Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Программа деятельности претендента на должность декана ФОПФ по развитию факультета на пятилетний срок

Каменец Федор Федорович

Моя программа развития факультета на пятилетний срок опирается на достигнутое за последние годы Физтехом в целом и ФОПФом, в частности. Главные достижения таковы:

1. На факультете хорошо отработаны программы физико-математического цикла и учебные планы специализаций.

2. В МФТИ, совместно с базовыми кафедрами, создан учебно-научный комплекс для экспериментальной подготовки студентов младших курсов и выполнения научно-исследовательских работ (лаборатория квантовой радиофизики, лаборатория экспериментальных методов в физике, лаборатория нелинейной физики, Центр вычислительной физики и компьютерных технологий). Этот комплекс позволит решать многие проблемы факультета: привлечение молодых кадров для учебной и научной работы, компьютерные сети, финансирование жизненно возможных программ факультета.

3. На факультете, за последние пять лет, найдены пути оснащения современной техникой учебного процесса.

4. Создана развитая система студенческого самоуправления, возглавляемая студенческим Сенатом, факультет имеет ФОПФ-газету и студенческий театр миниатюр (СТЭМ-ФОПФ), получивший достаточно широкую известность.

5. Уникальный профессорско-преподавательский коллектив и очень сильное сообщество студентов и аспирантов позволяют факультету занимать лидирующее положение на Физтехе.

На этой основе стратегия на ближайшие годы остается в основном прежней.

Подготовка магистров и кандидатов наук для фундаментальных исследований в области физики для НИИ РАН, а также для организаций, владеющих наукоемкими технологиями.

Для претворения этой стратегии в жизнь факультет должен иметь элитный набор студентов, а их обучением заниматься талантливые ученые. Студенты и аспиранты должны выполнять научно-исследовательские работы на современных установках, иметь достойные условия для работы и жизни. Исходя из выше сказанного, моя работа будет сосредоточена в следующих основных направлениях.

I. Прием

На факультете имеется развитая система работы с абитуриентами, которая существенно опирается на институтскую. Это позволяет факультету иметь элитный прием. Последние годы средний балл принятых находится в пределах 23,3-23,6 (из 24 возможных).

 Необходимо сохранить этот уровень работы среди школьников. Регулярно обновлять наглядную агитацию для школьников и учителей школ и выполнять ее на современном полиграфическом уровне. Способствовать созданию в институте лаборатории для работы с одаренными школьниками. Одна из важных составляющих работы базовой кафедры – это на протяжении учебного года, участие в агитационной пропаганде по приему на кафедру. Планируется издать для абитуриентов новый проспект факультета. Иметь постоянно действующий интернет-сайт факультета. Выделить необходимое финансирование агитационной работы с абитуриентами.

II. Учебно-научная работа

Учебно-научная работа является самой главной частью обучения студентов и аспирантов и будет занимать центральное место в моей работе.

Физтех имеет уникальную систему обучения, которая обще признана как «система физтеха». Она должна постоянно развиваться и соответствовать современному уровню развития науки. Переориентация на новые направления подготовки выпускников должна проходить быстро и эффективно. Оказание помощи студентам и аспирантам в преодолении разного рода препятствий для получения современных знаний – важнейшая функция деканата. На физтехе состоялись первые выпуски бакалавров и магистров по направлению «Прикладная математика и физика». Переход на двухуровневую систему высшего образования потребовал перестройки учебных планов.

Первые результаты работы показали, что необходимо провести изменения существующего стандарта и процедуры оформления выпуска бакалавров. Студенты имеют перегрузку по количеств учебных занятий на младших курсах, им не хватает времени для более глубокого изучения профилирующих дисциплин. Моя работа в этом направлении будет направлена на уменьшение учебного времени на 1,2,3 курсах на 5-6 часов. Обучение студентов, начиная с 1-го курса, должны проводить известные ученые. Сейчас в этом вопросе ситуация на факультете стабильная, но для сохранения такой стабильности необходимо проявлять постоянное внимание и способствовать привлечению ученых мирового уровня для работы на факультете. Необходимо концентрировать усилия факультета, базовых кафедр и базовых институтов для качественного улучшения учебного процесса (оснащение лекуионных и семинарских аудиторий современным демонстрационным оборудованием, чтение обзорных лекций). Цикл физико-математических дисциплин на факультете отработан как программно, так и методически. Я считаю, что его развитие должно проходить в направлении совершенствования тематического содержания, а не структурного. Преподавательский состав кафедр естественно-научного цикла требует значительного пополнения молодыми преподавательскими кадрами. Эту проблему невозможно решить без совместных усилий института, факультета и базовых организаций. Необходимо разработать специальную программу привлечения молодых преподавательских кадров .

III. Базовые кафедры и институты

Базовые кафедры, являются основными подразделениями института, ведущие подготовку бакалавров, магистров и кандидатов наук. Уровень выпуска определяется уровнем базовой кафедры и занимаемым ею местом в базовом институте. В последние годы базовые кафедры факультета оказывают существенное влияние на преподавание институтского цикла и на развитие системы Физтеха в целом.

Принципы открытия новых кафедр и развития существующих должны формироваться следующим образом: новая кафедра должна открываться в тех институтах и для тех направлений, которые являются перспективными, а выпускники кафедр будут востребованы.

Базовую кафедру, как правило, возглавляет директор института, который определяет стратегию, учебный план, профессорско-преподавательские кадры кафедры, о также дочерние предприятия, для которых готовятся специалисты. В современных условиях кафедры должны иметь специальные средства для проведения учебно-организационной работы. Один из важных принципов в следующем пятилетии – это концентрация усилий всех кафедр на создание современного учебно-научного процесса для подготовки специалистов на мировом уровне.

Опыт показывает, что всяческая поддержка талантливых студентов и аспирантов существенно влияет на творческий климат факультета. Деканат будет сам проявлять и поддерживать всякую инициативу в этом направлении.

Кафедра должна своевременно издавать учебники, методические пособия, лекции для студентов и аспирантов.

IV. Студенты и аспиранты

На факультете создана хорошая атмосфера в студенческой среде. Передача части управления и конкретной работы, связанной со студенческой жизнью самим студентам и аспирантам является центральной задачей деканата в работе со студентами и аспирантами. За последние годы на ФОПФе создана студенческая организация, которую возглавляет «Сенат». Участие студентов в общественной жизни играет важную роль не только для организации их учебы и жизни, но они также приобретают навыки, помогающие им найти себе место в реальном обществе. Главные направления работы студенческой организации следующие:

Развивать студенческую организацию факультета, работа которой должна быть конкретной и быть направлена на улучшение жизни студентов. Поддерживать, в том числе и материально, активно действующий студенческий театр миниатюр (СТЭМ-ФОПФ). Проводить регулярно выпуск ФОПФ-газеты, сделать постоянно действующий в Интернете сайт факультета. Поддерживать на надлежащем уровне в студенческом общежитии Интернет и телефонную сеть. Регулярно тиражировать символику факультета.

V. Управление и организационные вопросы

Исполнительными органами факультета являются деканат и руководство базовых кафедр факультета. Задачи деканата следующие: быть инициатором развития стратегии и тактики факультета, организатором системы управления всеми структурными подразделениями факультета. Деканат должен отслеживать новые перспективные направления в области фундаментальных исследований и наукоемких технологий, способствовать благоприятному климату для творчества и учебы, иметь современную оперативную связь с базовыми кафедрами. Деканат выступает за предоставление всем структурным подразделениям широких прав в организационной и финансовой деятельности. Факультет должен иметь в своем распоряжении финансовые ресурсы, которые идут на развитие факультета, но вместе с тем, деканат считает, что Физтех должен иметь сильную центральную власть, которая должна сосредоточить усилия на вопросах стратегии, структуры финансирования и подборе основных кадров института. Для выработки стратегии факультета, а также определения принципиальных учебно-научных направлений, кадровой политики факультета, необходимо создать авторитетный орган – «Координационный Совет факультета», который бы формировался ректором, деканом и базовыми кафедрами из состава директоров институтов, заведующих базовыми кафедрами факультета и авторитетных ученых.

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика