Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

О системе обучения в МФТИ

Система Физтеха возникла как следствие реальной проблемы. Необходимо было целенаправленно отобрать и воспитать немалое число профессионально подготовленных людей, которые бы умели решать новые научно-исследовательские и инженерные задачи на по-настоящему высоком и профессиональном уровне, в том числе во множестве возникающих новых научных областях - космической, атомной и других. В принципе, такая задача могла быть решена путем соответствующего поиска и отбора такого рода людей в различных учебных заведениях. Но такой поиск - дело достаточно трудоемкое, а результаты его были бы непостоянны по времени. Во-вторых, известно, что людей высоко, а также очень высоко одаренных в физико-математической области и по статистике, да и по жизненным наблюдениям, сравнительно немного. И в силу этого поисковое мероприятие вряд ли принесло бы такой уж особый успех. Итак, как быть?
Был создан Московский физико-технический институт. В него, как и обычно для всех физматвузов, привлекаются и отбираются на курс обучения люди определенной степени физико-математической одаренности подготовки. Отметим, что в основном это люди средней степени одаренности, которых, собственно, современные экзамены и позволяют отобрать. Кстати, если бы можно было уметь отбирать только людей высокой степени одаренности, то по статистике их хватило бы не более чем на несколько учебных групп, а людей очень высокой степени одаренности - это вообще единицы. Впрочем, здесь пока все как обычно.
Теперь следует отметить, что при стандартных методах обучения человек обычно способен реализовать свой потенциал не более чем на 5-10%. Так вот,обучение в МФТИ ставило своей целью, путем повышенных требований не только к семестровой, но к скрупулезной постоянной каждодневной работе, приучить людей постоянно работать на более высоком пределе своих возможностей. Скажем, умению использовать свой интеллектуальный потенциал примерно на 20%, а то и на 30%. Благодаря такому приобретенному умению работать за пределами своих обычных рамок, человек по своим достижениям переходит в высшую "весовую" категорию интеллектуальных достижений. Собственно, в этом вся система и состоит.
Отсюда, кстати, следует почему физтехов на ряде жизненных уровней никто не любит, кроме самих физтехов. Слабо подготовленные люди - по понятным причинам; а достаточно одаренные одаренные же не любят, потому, что нарушается природное равновесие, а именно, когда не шибко сильно одаренные умудряются делать работы более крупного калибра, чем им вроде как отмерено природой. На что можно сказать только надо: надо уметь работать. Впрочем, на уровне мастеров это волновать никого не будет, оценка уже будет идти по реальному уровню твоих достижений. Там "любят-не любят" заменяется на "насколько часто со слезами восхищения и восторга на глазах перечитывают твой очередной научный опус широкие круги очень-очень узких специалистов".
Схематично систему обучения в МФТИ можно кратко изобразить числом "10000". Примерно столько специально подобранных задач, примеров, упражнений, лабораторных работ вопросов, включая экзаменационные, приходится решить за время обучения. При таком обучении воспитываются люди, значительная часть из которых умеют долго, упорно интеллектуально работать, и при этом лишены интеллектуальной робости практически перед любыми физико-математическими задачами.
Научиться так работать непросто. Причем приобретенное качество работать в рамках больших нагрузок и усилий без вреда для себя - это качество, которое требуется поддерживать, если конечно оно не стало уже привычкой, иначе просто все сведется опять к стандартным 5-10% своих достижений. Кстати, для гениев и лиц к ним приближенных, система физтеха, впрочем, как и любая другая, не нужна: они и так будут работать на 90-100%. То же верно для дураков и лиц к ним приближенных.
Особенность МФТИ также состоит так же в том, что это один из немногих вузов, где изучается одновременно и университетский курс математики и университетский курс физики. Потом еще изучается также конкретная специальность. Эти обстоятельства позволяют обеспечить определенную широту физико-математического взгляда, кругозора, арсенала выбора методов и методик, а также возможность динамичного освоения новых физико-математических областей.
Теперь следует отметить, что какая бы система обучения ни была, она, тем не менее, развивает в человек только то, что в нем заложено. Чего в нем нет, то развить это не представляется возможным. Если, скажем, у человека имеется склонность к теории, а он стремится тем не менее к экспериментальной работе, то все-таки трудно будет ему победить склонность приборов гореть и выходить из строя при его приближении к ним ближе чем на один и два десятых метра.
Такого рода обучение, как и многие явления, имеет как свои позитивные, так и негативные стороны. Ну, например, если технарь в какой-то области, скажем в гуманитарной, будет после обычного обучении проявлять свою дурость, каковая имеется, на скромные 5-10%, то выпускник МФТИ может пытаться проявит свою дурость на чудовищном уровне в 30%. А.П. Чехов: "Университет развивает все способности, в том числе - глупость."

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика