Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Физтех, высокие технологии и экономика инноваций

Физтех имеет не только общероссийский, но и мировой брэнд. Этот брэнд ассоциируется, с одной стороны, с высоким качеством образования вообще, а с другой – с высокими технологиями. Последние годы стала модной тема интеграции науки и образования. Однако в Физтехе ведь проблема давно решена. То есть ее никогда и не было. Здесь наука и образование с самого начала были объединены. Поэтому, когда сейчас говорят об исследовательских университетах как о некой новой форме организации высшего образования, то она уже есть. Есть в Физтехе, есть в МГУ, есть в Новосибирском университете. Другое дело, что определенный статус бы не помешал. Наука в университете должна быть на почётном месте. Нормативы, по которым государство финансирует исследовательские университеты, конечно, должны отличаться от средних. Будем надеяться, что в ближайшем будущем правительство избавит Физтех и ему подобные передовые университеты от финансового голода.

Возвращаясь к высоким технологиям. Мир, благодаря их бурному развитию, в том числе благодаря информационным технологиям, существенно меняется. Сейчас только ленивый не говорит о грядущем обществе знаний, об экономике, базирующейся на знаниях. Я, как человек, уже несколько лет занимающийся различными аспектами экономики знаний, вижу здесь одно серьезное заблуждение, которое особенно распространилось именно в России. Да, торговля технологиями, торговля знаниями стала приносить большие деньги. Бурно развиваются институты, поддерживающие рынок знаний. Поэтому надо учить людей, как продавать знания. Появилась новая профессия – инновационный менеджер, задача которого – коммерциализировать знания. И, соответственно, появились курсы, где учат на инновационных менеджеров. Львиная доля содержания этих курсов состоит из того, чему учат для получения степени MBA (мастер делового администрирования). Студенты осваивают, как работает фондовый рынок, в том числе, акций высокотехнологичных компаний, осваивают всевозможные финансовые инструменты, особенности современного корпоративного управления, операций с интеллектуальной собственностью и тому подобное. При этом подразумевается, что знать и понимать суть и содержание того товара, которым торгуешь, совсем не обязательно. Для убедительности приводятся примеры известных топ менеджеров, которые то управляют компанией в сфере розничной торговли или медиа-бизнеса, то получают предложение и успешно управляют компанией высоких технологий. Но это заблуждение. И единичные примеры ничего не доказывают. В конце концов, и Гейтс, и Джобс, и Хьюлетт с Паккардом как раз сначала разбирались в сути дела, а уж потом в инновационном менеджменте. А основатели Yahoo и Google что, разве не разбираются в сути дела?

Но само по себе непонимание того, что игроки на рынке знаний должны быть высокообразованными не только в бизнесе, как таковом, но и в самих технологиях – это ещё полбеды. Это еще не главное. Главное - в принципиальном снижении стимулов для первичного производства знаний. Первичные производители знаний – это работники творческого труда: ученые, изобретатели, инженеры. С них всё начинается. А адекватного вознаграждения, в том числе денежного, при таком подходе ожидать не приходится. Повторяется картина, имеющая место в традиционной экономике. Как известно, в стандартной рыночной экономике действует закон возрастающих денежных потоков: от первичного производства до конечного продукта. Рыбак или пахарь получает меньше всех, а дальше по цепочке вознаграждение растет. Больше всего достаётся фирме - продавцу конечной продукции, ибо она аккумулирует основные денежные потоки. Принципиальное отличие экономики знаний в том, что этот закон, слава богу, не выполняется. Эдисон это продемонстрировал, хотя на его изобретениях нажилось немало отнюдь не творческих личностей.

Новый факультет (ФИВТ) Физтеха имеет благородную цель – доказать Российскому, и не только Российскому, бизнесу, что эффективные инновационные менеджеры это высокообразованные в области высоких технологий люди. Только оптимальный сплав знаний, как в теоретической и прикладной науке, так и в рыночной экономике, приведет к качественно новой формации – инновационных менеджеров международного уровня. Пока что Google и ему подобные образования появляются в основном в США. Одна из причин как раз в том, что в стране пока нет университета, который бы выпускал людей с соответствующими знаниями, а главное, с соответствующим менталитетом - творца и победителя. Тогда мы будем гордиться нашими соотечественниками, разбогатевшими на продаже своего интеллекта, а не на продаже природных ресурсов.

Научный руководитель ФИВТ,
член Президиума РАН, академик,
доктор физико-математических наук,
Валерий Леонидович Макаров

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика