Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Декан о факультете или 5 вопросов про ФИВТ

 

Пять вопросов про ФИВТ

 

1. Для чего был создан факультет?

 

Появление ФИВТ в МФТИ не случайно и не является данью моде. Открытие факультета явилось итогом размышлений крупных ученых, осознающих  высокую ответственность Физтеха за подготовку научно-технической элиты, призванной определять будущее страны.

Позволим себе морскую аллегорию. Вышедший из порта «СССР» огромный океанский корабль с грузом «Российская наука и технологии» на борту столкнулся в открытом море с айсбергом «Рынок». Образовалась течь, трюмы заполняются водой, судно накренилось. С капитанского мостика раздаются команды «Полный вперед», «Продолжать движение курсом на Процветающую Россию», машины работают на полных оборотах, но корабль не реагирует, потерял управление и дрейфует в океане. Рядом находятся чужие суда, капитаны готовы взять команду на борт, отдельные члены экипажа вплавь уже добрались туда. Но большая часть команды отказывается покинуть корабль и пытается заделать пробоину. Угроза очень серьезная, а для нас с вами она усугубляется тем, что мы находимся на этом корабле.

Что же это за пробоина, что нам нужно сделать для того, чтобы доплыть до порта назначения?

Начнем с начала. Достижения советской науки и техники общеизвестны, мы гордились ими, страна была признанным мировым научно-техническим лидером. Российские наука и технологии такими результатами похвастаться уже не могут. Где масштабные проекты, где новые прорывные технологии, где великие открытия? Казалось бы, внешне ничего не изменилось: Академия наук осталась та же, институты - те же. Но факты – упрямая вещь: в сегодняшней экономике, промышленности и на потребительском рынке отечественные научно-технические достижения представлены очень слабо – и это при том, что потребность в них существует и не малая! Что же случилось с наукой при замене слова «советская» на слово «российская»? Ответ прост, он очевиден: изменилась среда, в которой живет наука, исчез госзаказ на ее результаты, а вместе с ним исчезли и те госструктуры, которые доводили научные результаты до практического внедрения. Рыночные аналоги этих структур в мире существуют, но в России они до сих пор практически не появились. Их отсутствие и есть та пробоина, которая тянет на дно российский научный корабль.

Если в стране не будет создана современная национальная инновационная система, заменяющая госзаказ, но при этом построенная совсем на других – не командных, а рыночных – принципах, то мы должны будем смириться с ролью аутсайдеров мирового инновационного процесса. Наоборот, если такая система появится, то страна из аутсайдера превратится в лидера и получит неиссякаемый дополнительный источник богатства. Третьего не дано. И правильный выбор очевиден.

Физтех всегда адекватно реагировал на научно-технические вызовы – созданием кафедр, специальностей, а в особых случаях и факультетов. Вот и сейчас, появление факультета инноваций и высоких технологий – это ответ на новый вызов. Перед факультетом стоит конкретная и очень важная задача – подготовка кадров, способных эффективно работать в сфере наукоемких инноваций. Наши выпускники будут заниматься  фундаментальными исследованиями и разработками, внедрять новейшие технологии, участвовать в формирования самой инновационной системы и, в первую очередь, тех ее компонентов, которые обеспечивают развитие наукоемких технологий. Страна, как никогда, нуждается в таких специалистах. И выпускники факультета займут в этом национальном проекте подобающее место.

 

2. Кого и как готовят на факультете?

 

Обучение на ФИВТ ведётся в строгом соответствии с принципами Системы Физтеха, сформулированными основателем МФТИ нобелевским лауреатом по физике П.Л.Капицей: «Талантливый абитуриент – фундаментальные знания – реальная исследовательская работа». При этом, как всегда было на Физтехе, главной задачей является обеспечение высокого научного и одновременно креативного потенциала выпускников – достаточного для решения задач любой сложности и новизны, которые могут возникнуть при создании высоких технологий и механизмов их продвижения на рынок.

Во избежание недоразумений сразу следует подчеркнуть, что в задачу ФИВТ не входит подготовка менеджеров. Факультет готовит специалистов совсем иного профиля – в полном объеме обученных классическим физике, математике и информатике, и только в пределах необходимого – экономике, праву и менеджменту. Так что ФИВТ не школа менеджмента, а еще один факультет МФТИ, который отличается от других факультетов только специализацией подготовки, которую можно кратко обозначить термином «наукоемкие инновации».

Инновационная направленность ФИВТ по-разному реализуется на двух уровнях обучения – в бакалавриате и в магистратуре. В бакалавриате сохранена и даже усилена традиционная для Физтеха ориентация на фундаментальную подготовку по физике, математике и информатике. Основной акцент при этом сделан на углубленное изучение информационных технологий и Computer Science. Это не случайно: сегодня практически не бывает инноваций без информационных технологий, и именно ИТ направление в последние десятилетия выступало мощным источником мирового технологического развития. При этом учебные планы факультета составлены таким образом, чтобы студент к моменту окончания бакалавриата, помимо перечисленных фундаментальных физики, математики, информационных технологий и Computer Science, завершил также изучение представительного набора современно поставленных практических курсов, развернутых вокруг темы управления наукоемкими инновациями. В сочетании с научно-исследовательской и проектной работой на базовых кафедрах, начинающейся уже на третьем курсе, это обеспечивает профессиональную готовность выпускников бакалавриата ФИВТ к инновационной деятельности в области информационных технологий. Иными словами, бакалавриат покидает сложившийся современный IT-специалист. Полученные на младших курсах фундаментальные знания по математике и физике придают ему дополнительный запас «теоретической прочности». На рынке такие профессионалы высоко востребованы.

В магистратуре перед нашими студентами открываются дополнительные возможности многосторонней специализации. Во-первых, можно продолжить изучение информационных технологий и Computer Science . Для этого мы создали на факультете мощное ИТ-ядро, организовав базовые кафедры в компаниях с мировым именем: Яндекс, ABBYY, Cognitive Technologies, . Для студентов, собирающихся связать свою жизнь с информационными технологиями, обучение на этих кафедрах это уникальная возможность кратчайшим путем достичь высот профессии.

Во-вторых, можно специализироваться в области экономики инноваций, и это направление тесно связано с проблемами создания и развития современной инфраструктуры инноваций. Наши базовые кафедры функционируют в Центральном экономико-математическом институте РАН, Институте системного анализа РАН, Институте экономики переходного периода, Аналитическом центре "Концепт", Научно-консалтинговой корпорации "МетаСинтез", мы обучаем студентов на совместной программе с Академией народного хозяйства при Правительстве РФ. Перед студентами ФИВТ открыты уникальные возможности получения знаний «из первых рук» - от профессионалов высшей пробы, непосредственно занимающихся разработкой теории и практики инноваций в России.

Наконец, третья возможность специализации для студентов ФИВТ – участие в реальных наукоемких инновационных проектах, в том числе, запуск и реализация собственных проектов. Физтех является идеальной площадкой для подобных инициатив: в числе базовых организаций МФТИ более 100 научно-исследовательских институтов и бизнес компаний, среди которых такие известные бренды, как Яндекс, Intel, Shlumberger, IBS, ABBYY, 1C, Cognitive Technologies и другие, и в каждой из этих компаний существуют проекты или разработки, способные перевернуть мир. ФИВТ только начинает движение в этом направлении. Мы будем развивать практику поддержки студенческих наукоемких проектов, помогать их становлению и искать для них финансирование. Сегодня ФИВТ - это уникальная возможность реализовать себя: фактически мы предоставляем студентам шанс еще во время обучения создать собственную высокотехнологичную start-up компанию. Кем бы ни стали впоследствии наши выпускники – учеными, аналитиками, финансистами, руководителями, технологическими предпринимателями, - участие в подобных проектах даст им бесценный опыт осуществления собственных научных идей и доведения их до конечного результата.

 

3. Что изучают студенты ФИВТ?

 

Цель обучения на ФИВТ – дать студентам знание фундаментальных основ наукоемких технологий, научить создавать их под заказ. На это прямо или косвенно нацелены все общепрофессиональные и специальные дисциплины, исследовательская и проектная учебная работа. В факультетском учебном плане в единое целое сплетаются фундаментальная наука и практика, технологии и инновации, управление и финансы, экономика и право. Аналогов такой подготовки в России сегодня нет.

В бакалавриате студент получает классическую физтеховскую подготовку по физике и математике. В курсе общей физики изучаются:

  • механика;
  • молекулярная физика и термодинамика;
  • электричество и магнетизм;
  • оптика;
  • квантовая микрофизика и макрофизика.

Теоретическая физика проходит разделы:

  • теоретическая механика;
  • теория поля;
  • квантовая механика;
  • статистическая физика.

В цикле математических дисциплин изучаются:

  • математический анализ;
  • линейная алгебра;
  • дифференциальные уравнения;
  • уравнения математической физики;
  • теория функций комплексного переменного;
  • вычислительная математика;
  • теория вероятностей;
  • математическая статистика;
  • случайные процессы.

Эти дисциплины изучают студенты всех факультетов МФТИ. Отличие ФИВТ заключается в том, что на нем программа по математике усилена курсами по Computer Science и теории управления, а именно: добавлены:

  • математическая логика;
  • теория алгоритмов;
  • комбинаторика;
  • дискретные структуры;
  • методы оптимизации;
  • выпуклый анализ;
  • оптимальное управление и вариационное исчисление.

Программа по информатике на ФИВТ тоже модифицирована. Наши студенты сначала приобретают устойчивые навыки программирования: изучают С++ и Web-программирование, разрабатывают базы данных, проектируют программные системы. И только после этого, став на прочный фундамент практических знаний, переходят к изучению более глубоких разделов информатики, заканчивающемуся курсами операционных систем, моделей вычислений, функционального программирования.

Кроме того, студенты бакалавриата ФИВТ проходят подготовку по циклу теоретических и практических дисциплин, связанных с вопросами управления наукоемкими инновациями, знакомятся с процессами жизненного цикла инноваций, методами оценки эффективности инвестиций, интеллектуальной собственностью и патентным делом.

С третьего курса начинается также специализированное обучение на базовых кафедрах.

В магистратуре факультетский учебный цикл расщепляется на два независимых профиля – информационных технологий и технологий наукоемких инноваций, открывая дорогу более глубокой специализации обучения.

Первый профиль (информационные технологии) является естественным продолжением IT подготовки, через которую ранее в бакалавриате уже прошли все студенты ФИВТ. Предметом изучения здесь являются перспективы развития IT . Студентам читаются квантовая информатика и теория информации, теория решеток для анализа и обработки данных, модели и методы искусственного интеллекта, теория типов, семантические сети, право в сфере информацоинно-коммуникационных технологий, стандартизация программного обеспечения.

Во втором профиле (технологии наукоемких инноваций) предметом изучения является инновационный цикл создания наукоемкой продукции, а также системы его поддержки и механизмы управления. Задача обучения состоит в том, чтобы подкрепить фундаментальные естественнонаучные знания студентов умением производить оценку высоких технологий; проводить экономический анализ и разрабатывать бизнес-планы; находить источники финансирования новшеств; оценивать и оформлять права на интеллектуальную собственность; управлять технологическими проектами; формировать механизмы выведения наукоемких новшеств на рынок; проектировать организационные системы поддержки инноваций; разрабатывать информационные инструменты инновационной деятельности.

Помимо продолжающегося углубленного факультетского учебного цикла, в магистратуре разворачивается глубокая специализация обучения на выбранной студентом базовой кафедре. Здесь студенты изучают около 15 специальных дисциплин и на протяжении всего времени обучения занимаются  научно исследовательской работой, связанной с участием студента в разработке реальных проектов. Обширная научно-исследовательская работа является главным компонентом обучения на базовой кафедре, она завершается защитой магистерской диссертации. Уже на старших курсах студенты получают возможность совмещать учебу и практику в компаниях соответствующего профиля, получая хороший заработок и, что особенно важно, опыт практической работы. В итоге, после окончания магистратуры мы получаем специалистов, обладающих и фундаментальными знаниями и мощными практическими навыками, готовых ставить и решать задачи любой сложности и новизны.

 

4. Почему нужно поступать на ФИВТ?

 

Как, оставаясь ученым, вписаться в рыночные реалии нашей жизни? Что конкретно для этого нужно делать?

Занятия наукой сегодня неотделимы от подобных вопросов. И незнание ответов на них – серьезный пробел в образовании, который может лишить ученого самой возможности творить. Наоборот, знание правильных ответов является залогом успешной работы в науке на многие годы.

«Свобода есть осознанная необходимость», – сказал классик. Для российской Науки и российских учёных сегодня такой необходимостью стал Рынок. Научиться использовать его законы себе во благо как раз и означает обретение желанной научной свободы. На ФИВТе все эти вопросы изучаются систематически – в контексте профессиональной подготовки в выбранной области. И если вы придете учиться к нам, то уже через несколько лет будете свободно ориентироваться и в фундаментальной науке, и в практической экономике. Наши выпускники обладают не просто дипломом МФТИ – они понимают, где полученные фундаментальные знания можно применить успешно и выгодно, и знают, как это сделать!

 

5. Где учатся и живут студенты ФИВТ?

 

На первых младших курсах занятия в основном проходят в Долгопрудном  (4 дня в неделю) и один день в московском учебном корпусе возле станций метро «Новокузнецкая»/«Третьяковская». К старшим курсам большая часть занятий проводится в Москве, а именно: занятия факультетского цикла - в московском корпусе МФТИ, базовых циклов - в базовых организациях, также находящихся в Москве. На четвертом и пятом курсах количество учебных дней в Долгопрудном сокращается до одного, а на шестом исчезает совсем.

На первых курсах все иногородние и практически все московские студенты обеспечиваются общежитием в Долгопрудном. Первые два курса  - корупс №8, третий и более старшие - корпус №9. Начиная с четвертого курса студнты переезжают в общежитие "Зюзино" в Москве (м. Севастопольская).

Для справки, дорога из Долгопрудного до московского учебного корпуса занимает 50 минут.

Декан ФИВТ,

выпускник МФТИ,

кандидат физико-математических наук

В.Е.Кривцов

 

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика