Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Список вопросов к экзамену и задач по курсу З.А. Кучкарова «Концептуальный анализ и проектирование». ФИВТ, 5 курс.

Страница кафедры

Курс З.А. Кучкарова «Концептуальный анализ и проектирование».
ФИВТ, 5 курс. 2012 год.
Вопросы к экзамену и задачи.

  1. Концептуальный анализ – научная и культурная инновация 20 века, которая развернется в 21 веке. Проблема потери управляемости. Проблема сложности Понятий. Количественная и концептуальная сложность.
  2. Переход человечества в форму «организаций». Сверхбольшие организации. Симптомы. До 17 уровней иерархии, до 2000 функций, десятки тысяч сотрудников.
  3. Проблема целостного внесения изменений. Пример с отсутствием чертежей первого (улетевшего) американского спутника. Не хватало времени целостно, везде вносить все конструкторские изменения.
  4. Общее представление о роли конструктов в человеческой деятельности. Гениальное «изобретение» – конструкт «прямоугольник» и связанные с ним математические операции, позволившие в древнем Египте сравнивать участки пашню вдоль Нила – это такой же прорыв, как колесо. Гениальное «изобретение» – «натуральные числа». То, что можно сравнить два стада баранов, то, что можно сложить 3+ 5 и получить именно 8 баранов – это работа с конструктом вместо работы с «реальностью». Гениальное «изобретение» – тригонометрия – выдвинутая острой практической необходимостью мореплавания. Она дала развитие мореплаванию: по секстанту определяли направление и собственное местонахождение. Обособление и развитие мышления в конструктах и в создании конструктов.
  5. Концептуальный анализ и концептуальный синтез. Примеры анализа – математический анализ, ТФКП и т.п., примеры синтеза – техническое конструирование, строительное проектирование, создание систем управления, разработка бизнес-планов. Примеры синтеза систем – система дифференциальных уравнений, ТРИЗ. Поэтому концептуальный анализ и концептуальное проектирование/синтез. Анализ – исследование, синтез – проектирование.
  6. Оргуправление – эффект, лежащий в основе управления – решения о целостностях.
  7. Инновации ХХ века: авиация, электроэнергия, атом, электроника, радиолокация и связь, космические аппараты. Наличие основной Идеи всякой сферы деятельности или отрасли производства. Сфера деятельности есть Социализация  инновационной идеи:
    1. подъемная сила крыла лежит в основе авиации
    2. индукция во вращающейся катушке – в основе электротехники
    3. полупроводниковый эффект – радиоэлектроника
    4. распространение радиоволн – радиолокация
    5. модуляция волн – радиосвязь
    6. реактивное движение – космос
    7. ценная реакция деления – атомная бомба
    8. И более древние идеи/инновации: вращение колеса – наземные системы транспорта
    9. поддержание огня – жилище и кулинария
  8. Сверхсложные понятия, объект и предмет, предметная область. Перенос принципов управления, обратной связи на понятийно сверхсложные сферы деятельности привел к потере управляемости (из-за неадекватности выработанных ранее методов и моделей). Трудность целеполагания, рефлексии. Наращивание СОУ количественно привело ко «второй потере» управляемости – самой «организацией».
  9. Концептуальный анализ. Аксиоматическое, дедуктивное, эксплицитное, компьютерное построение понятий, релятивитизация сущностей.
  10. Концептуальное мышление: мышление, рефлексирующее самое себя, произвольное (в отличие от «непроизвольного»), управляющее собой, своей направленностью и интенсивностью. «Физтех учит думать». Но только опосредованно, через физику и математику. Концептуальный анализ учит непосредственно мышлению.
  11. Конструкт «Морфологическое отношение». Аксиомы и термы. Применение в задачах «разузлования», оргструктуры, декомпозиции целей и др.
  12. Конструкт «Процессное отношение». Аксиомы и термы. Конструкт «Сеть процессов». Конструкт «иерархия сетей подпроцессов».
  13. Принцип необходимого разнообразия Эшби в системах управления. Принцип необходимого понятийного разнообразия в концептуальном анализе и проектирование.  
  14. Треугольник Фреге: «знак-объект-понятие» или «десигнат-денотат-концепт». Конструкт «Объект-описание». В машиностроении, электронной промышленности – конструкторская документация (КД). В строительстве – проектно-сметная документация (ПСД). Дескриптивный и прескриптивный подход.
  15. Изготовление по описанию – конструирование, опытный образец, серия. Описание изготовленного – паспорт и чертеж изделия. Теория самовоспроизводящихся автоматов Джона фон Неймана. Самоизготовление себеподобного.
  16. Подход к управлению через конструирование организаций. Описание организации наподобие описания технических систем. Конструкты – средства понятийного описания содержания предметных областей. Ре-конструкция – идентификация конструкта в сложившемся эмпирическом материале.
  17. Путаница и семантическая неразличимость «целей», «задач», «функций» и т.п. Конструкт «Функционально-методное отношение» (ФМО). Глагольная формулировка в императивной форме – функция.
  18. Применение конструктов. Необходимость онтологизации конструктов (возникновение «мира артефактов») и необходимость операционализации конструктов (возникновение таких действий с реальностью, которые «следуют» из конструктов)
  19. Начала формальной (аристотелевой) логики и методологии познания. Закон тождества. Закон противоречия (запрет одновременной истинности, но не запрет одновременной ложности в случае противоречащих суждений). Закон исключенного третьего (для противоречащих суждений). Закон достаточного основания. Методы и правила определения понятий. Логический круг. Операции: различение, сравнение, определение, абстрагирование-конкретизация, обобщение, редукция.
  20. Проблема СРАВНЕНИЯ систем вооружений – источник Systems analysis (Анализ систем). Установление определенных границ системы. Расчленение и квалификация компонентов системы. Концептуальная схема «Системного анализа». Процесс, вход, выход. Существующая система: система определяется ОТНОСИТЕЛЬНО проблемы. Невозможность «абсолютного» выделения системы. Система – относительное определение. Желаемый выход. Проблема как разница существующей и желаемой системы. Дефектные элементы. Генерация решений по каждому дефектному элементу. Альтернативы решений. Затраты, результаты, эффект/затраты. Комбинирование альтернатив по дефектным элементам. Оценка альтернатив по ВЫБРАННЫМ КРИТЕРИЯМ (снова принимаем отдельное решение). Выбор альтернатив.
  21. Концептуальная схема «Системного анализа». Продолжение. Целенаправленная система (ЦНС): 6 основных процессов в контуре обратной связи. Два фундаментальных свойства объекта управления: Наблюдаемость и Управляемость. Системный анализ как операционализированная ЦНС, как методология решения проблем. Функции решения по ЦНС. Идентификация симптомов; формулировка проблемы. Выделение границ ПО. Выделение полной системы (total system), выход которой не устраивает. Границы системы = ограничения (принимаемые отдельным решением). ЦНС – это Целедостижение.
  22. Конструкты в организационной области. Система конфигурационного руководства (СКР), на основе конструкта  «морфологическое отношение» или «состоять из». Система сетевого планирования и управления (PERT), на основе конструкта «сеть». Система программно-целевого планирования и управления (PPBS), на основе «дерева» целей. Концептуальные схемы СОУ ПАТТЕРН (PATTERN) и КВЕСТ (QUEST) (КС ФМО); PQ-Система.
  23. Источники и механизмы целеполагания. Теоретико-системный класс «целеполагание». Источники и основания целей. Метод целеполагания «от идеальной системы». Постулирование идеала от функции; Абстрактная объект-аспектная система. Придание предельных значений по каждому аспекту – нуль или бесконечность по каждому аспекту. Ослабление идеала, цели как вехи на пути к идеалу.
  24. Теоретико-системный класс «целеполагание». Метод  целеполагания «от ценностей субъекта»  или целеустремленная система (ЦУС); Ценности по Акоффу и Эмери («О целеустремленных системах») – ИСТИНА, ДОБРО, КРАСОТА И БОГАТСТВО; возможно ЖИЗНЬ, ПОЛЬЗА и т.п. Аксиология; частные и глобальные ценности: от отдельного аспекта человека до космоса;
  25. Метод целеполагания «от субъективного к объективному»: проблемно-ориентированный выбор целей; рефлексия субъектов принятия решений; метод объективизации субъективного через факторы необходимости и возможности и через «отношение обусловленности» частных концепций; Общемировое движение к постановке проблем ценностей (соцсфера);
  26. Конструкт «объект–аспектное отношение».
  27. Конструкт «показатель» как многоместное отношение – измеримая величина аспекта объекта.
  28.  «Пентагон систем»: пятерка ключевых теоретико-системных классов: возникновение/создание («системогенема»), функционирование, поддержание, развитие, ликвидация («системомортема»). Отношение между классами: процесс с ролевыми отношениями. Невозможность одновременного функционирования и поддержания. Описание высших ТС-классов как специфических ролей базисных процессов (топологий сети). Процессные топологии поддержания и самоподдержания. Процессная топология развития. Развитие как появление новых качеств или новых функций. Рост/развитие организма. Парадоксы понятия развития: Развитие ребенка в …старца?
  29. «Пентагон систем»: пятерка ключевых теоретико-системных классов. Теоретико-системные классы: Генемно-мортемные отношения. Конструкты: генема (система, выходом которой является система) и мортема (система, входом которой является система).
  30. Компьютерные автоматизированные средства концептуального проектирования. Технологическая линия концептуального проектирования (ТЛКП). Программные продукты Экстеор, Оргтеор, DB-теор, Бурбакизатор, Макс32-Проксима. Направления развития машинного синтеза концептуальных схем. Образ «идеала ТЛКП».
  31. Решение. Альтернативы решения проблемы / достижение цели. Решение как выбор: Измеримость. Достижимость. Возможность. Конвертируемость возможностей.
  32. Абстрактный выбор: «альтернативы, предъявления, критерии, выборант». Процесс выработки решений (ПВР) – на выходе альтернативы решений; Процесс принятия решений (ППР) – на выходе решение. Качество решений зависит от качества ПВР.
  33. Основные элементы систем оргуправления: в части содержательной – ПВР, в части формальной – ППР. Компетентность и ответственность ЛПР за последствия. «Решение» не может не быть выполнено. Обусловленность решений. Многокритериальный выбор, область Парето. 4 точки зрения:  Решение как система в системном анализе. Решение как выбранная (одна из) альтернатив. Решение как выбор субъекта. Решение как объект (измеримость, достижимость). Субъект–субъектные отношения в решениях. Полномочия и ответственность. Компетентность и мотивированность.
  34. Математический аппарат концептуального синтеза. Теория множеств и теория родов структур. Принадлежность, объединение, пересечение, разность, импликация, конъюнкция, дизъюнкция, фигурные скобки, проекция pr(i), pr(i,j). Большая проекция. Булеан множества. Картезиан множества.
  35. Теоретико-множественная экспликация. Конструкт «Множество». Две аксиомы «быть множеством». Отличие «элемента» от «части». Конструкт «подмножество» как то, что выделено определением. Онтология множества. Онтология подмножества. Формальная запись термов аксиоматической теории. Операционализация.
  36. Синтез понятий в синтезированной схеме. Пример – «генеалогическое отношение» плюс «брачное отношение». Правила порождения производных понятий. 1. Формально-дедуктивное развертывание понятий в синтезированной схеме. Платой является развертывание многих нецелевых понятий. 2. Синтетические производные понятия строятся путем попарного синтеза термов из синтезируемых КС. Опускание всех проекций терма 1 концептуальной схемы 1 в базисные множества (или низшие для данной n-ки ступени). Пересечение со всеми  проекциями терма 2 концептуальной схемы 2. Образование всех термов – 2 в степени 2 в степени n минус 1 понятий от каждой пары проекций. "Подъем" на уровень n-ки. При n-местном терме T1 и m-местном терме T2 возникнет (n+m-1)-местный терм T3 в КС3. "Правильная" терминологизация (без опоры на род, падеж, склонение естественного языка).
  37. Теоретико-множественная конструкция, эксплицирующая разбиение. Разбиение. Вложенное разбиение. Система вложенных разбиений. Фактор-структура. Множество систем вложенных разбиений. Полифакторструктура (ПФС). Разбиения на фактор-множествах фактор-структуры. Отношения между классами разных разбиений: Полифакторотношение (ПФО).
  38. Развитие. Появление нового качества: появление процесса; появление функции; изменение технологии процессов (т.е., нескольких новых процессов), появление метода; универсализация метода (расширение перечня выполняемых им функций). Совершенствование: усиление метода; применение иного метода при сохранении функции. Рост: увеличение выхода (количественно), увеличение возможностей – увеличение пропускных способностей процессов, увеличение альтернатив процессов с иными вторичными функциями.
  39. Классификация и типология. Классификация – начальный этап развития предметной научной дисциплины. Наборы эмпирических объектов. Признак/основание классификации. Значение признака. Полнота классификации. Непересечение значений признака. Примеры. Крупный завод – 100 000 наименований покупных изделий и материалов. ТНВЭД – под миллион. Типология – производные виды разнообразий при теоретическом представлении предметной области. Простейший уровень типизации: выделение по нормативно выбранным нескольким классификационным признакам. Отбор существенных значений существенных признаков.

Перечень заданий (обязательных для допуска к экзамену)

  1. Построить интерпретацию КС «Морфологическое отношение» (на любом примере).
  2. Построить интерпретацию КС «Сеть процессов» (на любом примере).
  3. Построить интерпретацию КС «Функционально-методное отношение» (на любом примере).
  4. Конструирование множеств путем определения объектов (на любой предметной области), выделение подмножеств множества по одному и нескольким признакам (на той же предметной области).
  5. Построение предметной интерпретации концептуальной схемы «Целенаправленная система» (ЦНС).
  6. Построить объект-аспектное (полное) описание системы в любой предметной области. (Объект-атрибут-значение)  
  7. Создать из полного описания системы (предыдущего задания) формулировку «идеальной системы» в выбранной предметной области (по типу идеальной системы связи).
  8. Целеполагание: Разнести атрибуты построенного  идеала выбранной системы (аспекты) по ценностям: «Красота», «Истина», «Добро», «Богатство»
  1. Построить предметные интерпретации трех теоретико-системных классов  «Функционирование-поддержание-развитие»
  2. Построить предметную интерпретацию концептуальной схемы  «Абстрактный выбор».
  1. Построить предметные интерпретации концептуальных схем  «системо-генема», «системо-мортема».
  2. Системный анализ. Привести перечень симптомов, сформулировать  проблему в выбранной предметной области, показать нахождение нескольких альтернатив решения.
  1. Построить предметную интерпретацию понятия цели, ее декомпозиции на подцели, сопоставления им мероприятий по их достижению.
  2. Построить предметную интерпретацию разбиения по признаку (классификацию в выбранной предметной области).
  3. Построить предметную интерпретацию КС «полифакторотношение» (отношения между классами многоуровневой многоаспектной классификации).


Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика