Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Где грань между искусством и техникой?

В городе электронщи­ков, во Фрязино Мос­ковской области, живет интересный человек, не имеющий отношения к электронике, но просла­вивший город не мень­ше, чем его знаменитые инженеры. Более того, в художественных кругах уже фигурируют поня­тия фрязинская школа, фрязинская резьба, фрязинский барельеф... А все это благодаря пре­подавателю Фрязинско-го центра детского твор­чества Михаилу Михай­ловичу Быкову.

Суть изобретения проста: берут качественный много­слойный древесный материал, грубо говоря – фанеру, нано­сят карандашом рисунок и снимают по нему нужное коли­чество слоев, разное в разных местах. А вот соотношение их – где и сколько, то есть необходимые существенные признаки защищаемой патен­тной формулы изобретения – четко выписать трудно. Здесь-то и проходит граница в твор­честве между техникой и ис­кусством. И ее, проявляющу­юся каждый раз по-своему, чувствует только художник. После резца нужные места то­нируют. Но разгула красок нет, есть половодье оттенков – от естественного желтого цвета дерева, монохромно перели­вающегося в обилие коричне­вых тонов, до почти полной черноты. Эта необыкновенная гамма создает спокойное ли­рическое настроение.

Что это такое? А трудно оп­ределить. Картина? Но не плоская. Барельеф? Но с на­бором плоскостей, да еще па­раллельных. Многослойное дерево дает удивительную возможность изобразить рус­ский пейзаж – лес, поля, хра­мы. На портретах проявляют­ся добрые черты людей. На­пример, наш читатель видел портрет академика Н.Д. Девяткова (ИР, 7, 94). На фотогра­фии умный и заслуженный че­ловек, настоящий академик. А тот же портрет, но выполнен­ный Быковым в стиле фрязинского барельефа, звучит мно­го мягче, зрителю становится ясно, что это прежде всего очень добрый человек, и не­удивительно, что он стал об­щепризнанным главой отече­ственной школы медицинской электроники.

Фантастические сюжеты, нагромождения суровых скал, по моему мнению, не соответ­ствуют технике фрязинской резьбы. Но ведь построенная на иных принципах и тоже де­ревянная скульптура Коненко­ва и Эрьзи тоже не вызывает резких и агрессивных эмоций. По-видимому, не только та­лант художника, но и дерево как материал создает глубо­кий и лирический настрой.

С работами Михаила Ми­хайловича знакомились кос­монавты Звездного, химики Купавны, сейчас их можно ви­деть во Фрязинском художе­ственном салоне (кстати, и приобрести). Одна из крупных выставок прошла в Москве, в Центральном доме культуры железнодорожников. Быков лауреат II Всесоюзного фести­валя самодеятельного творче­ства, награжден медалью ВДНХ. Ряд работ уже ушли за рубеж. Боюсь, что Россия мо­жет потерять талантливого и уникального художника, Судьба у него трудная, противоречи­вая. Учился в архитектурном ин­ституте, много путешествовал, долго искал признания... В Со­юзе художников не состоит, но перед нами явно Художник, красивая душа и, соответствен­но, красивые произведения.

Пусть меня простят ученики Михаила Михайловича, но на­учившись у него технике резь­бы (отнюдь не тривиальной), они еще не дотягивают до ху­дожественного уровня настав­ника. И мечтает он, чтоб по­явились те, что сумеют пойти дальше него, чтоб он мог гор­диться своими последовате­лями.

Путь от техники к искусству проходят многие изобретате­ли. И всегда наибольшее удов­летворение создателю нового устройства, новой технологии доставляет красивое техническое решение.

А знаете, как отличить хорошего сапожника от посредственного? Последний равнодушно отдает отремонтированную обувь, а первый – смахивает с нее пыль. Он ведь хочет, чтоб его труд выглядел красиво: он вложил туда свою душу.

Тел. (256) 4-56-01. Быков Михаил Михайлович.

А. КИСЕЛЕВ

Киселев А.Б., Где грань между техникой и искусством? // Изобретатель и рационализатор, 2001, №6, стр. 11-12

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика