в том числе и о размерах финансирования РАН, должно принять правительство РФ 26 мая на заседании по проблемам научно-технической сферы.

Как сообщили в МОН, в настоящий момент работа над основными документами "научной реформы" вошла в техническую фазу: сейчас разрабатывается конкретная программа действий и бюджет на ближайшие три года.

Как уже сообщалось в ряде СМИ, "программа модернизации", предложенная РАН совместно с МОН, предполагает повышение зарплаты научным работникам до 30 тысяч рублей в месяц и увеличение государственного финансирования науки в два раза, с 56 млрд. руб. (2005 год) до 110 млрд. руб., к 2008 году. Насколько оно вырастет в действительности, решит правительство. К майскому заседанию и был подготовлен последний вариант программы модернизации академии наук. Предполагается, что существующее сегодня соотношение в финансировании сохранится: около 70% средств академии наук будут оплачиваться из госбюджета, 30% – из внебюджетных средств.

Согласно программе модернизации, за РАН останется ведущая роль экспертной и координирующей организации. В рамках Российской академии наук будут объединены научные организации, ведущие фундаментальные исследования мирового уровня. Программа модернизации академической науки предполагает создание новой системы управления активами академического сектора науки. Все средства, полученные в результате использования государственного имущества, будут консолидироваться, а система распределения средств госбюджета станет трехканальной: РАН, вузы и государственные научные фонды. Для обеспечения контроля за распределением средств новая программа предлагает создавать специальные общественные советы.

Научные организации, по преимуществу выполняющие фундаментальные исследования, будут действовать как государственные учреждения и полностью финансироваться из госбюджета. Выполняющие прикладные исследования и ведущие инновационную деятельность организации станут автономными учреждениями, автономными некоммерческими организациями или акционерными обществами, их исследования станут финансироваться по итогам открытых конкурсов или за счет промышленных компаний. В настоящий момент, заявили представители МОН, в законодательство вносятся необходимые изменения, а также разрабатывается современная система оценки качества исследований научных организаций, сопряженная с ведущими мировыми системами оценок, индексами цитирования и т. п.

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика