Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Экосистема инноваций

Любопытный факт. На сайте одного из московских вузов студентов спросили, как они чувствуют на себе влияние экономического кризиса. Практически все участники опроса жалуются на жизнь — нет средств оплачивать учебу, уволили с работы или в два раза сократили зарплату. И только один ответ оказался вполне оптимистичным — недавний выпускник, владелец собственной компании-стартапа, нуждается в специалистах и считает кризис хорошим временем набраться опыта ведения собственного бизнеса.

Сегодня и на серьезных ИТ-конференциях выступающие подбадривают аудиторию, рассказывая о том, что Microsoft, Intel, Adobe или Sun появились на свет в не самые простые для экономики времена. Возможно, в этом действительно есть некая закономерность — когда «теплые» места в банках или консалтинговых компаниях становятся слишком рискованными, больше шансов, что молодые специалисты задумаются о собственном бизнесе.

И это предположение не выглядит фантастичным в современных российских реалиях. Около двух лет назад, когда в редакции «Открытых систем» впервые возникла идея написать о возможностях создания бизнес-инкубаторов на базе университетов, она базировалась в основном на информации о подобном опыте на Западе. Профессора наиболее передовых российских классических университетов готовы были обсуждать проблему, но скорее абстрактно, чем на конкретных примерах. А сегодня в стране уже не один и не два вуза  имеют свои бизнес-инкубаторы, распространяется практика обучения студентов  технологическому предпринимательству, проводятся конкурсы студенческих инновационных проектов, создаются альянсы компаний и финансовых институтов для поддержки стартапов, зарождающихся в том числе в университетской среде.

Многие из этих инициатив, действительно, существуют не более двух лет, и это, конечно, смешной срок по сравнению с опытом западных, особенно американских университетов, где уже не один десяток лет венчурная индустрия проявляет пристальное внимание к вузовской среде, в которой создаются все условия для «взращивания» молодых предпринимателей. В интервью нашему журналу профессор Слоановской школы менеджмента Массачусетского технологического института, известный эксперт мирового программного бизнеса Майкл Кузумано рассказывал, что из одного только МТИ начиная с 1945 года вышло около четырех тыс. стартапов, принесших сотни млрд.долл.прибыли (Советы мэтра, http://www.osp.ru/os/2005/11/380562/). В частности, для того чтобы стимулировать студентов на создание собственных компаний в ИТ-области  их обучение фундаментальным математическим дисциплинам и компьютерным наукам сопровождается глубокой подготовкой в области менеджмента, управления инновациями, предпринимательства, а также проводится конкурс по бизнес-планам, победитель которого не только получает крупную денежную премию от университета, но и, как правило, финансирование от венчурных капиталистов, благодаря чему имеет реальные возможности трансформировать свои идеи в успешный бизнес.

Как вырастить стартапа

Классический способ оказать поддержку коммерциализации некоторой идеи — поместить ее в бизнес-инкубатор, структуру, где государство или другая организация предоставляет начинающему предпринимателю ресурсы для развития своего проекта и вывода его результатов на рынок. Не стоит путать бизнес-инкубатор с технопарком, что, как замечают наблюдатели, довольно часто происходит на российской почве. Если технопарк — это прежде всего офисные помещения и развитая техническая инфраструктура для размещения технологических компаний, причем, как правило, компаний зрелых, а не начинающих, то цель бизнес-инкубатора — это именно «взращивание» стартапов, для которых на первых шагах их становления критически важными являются не квадратные метры доступной площади, а развитая инфраструктура поддержки — возможности получения навыков технологического предпринимательства, общение с экспертами в той области, в которой ведется проект, помощь в поиске начального финансирования и т.д.

Университеты представляются вполне естественным местом для создания инкубаторов для технологических стартапов — где, как не в студенческой среде, должны возникать интересные новые идеи и желание выстроить на них свой бизнес. Бизнес-инкубаторы на базе вузов — это, прежде всего, опытные площадки, где студенты могут попробовать себя в  бизнесе, поверить в свои силы или, наоборот, отказаться от предпринимательской карьеры. И даже если часто в университете бизнес-инкубатор — это, скорее, «игра в бизнес», чем реальный бизнес, она может оказаться очень полезной, поскольку вводит студентов в предпринимательскую среду и дает им необходимые знания, навыки и опыт, чтобы уверенней чувствовать себя в мире «взрослого» бизнеса.

В России уже есть, хотя и не много, жизнеспособные примеры таких структур на базе университетов, как и истории успеха «выпускников» инкубаторов, которым удалось развить «посаженные» в университетских стенах проекты в полноценный бизнес. Приобрели известность в вузовской   среде и в ИТ-бизнесе инкубаторы, открытые на базе МФТИ, Высшей школы экономики, Томского госуниверситета, МГТУ им.Баумана, Томского государственного университета  систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР).

Созданный в 2006 году бизнес-инкубатор Государственного университета — Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) является одним из из наиболее успешных подобных проектов, как признают многие наблюдатели рынка. По словам руководителя инкубатора ГУ-ВШЭ  Дмитрия Репина, эта структура  рассматривается его создателями как центр поддержки предпринимательства в вузе. Небольшое помещение, которое предоставляет инкубатор отобранным по конкурсу студенческим проектам, является далеко не первым по значению элементом выстраиваемой в университете предпринимательской экосистемы. Главная задача инкубатора — в создании среды общения и обучения будущих предпринимателей, позволяющая мотивировать их на разработку потенциально интересных для коммерциализации проектов, дать необходимые знания для менее болезненного выхода в свободное рыночное плавание, помочь привлечь экспертные и финансовые ресурсы.

Репин отмечает, что инкубатор не ставит себе целью взять своих подопечных за руку и провести через все этапы, которые надо пройти стартапу. Тепличные условия, несмотря на название, в бизнес-инкубаторе ГУ-ВШЭ не предусматриваются, поскольку там считают, что добиться успеха в бизнесе без инициативы и определенных пробивных способностей невозможно. Бизнес-инкубатор предлагает участникам проектов программу мероприятий, каждое из которых потенциально повышает их шансы реализоваться в предпринимательской роли, включая образовательные программы по бизнесу и предпринимательству, конкурсы бизнес-планов, встречи с людьми, добившимися успеха в собственном деле, и инвесторами, заинтересованными во вложениях в начинающие компании.

По словам Репина, практически во всех проектах, которые уже прошли через инкубатор ГУ-ВШЭ и находятся там сейчас, присутствует серьзный ИТ-компонент, большой интерес начинающие предприниматели выказывают к созданию Internet-проектов. Для их реализации у Вышки есть собственная «ресурсная» база — факультет бизнес-информатики, но стартапы инкубатора могут нанимать и внешних ИТ-специалистов.

У бизнес-инкубатора ГУ-ВШЭ есть одно преимущество перед другими вузами — разнообразие специализаций, по которым учат в университете, в принципе позволяет силами его студентов обеспечить все потребности стартапа, от разработчиков ПО до маркетологов, экономистов и менеджеров. Обладая гораздо более сильным технологическим интеллектуальным потенциалом, открывшийся осенью 2006 года бизнес-инкубатор на базе МФТИ как раз должен решать проблему получения глубоких знаний в области экономики и бизнеса для участников своих проектов. Хотя, как отмечает куратор бизнес-инкубатора Виктор Сафронов, есть надежда на восполнение дефицита менеджерских кадров за счет студентов нового факультета инноваций и высоких технологий, где помимо традиционных для вуза дисциплин изучают экономику и управление в сфере технологических инноваций.

Среди основных задач бизнес-инкубатора Физтеха - пропаганда технологического предпринимательства, конкурсы проектов студентов различных факультетов, обеспечение победителей начальным финансированием, помощь начинающим компаниям в решении различных юридических вопросов. Но на первое место выходят все-таки бизнес-образование, а также коучинг — реализация бизнес-руководства проектами. Неразвитость такого руководства Сафронов считает основной проблемой зарождающихся в России вузовских бизнес-инкубаторов, поскольку очень сложно найти наставника (коуча) для стартапов, готового тратить на них силы и время почти только за один интерес, иметь необходимый объем технических и бизнес-знаний и достаточный опыт работы с венчурными проектами. Мотивировать специалистов такого уровня отдаленной и негарантированной перспективой заработать, но прежде всего возможностью стать первопроходцами в деле формирования культуры технологического предпринимательства в университетской среде страны достаточно непросто, хотя, как отмечает Сафронов, их все-так удается найти и немало среди выпускников МФТИ.

Наиболее солидно, пожалуй, среди аналогичных инициатив выглядит Межвузовский студенческий бизнес-инкубатор (СБИ), созданный в 2004 году как подразделение Томского госуниверситета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР). СБИ имеет специальное здание и предоставляет перспективным проектам 14 офисных помещений с сотней индивидуальных рабочих мест. В университете стремятся обеспечить все необходимое для реализации достаточно сложных проектов в области информационных технологий и радиоэлектроники, от развитой технической инфраструктуры до возможностей дополнительного образования по вопросам российского законодательства и международного права, предпринимательства, научно-технической экспертизы, инновационной деятельности, защите промышленной и интеллектуальной собственности и др. Бизнес-инкубатор берет на себя проведение маркетинговых исследований и помогает проектам в продвижении  создаваемых решений на рынке. Кроме того, СБИ является методическим центром по разработке и внедрению новых образовательных технологий в учебный процесс вуза, например, группового проектного обучения и дистанционного образования, а студенты — участники проектов получают возможность заниматься по индивидуальным учебным планам, которые предусматривают, что их курсовые и дипломные работы будут частью бизнес-планов проектов.

Идеи для иноваций

Казалось бы, в вузовской среде естественным источником идей инновационных проектов, претендующих в будущем на коммерциализацию и успешную судьбу в бизнесе, должны быть научные исследования университета. Однако Сафронов отмечает, что в бизнес-инкубаторе Физтеха  еще только стоит задача научиться максимально использовать потенциал научных баз МФТИ. В университете существует уникальный механизм взаимодействия с научно-исследовательскими институтами, где на старших курсах все студенты Физтеха в обязательном порядке проходят практику. Но, как объясняет Сафронов, руководители этих НИИ пока плохо представляют, каким образом, а главное, зачем помогать своим подопечным искать перспективные технологии, потому приходящие в инкубатор проекты зарождаются преимущественно по инициативе «снизу», то есть от самих студентов. Тем не менее, инкубатор на Физтехе рассматривается как основа для реализации технологической цепочки от НИОКР к идее проекта, формированию проектной команды и разработке готового предложения инвестору для выхода на рынок. 

Большинство проектов инкубатора Физтеха связаны с разработкой ПО, включая создание  Internet-сервисов. Они не требуют субсидий на закупку дорогого оборудования и могут быть за достаточно короткий срок доведены до работоспособного результата, для которого можно пытаться искать финансирование.

В инкубаторе ГУ-ВШЭ вопросам креативности, генерации идей уделяется много времени на образовательных мероприятиях, а основным источником их появления, по словам Репина, сейчас является желание молодых людей сделать то, чего им самим недостает для реализации тех или иных потребностей. Наверно, именно так появлялись идеи выращенных в инкубаторе проектов Smartkniga по формированию кратких изложений деловой литературы для загруженных менеджеров или онлайн-сервиса Roomix для создания  трехмерных интерьеров помещений.

В тесном взаимодействии с ИТ-компаниями строит свою исследовательскую деятельность факультет бизнес-информатики ГУ-ВШЭ и на этой основе пытается создать собственную, параллельную университетской, программу бизнес-инкубации перспективных проектов. Как рассказал зам.декана факультета по науке и международным отношениям Олег Козырев, на факультете хотят выстроить внутреннюю научную среду, в которой будут возникать идеи с потенциалом для будущей коммерциализации, а не брать их извне, как часто происходит в бизнес-инкубаторах. В результате процесс бизнес-инкубирования должен стать составной частью образовательного и исследовательского процессов факультета. Тематики проектов, начатых на факультете бизнес-информатики в этом учебном году, представляют исследовательский интерес для давних партнеров факультета, компаний Microsoft и SAP, которые делают финансовые вложения в их начальные этапы. Так, в рамках открытого недавно в Вышке Центра инноваций Microsoft будет вестись работа в области стратегического моделирования предприятий, а при поддержке SAP реализуется проект по Web 3.0 — актуальной для Internet нового поколения задаче извлечения знаний из неструктурированной информации.

Специфика вуза и значительные вложения, сделанные в бизнес-инкубатор ТУСУР, объясняют более сложный, наукоемкий характер проектов, которые здесь поддерживаются. Среди них, например, разработка и производство малобюджетных светодиодных экранов, разработка автономных источников питания, создание сенсорных платежных терминалов с ПО собственной разработки. Кроме того, как поясняет начальник отдела международного сотрудничества ТУСУР Геннадий Кобзев, часть студенческих проектов, расположенных в СБИ, являются так называемыми спин-аутами крупных ИТ-компаний, заинтересованных в разработке инновационных проектов в рамках отдельно оформленного предприятия, состоящего из молодых и активных предпринимателей. В таких случаях инвестиции, научное руководство и менеджерский контроль стартапу обеспечивает именно эта компания.

Предприниматели за партой

Одна из самых больших проблем технологических стартапов состоит в том, что у них, как правило, отсутствуют систематизированные знания в области экономики и менеджмента, и наверняка очень слабые представления о «премудростях» вывода на рынок нового продукта и создания инновационной компании. Этому на большинстве технических специальностей в российских вузах либо совсем не учат, либо только начинают вводить подобные программы. Важной задачей бизнес-инкубаторов и других вузовских инициатив по поддержке технологического предпринимательства является восполнение этого пробела — реализация образовательных бизнес-программ, поднимающих в том числе и такие насущные для начинающего бизнеса вопросы, как стратегии продвижения продуктов, разработка бизнес-модели, командообразование, роль инвестиций, организация процесса продаж, защита интеллектуальной собственности и т.д.

Оригинальной разработкой российских экспертов в области программного бизнеса при участии Майкла Кузумано стала интенсивная четырехдневная образовательная программа Start in Garage для предпринимателей, занимающихся бизнесом в сфере Internet и разработки ПО. Программа рассчитана не только на стартапов, но и на сложившихся бизнесменов, запускающих новые продукты или услуги или решивших сменить бизнес-модель. Start in Garage — достаточно дорогая и нетиражируемая программа, одним из элементов ее уникальности являются ее инструкторы (среди них — руководитель бизнес-инкубатора ГУ-ВШЭ Дмитрий Репин). Тем не менее в компании Microsoft, при поддержке которой программа создавалась, инициировали разработку облегченной версии Start in Garage для реализации в Центрах инноваций, которые компания сейчас активно открывает в российских вузах.

Центры инноваций Microsoft помимо решения задачи повышения качества обучения разработке ПО и подготовки специалистов для партнеров компании призваны стать площадками для поддержки инициативных студентов, которые задумываются о создании собственного программного бизнеса. Для них авторы Start in Garage работают над созданием  дистанционного варианта программы, что позволит охватить очень широкую аудиторию. У Microsoft в России уже открыто десять Центров инноваций (в МИФИ, МЭИ, ГУ-ВШЭ, университетах Санкт-Петербурга, Калининграда, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Казани и Томска), и планируется, что их будет не меньше двадцати.

В бизнес-инкубаторе МФТИ и на базе ряда других российских вузов происходит адаптация масштабной совместной разработки компании Intel и Университета Калифорнии Беркли — образовательной программы «Технологическое предпринимательство: от теории к практике». Как поясняет руководитель программы российского представительства Intel по работе с вузами Алексей Николаев, программа, созданная на основе опыта ведущей ИТ-компании и университета — одного из основных поставщиков кадров для Кремниевой долины,   нацелена на то, чтобы показать студенческому и преподавательскому сообществам, какой набор знаний, навыков и умений требуется от человека, намеренного заниматься технологическим предпринимательством, и предоставить образовательные методики для приобретения таких знаний.

В основе программы лежат два методических принципа. Первый — междисциплинарность, который подразумевает, что предпринимательская команда не может ограничиваться инженерами, придумавшими идею проекта. Считается, что их образование и даже стиль  мышления мешают сформулировать эту идею в понятных для рынка и конечного потребителя терминах, для этого команда проекта обязательно должна быть дополнена людьми с экономическим и гуманитарным образованием. Поэтому группы, проходящие обучение по программе, должны формироваться из студентов разных специализаций.

Второй основополагающий принцип программы - «от теории к практике». На первых занятиях студенты формируются в группы, которые предлагают некоторые идеи для реализации, и эти идеи постепенно, в ходе обучения, трансформируются в бизнес-планы проектов. Теоретические занятия посвящены различным этапам бизнес-плана, например, созданию бизнес-модели, и сразу подкрепляются практикой по созданию данного компонента бизнес-плана для проекта каждой команды.

Будущие предприниматели учатся работать в условиях высокой неопределенности, которые всегда сопровождают зарождение новых компаний и выпуск инновационной продукции. В сочетании теории и практики они нащупывают пути для продвижения своей идеи на рынок. Студентам помогают лекции экспертов ИТ-индустрии, которые также являются обязательным компонентом программы Intel и Университета Беркли. Завершает программу конкурс бизнес-планов команд. 

Сейчас Intel активно пропагандирует программу в России, организуя семинары специалистов Университета Беркли для преподавателей российских вузов. Удачным примером реализации программы стал проект InnovationStudio в МГУ, в рамках которого для групп, объединивших студентов факультетов ВМиК, экономического, физического и химического, в течение учебного года проводились занятия в полном соответствии с методикой программы и с учетом опыта преподавания по инновационному предпринимательству экономического факультета МГУ. Получившиеся в результате бизнес-планы были вынесены на университетский конкурс «Формула успеха». Его победителем стала команда студентов ВМиК с проектом Second You по разработке Internet-сервиса создания по фотографиям трехмерных цифровых образов для виртуальной реальности Second Life. Проект базируется на научной работе, которая уже некоторое время велась в лаборатории компьютерной графики и мультимедиа ВМиК, а участие в программе Intel-Беркли позволило команде проекта предложить бизнес-модель для своей идеи. В текущем учебном году в InnovationStudio участвуют студенты не только МГУ, но и других московских вузов.

Комплекс методических рекомендаций и учебных материалов по программе Intel и Университета Беркли подготовлен и размещен в открытом доступе в Internet Межвузовской инновационной студией QD, созданной на базе университета ИТМО в Санкт-Петербурге.

Ярмарка бизнес-планов

Заявить о себе, презентовать идею и то, как она, по замыслу авторов, может завоевать рынок и, в конечном итоге, найти источник для финансирования проекта начинающим предпринимателям помогают конкурсы инновационных проектов и бизнес-планов. Их в России уже немало, а бизнес-инкубаторы и сотрудничество вузов с заинтересованными ИТ-компаниями помогают вовлекать в их орбиту студенческие команды.

Microsoft и Intel проявляют, пожалуй, наибольшую активность в отношении поддержки инновационных и предпринимательских идей российской молодежи. Команды российских вузов традиционно попадают в число лауреатов международного конкурса технологических проектов Microsoft Imagine Cup. А конкурсный отбор по программе  «Майкрософт-бизнес-первый шаг» позволяет проекту по разработке ПО на базе технологий Microsoft в случае, если его создатели сумеют убедить экспертное жюри в продуманнности своего бизнес-плана, получить начальное финансирование от государственного Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-практической сфере в рамках его программы поддержки научных инновационных проектов «У.М.Н.И.К». Свои вузовские Центры инноваций компания планирует сделать площадкой для помощи командам в подготовке к конкурсам и привлечения экспертов для оценки проектов из научной и преподавательской среды.

Компания Intel реализует образовательные программы и спонсирует конкурсы для молодых инноваторов в рамках так называемой стратегического благотворительности — компания не накладывает на их участников никаких обязательств по использованию своих технологий, но рассчитывает на то, что такая поддержка стимулирует будущее развитие ИТ-рынка. В России Intel поддерживает популярный конкурс бизнес-планов БИТ («Бизнес инновационных технологий»), созданный по аналогии с предпринимательским конкурсом МТИ MIT100K. Победители конкурса представляют Россию  в международном чемпионате бизнес-планов IBTEC, который проводят Intel и Университет Беркли. По словам Николаева, выступление в Калифорнии для российских команд — колоссальный опыт. Они получают представление о широчайшем спектре инновационных идей со всего мира, а оценка экспертного жюри этого состязания, включающего профессоров Беркли и ИТ-специалистов ведущих компаний Кремниевой долины, очень часто помогает по-новому взглянуть на бизнес-перспективы проекта. В прошлом году участником IBTEC стала команда из Томска - «резидент» бизнес-инкубатора ТУСУР.

В рамках конкурса БИТ проводится несколько «дочерних» конкурсов, в том числе конкурс бизнес-планов бизнес-инкубатора ГУ-ВШЭ. А победители российского тура конкурса Imagine Cup проходят в полуфинал БИТ.

Умные инвестиции

На конкурсах инновационных проектов и бизнес-планов, как правило, присутствуют представители компаний — потенциальных инвесторов стартапов, и у успешно выступивших на конкурсе команд есть шанс не только получить денежный приз или грант государственного фонда, но и инвестиции финансовых институтов, которые занимаются развитием начинающих предпринимателей. Начало всякой новой деятельности неизбежно связано с большим риском, и потому стартапы не могут рассчитывать на традиционные банковские кредиты — их финансированием занимается особая каста инвесторов, так называемые венчурные капиталисты. Но чтобы заинтерсовать венчурного инвестора, начинающая компания уже должна пройти несколько обязательных стадий своего развития, чтобы представить некоторый промежуточный, но убеждающий в их бизнес-состоятельности результат.

В профессиональной среде этот начальный этап становления компании иногда называют «долиной смерти» - он, возможно, наиболее сложен и больше всего связан с риском  закончиться «смертью» компании. Как поясняет директор по инвестициям фонда AddVenture Елена Масолова, преодолевая эту «долину», стартап еще только ищет пути трансформации идеи в продукт, не имеет никакой репутации на рынке, не умеет продавать и не имеет клиентов. Вложения в настолько «сырой» бизнес слишком рискованы даже для венчурных капиталистов. В этот период должны работать, по терминологии Microsoft, так называемые  «умные инвестиции» - инвесторы, готовые не просто вложить некоторую сумму в проект, но  «возиться» с его командой буквально как с ребенком, передавая собственный предпринимательский опыт, помогая сформировать эффективную команду, способствуя в поиске клиентов и партнеров.

В развитых странах предпринимателей, берущих на себя такую роль, называют «бизнес-ангелами». В России институт бизнес-ангелов только начинает формироваться, их пока считанные единицы (для сравнения, в одной только Кремниевой долине работает порядка 50 тыс. бизнес-ангелов). Созданный в середине 2008 года фонд бизнес-ангелов AddVenture в определенной степени берет на себя функции бизнес-инкубатора в экспресс-форме, противопоставляя свой стиль работы традционным бизнес-инкубаторам. По словам Масоловой, в бизнес-инкубаторах, в том числе вузовских, решается важная задача сформировать людей, готовых создавать собственный бизнес, но редко формируются реальные бизнесы. Для этого, убеждена Масолова, разработчиков перспективных проектов надо погружать в среду интенсивной работы над прототипом или бета-версией продукта, создавать условия для представления проекта потенциальным клиентам и добиваться первых продаж, стимулировать их динамичное развитие для большей убедительности перед потенциальными инвесторами.

В модели  AddVenture несколько программных и Internet-проектов (среди них, к слову, выпусник бизнес-инкубатора ГУ-ВШЭ, компания Roomix) в течение трех месяцев были подготовлены и презентованы венчурным инвесторам, в результате к концу года закрыты две сделки и остальные команды находятся в стадии переговоров, что, по словам Масоловой, успешный итог в условиях кризиса. В этом году фонд начинает новый цикл подготовки стартапов. Во многом схожую задачу решает Инвестиционно-технологический альянс (ИТ-альянс), совместная инициатива компаний Microsoft, Intel и Национального содружества бизнес-ангелов. ИТ-альянс также «инкубирует» проекты в области разработки ПО и ИТ, предоставляя им условия для трансформации из состояния идеи в статус  инвестиционно привлекательного проекта, после чего они представляются инвесторам. С марта прошлого года школу ИТ-альянса прошли 20 проектов, три из них уже получили финансирование.

Идеальная среда для инноваций

Российские эксперты в области технологического предпринимательства сходятся на том, что в стране пока не сложилось условий, в которых инновации востребованы экономикой. Но ситуация начинает меняться, по крайней мере, государство декларирует заинтересованность в смене вектора экономики с сырьевого на инновационный и начинает проявлять интерес к инициативам молодых предпринимателей. Об этом свидетельствует, например, прошедший в конце прошлого года и поддержанный на самом высоком уровне молодежный инновационный конвент. Одной из обсуждавшихся на нем тем стала идеальная экосистема для инноваций в области высоких технологий в России.

Поддержка стартапов в университетской среде связана сейчас с значительными трудностями по ряду причин. Университеты практически не имеют государственного финансирования для создания и поддержки бизнес-инкубаторов. Как отмечает Николаев, не существует законодательной основы для участия вуза в создаваемой на его базе компании и у него не возникает коммерческого интереса способствовать выходу технологических инициатив на рынок. Кроме того, технарей по-прежнему слабо учат экономике и предпринимательству, а для будущих экономистов и менеджеров мало стимулов делать карьеру в технологической сфере, что также тормозит создание эффективных команд для коммерциализации инновационных проектов.

Наталья Дубова

21.01.09 

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика