- Понятие образовательной системы и образовательной деятельности. Специфика проблем профессионального образования.
- Основные пути решения проблемной ситуации в процессе развития профессионального образования.
- Основные традиции организации образовательной деятельности. Базовые парадигмы современной философии образования.
- Образовательные системы в истории западноевропейской цивилизации: монастырские школы; средневековый Университет.
- Образовательная деятельность в культуре Нового Времени. Педагогические идеи Вольфганга Ратке и Яна Амоса Коменского в контексте философии Нового Времени.
- Образовательные инновации школы Пор-Рояля, ордена иезуитов и «учреждений А.Г. Франке».
- Образовательная деятельность в Англии XVII–XVIII веков. Идеи Дж. Локка, связь образования с традицией эмпиризма.
- Образовательная деятельность эпохи Просвещения. Специфика французского, немецкого, английского и американского Просвещения в вопросах образования. К. Гельвеций, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, Б. Франклин, Т. Пейн.
- Развитие образования в России XYII – XYIII веков. Славяно-греко-латинская академия, Киево-могилянская академия, деятельность Я. Брюса, Л. Магницкого, В.Н. Татищева, М.В. Ломоносова.
- Образовательная деятельность эпохи романтизма. Концепция И.Ф. Гербарта.
- Реформаторская педагогика М. Монтессори, А. Бине и Э. Торндайка.
- Развитие философии прагматизма в образовательной сфере. Идеи Дж. Дьюи и У. Килпатрика.
- «Социальная педагогика» П. Наторпа. Образовательная теория и практика после Первой мировой войны. «Трудовая школа» Р. Зайделя и Г. Киршенштайнера. Концепция В.А. Лая.
- Прецеденты формирования инновационных образовательных систем: Колледж де Франс; Парижская Политехническая Школа; Царскосельский Лицей; Гумбольтов Университет; Училище Правоведения; Санкт-Петербургский Политехнический институт; Физтех; МИФИ.
- Наука и образование. Особенности «французской» и «немецкой» системы взаимодействия науки и образования.
- Процесс формирования инновационного образовательного проекта. Роль рефлексии, самоопределения, целеполагания и самоорганизации. Личностно-ориентированное и деятельностно-ориентированное образование.