Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Итервью Федеральному образовательный порталу - ЭКОНОМИКА, СОЦИОЛОГИЯ, МЕНЕДЖМЕНТ

— Валерий Евгеньевич, хорошо известно, что немало выпускников МФТИ работают в сфере экономики и менеджмента, хотя являются дипломированными физиками и математиками. Ваш факультет принял первых студентов в 2006 году, то есть он самый молодой в институте, и вы даете возможность одновременно и получать физтеховское инженерное образование, и изучать экономику, менеджмент, приобретать предпринимательские навыки.

— К моменту создания факультета инноваций и высоких технологий (точная дата – 27 декабря 2005 года) в МФТИ на разных факультетах уже существовали кафедры, занимавшиеся тематикой, близкой к экономике и управлению. Потребность студентов в изучении этих наук возрастала, и ректор МФТИ Николай Николаевич Кудрявцев принял решение собрать эти кафедры на одном факультете. Тем более, что как раз в это время в нашем университете, как и в целом в стране, началось активное обсуждение перспектив инновационного развития.

Поскольку кафедры были включены в состав нового факультета вместе со своими студентами, уже в 2006 году у нас учились ребята, начиная от третьего курса бакалавриата и до второго курса магистратуры. Так что факультет наполнился сразу.

Сейчас наши выпускники получают диплом по направлению «Прикладные математика и физика», а в дальнейшем хотелось бы выдавать половине факультета диплом по новому направлению «Наукоемкие технологии и экономика инноваций» - когда новый стандарт будет окончательно принят федеральным министерством.

— То есть это направление еще официально не утверждено?

— Пока нет. В прошлом году мы выиграли конкурс на разработку государственного образовательного стандарта по этому направлению, министерство закупило наш проект, и мы ждем его официального утверждения.

— Что скрывается за столь привлекательным названием нового направления, да и вообще за названием вашего факультета?

— За всем этим скрывается сочетание, с одной стороны, фундаментальной подготовки по физике, математике и информатике, а с другой стороны, – по экономике, менеджменту, управлению инновациями.

Что такое инновация? Это научно-техническое новшество, которое дошло до рынка, продано и внедрено. Чтобы осуществить инновацию, необходимо собрать в одном проекте тех, кто создает такие новшества, и тех, кто их продает. Но у них разные психологии! И в этом главная трудность. Менталитет ученых и торговцев – это два полюса, две разные культуры, эти люди говорят на разных языках и думают по-разному. Состыковать их очень трудно, но даже в том случае, если они согласились работать вместе, они могут вообще не понять друг друга. И инновация не пойдет.

Наш факультет выпускает специалистов, которые сочетают в себе качества и ученого, и предпринимателя. Когда такие люди окажутся в проекте, они либо сами все сделают, либо наладят ранее отсутствовавшее сотрудничество. Естественное место таких людей – у руля проекта. И тогда инновация пойдет. Проблема будет снята.

— Есть ли аналоги таких факультетов за рубежом?

— Я не знаю именно таких факультетов, как наш, но на Западе распространена система подготовки менеджеров для внедрения инноваций, основанная на системе «4+2» - «бакалавриат и магистратура». Сначала ребята получают инженерное образование в бакалавриате, а потом идут в школы бизнеса - изучать экономику и менеджмент. В этом смысле есть аналогия с нашим факультетом, и она возникла из-за неожиданного решения министерства, которое вдруг постановило, что стандарт по наукоемким технологиям и экономике инноваций будет предназначен только для магистратуры. Хотя сначала мы предполагали, что это стандарт и для бакалавриата, и для магистратуры. В результате, экономические и управленческие курсы мы вынесли в магистратуру, которая стала похожа на западные школы бизнеса, а бакалавриат, наоборот, стал «более инженерным». И возникла та самая аналогия, о которой мы говорили. Кстати, магистратура у нас сегодня очень популярна: на пятом курсе там в полтора раза больше студентов, чем на четвертом курсе бакалавриата.

— Вы сторонник системы «4+2»?

— Да, мне нравится деление на бакалавриат и магистратуру. При шестилетнем обучении у нас не было дополнительной точки контроля в конце четвертого курса, теперь же она есть. Бакалавриат – это замкнутый цикл обучения, по результатам которого мы получаем инженера-исследователя, получившего универсальные фундаментальные знания. Правда, при этом мы стараемся повернуть его голову в сторону бизнеса. А в магистратуре начинается уже специализированная подготовка – я могу «затачивать» студента под любую деятельность, давая ему специальные знания. Так что для нашего факультета деление процесса обучения на два уровня вполне естественно.

И вообще это очень удобно. Например, тех своих студентов, которые плохо учились в бакалавриате, я имею полное право не взять в магистратуру. Хотя, конечно, такое бывает не часто, бакалавры уходят на рынок труда достаточно редко, но даже в этих случаях через 2-3 года возвращаются.

— В чем специфика содержания образования на вашем факультете?

— Курсы, которые мы предлагаем в качестве факультетской специализации по направлению «Наукоемкие технологии и экономика инноваций», ориентированы на технологическое предпринимательство. Мы даем знания по инновационной деятельности, интеллектуальной собственности, патентному делу, бизнес-планированию, описывая весь жизненный цикл инноваций. Для этого у нас есть кафедра экономики интеллектуальной собственности, кафедра оценки эффективности инвестиционных проектов - при ЦЭМИ и Институте системного анализа РАН. Есть кафедра концептуального анализа и проектирования, которая занимается организационным управлением.

В состоянии запуска находится инновационный практикум, в рамках которого студенты учатся писать заявки на проекты и реализуют конкретные проекты. Например, в этом семестре запланирован коллективный проект в области информационных технологий, когда все студенты разобьются на команды и получат задания по разработке программного обеспечения для следующего поколения мобильных телефонов. С ними будут заниматься профессионалы в области инноваций.

— Есть известный тезис о том, что система обучения в сильных технических вузах, в Физтехе в том числе, сама по себе формирует у студента предпринимательские навыки. Дескать, надо побольше изучать физики и математики, мозги будут в порядке, а дальше – в бизнес…

— На мой взгляд, предпринимательские навыки формируются у студентов Физтеха не благодаря, а вопреки сложившейся системе обучения. Многие студенты, обучаясь на базовых кафедрах, одновременно где-то подрабатывают или занимаются своим бизнесом. Классический пример – Давид Ян, который основал свою компанию ABBYY в 1989 году, будучи студентом 4-го курса МФТИ, и в то время это уж точно не входило в его учебную программу. На факультете инноваций и высоких технологий этот конфликт мы снимаем, включая инновационную проектную работу в учебный процесс и засчитывая ее в качестве дипломных работ.

— Скажите, привлекательно ли для ваших потенциальных абитуриентов сочетание науки и бизнеса в образовательном процессе? Насколько вообще современные молодые люди понимают актуальность такой подготовки?

— Молодежь хорошо это понимает – наш факультет сегодня является одним из самых популярных на Физтехе. Мы в свое время не задумывались о том, что деньги – это необходимое условие существования, карьера после окончания Физтеха была предопределена, а сегодня школьники ориентированы совсем по-другому. Большинство поступающих к нам ребят – отнюдь не из обеспеченных слоев, многие приезжают из регионов, и вопросы заработка в ближайшем будущем для них очень актуальны.

А когда они приходят к нам, и мы говорим, что дадим возможность заниматься любимым делом – наукой, но при этом еще и научим на этом деньги зарабатывать, это, конечно, очень привлекательно.

— Чтобы у вас учиться, абитуриент должен не только знать физику и математику, но и обладать какими-то особыми личностными качествами?

— В конечном счете, наша задача – подготовить таких специалистов для инновационной деятельности, которые стали бы лидерами, способными придумать, реализовать, довести инновационный проект до такой стадии, когда его результат можно будет продать. Для этого нужно иметь основательный запас креативности, самостоятельности, обладать способностью повести за собой других людей. Мы не можем отследить эти качества на экзаменах по физике и математике, но на собеседовании каждый раз обращаем внимание, занимались ли наши абитуриенты общественной деятельностью…

— Переводили бабушек через дорогу?

— Почему нет? Комсомольцы 1980-х годов оказались лидерами в бизнесе 1990-х. Нам сегодня нужны лидеры в области технологического бизнеса. А комсомольцев уже нет. На мой взгляд, на младших курсах нужно специально заниматься со студентами во внеурочное время, чтобы они выполняли общественно значимые проекты. И в результате росли на этих проектах.

— Например?

— Организовать участие студентов Физтеха в общемосковском шествии студентов или подготовить и провести конкурс инновационных проектов.

Кстати, мы регулярно проводим конкурс проектов - уже в течение трех лет. Сначала он был внутривузовским, а потом расширился. К нам приходят студенты и выпускники разных вузов, например, из МГТУ им. Баумана и Высшей школы экономики. Последний конкурс мы провели в декабре 2008 года, из 54 заявок для финала отобрали 16. В жюри были представлены звезды инновационного сообщества – руководители венчурных фондов, бизнес-ангелы, которые оценивали проекты.

Подготовкой конкурса занимались студенты нашего факультета – самостоятельно нашли спонсоров, собрали около 700 тыс. рублей, и из этих денег сформировали призовой фонд. Усилия самих студентов тоже были оплачены из этих средств, а часть денег осталась на конкурс следующего года.

— В Высшей школе экономики был создан студенческий бизнес-инкубатор, где под присмотром преподавателей студенты реализуют собственные бизнес-проекты. Подобный опыт есть в Физтехе?

— Обсуждается вопрос о создании базовой кафедры нового типа, которая по содержанию будет представлять собой инкубатор технологических проектов. Уже сегодня наши студенты, обучаясь еще в бакалавриате, должны придумать и представить своей проект. В будущем такой инкубатор сможет поддержать лучшие проекты или же предложить хорошо зарекомендовавшим себя студентам поучаствовать в реализации других проектов. В идеале хотелось бы, чтобы каждый выпускник магистратуры нашего факультета попробовал создать настоящий стартап и получить под это венчурные деньги. Через некоторое время мы посмотрим, удалось ли реализовать эту идею, а сейчас пока мы ее подробно прорабатываем.

— То есть факультет становится источником «стартапов».

— Да, это моя мечта. Очень хочется, чтобы факультет стал «фабрикой инноваций». Каждый год студенты второго курса магистратуры должны выдавать «на гора» подготовленные до высокой кондиции предложения стартапов: бизнес-идея, технологическая проработка, команда, уже открытое финансирование или переговоры о финансировании.

— Магистратура вашего факультета рассчитана не только на физтеховцев, но и на выпускников других вузов?

— Пока выпускников других вузов в магистратуре факультета инноваций и высоких технологий немного, но мы очень хотели бы принимать больше таких ребят, которые хорошо себя проявили. Когда будет принят стандарт по направлению «Наукоемкие технологии и экономика инноваций», я буду предпринимать для этого много усилий. Нам не нужны студенты с гуманитарным или экономическим образованием, нам нужны выпускники бакалавриата с хорошей технической подготовкой, поскольку факультет готовит не экономистов вообще, а нацелен на подготовку кадров для разработки и внедрения наукоемких инноваций.

Беседовал Борис Старцев

оригинал интервью http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/328319.html

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика