Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Репетитор: время платить

При подготовке статьи использованы следующие материалы сайта газеты " Московские Новости ": " Время платить " Анны Рудницкой и " Репетитор: бороться или поощрять? "

В прошлом году, по оценкам экспертов, родители российских абитуриентов потратили на репетиторов около трехсот миллионов долларов. Что представляет собой этот крайне закрытый, но вполне сложившийся рынок?

Если в июле вашему ребенку предстоят вступительные экзамены, то в мае вы все равно будете хвататься за сердце. Чтобы не хвататься еще и за голову, подумать о поиске репетитора пора уже сейчас. Газета "Из рук в руки", множество Интернет-сайтов и просто объявления на столбах предлагают огромный спектр услуг: от занятий с отстающими и ликвидации пробелов в школьных знаниях до авторских курсов, гарантирующих успешную сдачу экзаменов в самые престижные вузы страны. Соответственно, цены на час занятий колеблются от 150 рублей до 50 долларов. Однако при всем многообразии объявлений функционально репетиторы делятся всего на две группы: те, кому вы платите за получение знаний, и те, кому вы платите за получение баллов на вступительном экзамене.

ВСЕ ПО-ЧЕСТНОМУ

Репетитор - необходимость не только прагматическая, вызванная официально опровергаемым, но давно существующим расхождением между школьной программой и требованиями, которые предъявляют к абитуриенту престижные вузы. Репетитор необходим и родителям, и абитуренту в качестве фактора психологического. Мрачные мифы о вступительных экзаменах, слагаемые не одним поколением абитурентов в нашей стране, убеждают, что "просто так не поступить". Неуверенность же - худший помощник на любом экзамене, тем более на вступительном. Так что если репетитор хотя бы подарит выпускнику уверенность в своих знаниях - часть задачи будет решена.

Следующая задача - знания. Где гарантия, что найденный репетитор окажется добросовестным и способным научить вашего ребенка всему, что нужно? Нет такой гарантии. Большинство из тех, кто предлагает свои услуги в газетах бесплатных объявлений, - студенты или школьные учителя. Шанс найти среди них талантливого репетитора, безусловно, есть, но можно ли полагаться на случай в таком деле? Уж по крайней мере, этого однозначно не стоит делать весной, когда исправлять ошибки будет поздно. Впрочем, некоторые репетиторы предлагают провести первое тестовое занятие бесплатно. Как правило, многое можно понять и из телефонного разговора; не поленитесь поинтересоваться практикой вашего собеседника и количеством подготовленных им успешно поступивших абитуриентов.

Впрочем, полагаться на интуицию в этом поиске все же не лучший выход. Стоит поискать "недорогого" репетитора среди знакомых. Хороших школьных учителей много, они известны среди коллег, и такой метод может оказаться гораздо более эффективным, чем общение со случайными людьми. Индивидуальные занятия с опытным школьным преподавателем стоят от 150 рублей за час до 300 рублей за 1,5 часа (как правило, преподаватели очень неохотно меняют свои привычки и предлагают заниматься по строгому графику, мотивируя это определенной программой. Впрочем, если ученик хочет заниматься больше - вряд ли ему откажут).

ДАТЬ ИЛИ НЕ ДАТЬ

Другая группа репетиторов - вузовские преподаватели и сотрудники приемных комиссий выбранного вами вуза. Их услуги стоят гораздо дороже - от 20 долларов за час.

Надо понимать, что не бывает "репетитора с гарантией", - бывают взятки на вступительных экзаменах. Называться это может по-разному, но суть от этого не меняется. И родители, которые ищут в качестве репетитора сотрудника приемной комиссии или преподавателя выбранного вуза, понимают, что они не более талантливы, чем их коллеги - просто у них больше возможностей "повлиять" на результаты экзамена своего подопечного. Способы "влияния" тоже известны: как правило, это не оговаривается заранее, но ученики таких репетиторов накануне экзамена или получают в качестве домашнего задания экзаменационный тест (варианты экзаменационных заданий), или приносят на экзамен ручки одного цвета, или просто сдают устный экзамен "своему" преподавателю.

Как правило, вузовские преподаватели не занимаются "общетеоретической подготовкой" - для этого есть школьные учителя. Преподаватели вузов берут деньги за то, что целенаправленно готовят абитуриента к сдаче конкретного экзамена. Например, курс занятий экономической географией с преподавателем Финансовой академии (двухчасовое занятие раз в неделю - $20, плюс семь - десять часов в неделю самостоятельной работы) заключается в том, что ученик самостоятельно штудирует учебники, а на занятии пытается одолеть тесты - аналоги экзаменационных.

Есть и особая каста преподавателей - с якобы авторскими методиками, широко известными в узких абитуриентских кругах. Впрочем, иногда и они "выходят в люди": корреспондент "РС", позвонив по объявлению, автор которого предлагал "методику быстрого обучения, опыт 19 тысяч уроков и подготовку в вузы Москвы любого уровня сложности по математике", наткнулась именно на такого репетитора. Стоимость часового занятия (достаточно одного раза в неделю) - 1000 рублей.Он скороговоркой изложил свою биографию: профессор, 55 лет, 20 лет назад бывший ректор МГУ поручил ему вести закрытые курсы для детей партработников, которые были на редкость тупы, в связи с чем ему пришлось "разложить для них всю математику по полочкам", результат оказался потрясающим, а в восемьдесят каком-то году журнал "Отчизна" признал его лучшим репетитором, о чем имеется вырезка. Признаюсь, самореклама показалась мне не слишком убедительной. Довольно часто "дорогие" репетиторы предлагают абитуриентам заниматься в группах из 2 - 3 человек - с соответственным понижением стоимости занятия. Но тут есть и другая уловка: некоторые вузовские преподаватели набирают группы по 10 - 15 человек, называют это курсами и даже выдают по окончании сертификат, уверяя, что это свидетельство зачтется абитуриенту при поступлении. Не верьте: только сертификат об окончании официальных подготовительных курсов может сыграть какую-то роль, и то лишь при прочих равных условиях. Стоимость занятий с преподавателями - сотрудниками приемных комиссий рассчитывается по-другому: исходя из той суммы, которую они предполагают заработать на одном абитуриенте. Соответственно, стоимость занятия зависит от "цены" экзамена в выбранном вами вузе и от того времени, которое вы планируете потратить на занятия с преподавателем: весной урок будет стоить значительно дороже, чем осенью. Так что если в марте вам предложат уроки за 50 долларов в час, знайте, что попали "по адресу". И не волнуйтесь: пока преподаватели в государственных вузах получают ту зарплату, которую они получают сейчас, на рынке репетиторов всегда будет большое предложение.

Как вы относитесь к институту репетиторства? С этим вопросом корреспондент "РС" обратился к руководителям московских вузов:

Виктор ВЕРЕТЕННИКОВ, проректор по научной работе МАИ:

- На протяжении 15 лет я был деканом факультета прикладной математики и боролся с репетиторством как мог. Каждый преподаватель вуза должен заниматься научной работой и постоянно расти в профессиональном смысле. А как только он начинает заниматься репетиторством - он тут же деградирует: ни одной статьи, ни одной публикации. В советское время, когда каждое предприятие отчисляло деньги "на науку", с репетиторством можно было бороться. А что я могу теперь? Теперь мы сами говорим своим преподавателям: как можете, так и зарабатывайте. Потому что прожить на зарплату невозможно. Бессмысленно отрицать, что есть и "левые" деньги на вступительных экзаменах, и проталкивание. Недавний пример: ко мне пришла в сессию девочка в третий раз сдавать экзамен. Спрашиваю: как же вы поступили, если ничего не знаете? Она сказала, что занималась с репетитором и просто вызубрила решения всех экзаменационных задач. В итоге я все равно поставил ей двойку и ее отчислили. А ведь на ее месте мог учиться талантливый школьник из провинции.

Ясен ЗАСУРСКИЙ, декан факультета журналистики МГУ:

- Очень часто мы сталкиваемся со случаями, когда школа просто недоучивает, и в таких ситуациях репетитор призван восполнить знания, которые должна была дать она. В этом нет ничего плохого. Но существует и другая практика: когда родители стремятся во что бы то ни стало найти репетитора из числа сотрудников приемной комиссии, оплачивая таким образом не только работу преподавателя непосредственно по обучению, но и по "проталкиванию" своего подопечного.

Как можно исправить ситуацию? У себя на факультете мы полностью отказались от устных экзаменов. Все письменные работы проверяются по крайней мере двумя преподавателями, все отличные и двоечные работы перепроверяются. Кроме того, приказом ректора, изданным два года назад, сотрудникам приемных комиссий у нас вообще запрещено заниматься репетиторством. Если такой случай будет обнаружен - преподаватель будет уволен. Но тех, кого мы "подозреваем" в подобной практике, мы просто не допускаем до вступительных экзаменов. Тем не менее у наших преподавателей тоже есть возможность заработать - на платных подготовительных курсах. Стоимость курсов значительно ниже, чем услуги репетиторов, и при этом мы гарантируем родителям качество преподавания.

Владимир КОРНИЛОВ, проректор Российской таможенной академии:

- В репетиторстве как таковом я не вижу ничего плохого, если все оформлено по закону. Зарегистрируйся в налоговой - и репетируй сколько хочешь. Хотя догадываюсь, что не все преподаватели оформляют свою деятельность в налоговых органах. Но совсем не обязательно заниматься с преподавателем вуза, чтобы поступить. Вы не поверите, но у нас 60 процентов студентов - ребята из провинции. Если они половину стипендии домой отправляют, то какие там могут быть деньги на репетиторов? Это все легенды, что никто не может поступить "просто так". У меня сын поступал в Университет дружбы народов - я ни копейки за него не заплатил, и никаких репетиторов у него не было.

Послесловие редактора.

ВРАЗУМЛЯТЬ, НАСТАВЛЯТЬОБЪЯСНЯТЬПОВТОРЯТЬ, ПОУЧАТЬПРЕПОДАВАТЬУЧИТЬ - определения по толковому словарю Даля

Если кому-то хватило терпения прочитать пояснения Даля ко всему тому, что должен делать обычный школьный учитель, поймет, что жизнь учителя - не сахар. Как и то, что на современном этапе социально-экономического развития стран бывшего СССР и бедственном состоянии системы образования большинство учителей вынуждены зарабатывать на стороне, лишь формально отчитывая уроки в школе.

Кроме этого, по "классической" теории педагогики при проведении урока учитель вынужден ориентироваться на "среднего" ученика, подстраиваясь по скорости и уровню изложения материала. При этом ученики ниже "среднего" уровня подняться не могут (часто непонятая тема мешает усвоению последующих тем), а более продвинутые ученики не получают необходимой поддержки - кружки по интересам есть лишь в небольшой доле школ.

В этой ситуации у вас (ученика, студента) есть несколько выходов. Первый: если вам предмет принципиально не понадобится в жизни, а нужен только для получения документа об образовании, не тратьте зря времени и денег: зазубрите, сдайте и забудьте.

Второй: существует множество заочных школ (например, при МФТИ ), курсов при университетах, интерактивных компьютерных учебников и т.д. Затратив весьма умеренное количество средств и много времени, человек, обладающий настойчивостью и самодисциплиной, может значительно улучшить свои знания. К слову, такая форма образования является основной для вузов. Хочется отметить, что в данном случае учет индивидуальных качеств человека все-таки отсутствует.

Третий: рассмотрим вариант, когда знания глубоко запущены, дитя не подает признаков интеллектуальной жизни, в школе учителя милостливо ставят тройки, дабы не портить статистику и не создавать себе лишних проблем. При этом родители опечалены, но твердо намерены достичь цели увидеть свое чадо среди студентов какого-то вуза, за любую цену. Оно и понятно, в наше время бурного научно-технического прогресса человек без высшего образования вызывает противоречивые чувства... Поэтому в зависимости от имеющихся у родителей денег дитя либо направляется в престижную и платную частную школу с индивидуальным подходом и персональным психологом, либо находится репетитор, человек, призванный помочь ребенку выбраться из омута невежества в отношении данного предмета.

Присмотримся пристальней к репетитору - объекту и герою нашего повествования. Это человек, который потратил в прошлом время на приобретение знаний, и теперь желающий в свободное от работы время конвентировать свой интеллект в нечто более материальное, например, деньги. Это может быть школьный учитель или преподаватель вуза, работающий или на пенсии, скромная зарплата или пенсия которого не позволяет пропустить лишние 100 грамм после тяжелого трудового дня. Это может быть студент младших курсов, не имеющий необходимой квалификации, нуждающийся в деньгах на жизнь и в стипендии на пиво, но предпочитающий интеллектуальный труд 20 градусам мороза на стройке. Это могет быть школьный товарищ (подружка), из различных личных соображений пытающиеся натаскать товарища к ближайшей контрольной. Иногда в качестве репетитора выступает один из родителей, братьев, сестер или родственников - этот вариант имеет преумущество дешевизны и уничтожающий его недостаток в виде предвзятого, личного, небеспристрастного отношения отношения к ученику, часто унижающий его личное достоинство. Каково слышать осуждающее мнение из уст близкого вам человека!

Занятия могут быть как на дому у репетитора, так и у ученика. Какой из вариантов выбрать - решать вам. Выскажу лишь несколько пожеланий к проведению репетиторских занятий. Самое главное - занятия должны проходить регулярно, в удобном для ученика времени и месте. Занятия должны проходить в отдельной комнате, без присутствия третьих лиц. Если надо что-то писать или читать, в комнате должно быть хорошее освещение, на столе наличие письменных принадлежностей и достаточное количество бумаги (тетрадей). Ученик должен иметь пособия, учебники и задачники по данному предмету (желательно те, которые предназначаются для поступающих в вузы), чтобы использовать их при выполнении домашних заданий. Программу занятий выбирает преподаватель, с учетом мнения ученика и наличия в школьной программе ученика контрольных работ. И, пожалуйста, платите репетитору за его труд вовремя... :-))

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика