Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

ГКЭ. Результаты и перспективы.

В эту сессию студенты третьего курса сдавали ГКЭ по математике. На нашем факультете средний балл составил 4.0, оценку "отлично" получили 37% студентов, "хорошо" - 26%, "удовлетворительно" - 26%. На вопросы о том, как проходил экзамен, любезно согласился ответить Евгений Сергеевич Половинкин, заместитель заведующего кафедрой высшей математики, заместитель председателя экзаменационной комиссии на ФПМЭ.

-Как Вы оцениваете уровень подготовки студентов ФУПМа в этом году? Изменился ли он, например, по сравнению с прошлым годом?

-Дело в том, что сравнивать с прошлым годом нелегко. Там был третий курс, а здесь второй с половиной. Каждый семестр дает существенную разницу, но сам по себе уровень знаний существенно выше - меньше растеряли. Имеются в виду те знания, которые мы спрашивали. В этом году в программе экзамена отсутствовали ТФКП, уравнения математической физики, вычислительная математика, но более детально вошли разделы математического анализа, аналитической геометрии и дифференциальных уравнений. Могу сказать, что, по моему мнению, и по мнению многих моих коллег, мы ожидали худшего. Опасались, что письменный экзамен, который в этом году проводился впервые, ребята напишут существенно хуже, чем они написали.

-Насколько удачен оказался эксперимент с проведением письменного экзамена?

-На наш взгляд, он был удачен и принес большую объективность в оценках. При их выставлении комиссия учитывала средний балл по математическим дисциплинам, результаты письменного и устного экзаменов. Хотя в этом году на ФПМЭ было 7 "двоек" - гораздо хуже, чем в прошлом. Но тогда на остальных факультетах не было ни одной "двойки", а сейчас на ФАЛТ, ФПФЭ и ФРТК по 8. Неудовлетворительные оценки стали встречаться на ГКЭ, что соответствует объективной оценке знаний, а не чисто формальному подходу. Распределение остальных оценок также стало более объективным. При этом хочу отметить, что "неуд" на госэкзамене чреват отчислением из института, если у студента есть другие "хвосты". "Неуд" по госэкзамену при успешной учебе позволено пересдать только во время госэкзамена другого курса, т.е. через год.

-Перед интервью с Вами я беседовал с несколькими студентами, сдававшими гос. по математике в этом году. Большинство из них также считают, что экзамен получился объективным.

(Продолжение на стр.3)

(Продолжение. Начадо на стр.1.)

-Я знаю некоторых студентов, которые высказывались, что им было интересно писать письменный экзамен - самим хотелось проверить, что у них осталось. Следует отметить важность подборки задач - у каждого преподавателя есть свои склонности, точки зрения на их состав, анужно, чтобы была объективная оценка знаний. И здесь главный труд лег на известного профессора М. И. Шабунина, который является автором системы задач письменного экзамена.

Письменный экзамен был составлен не из тестов, он требовал решения простейших задач по всем указанным разделам математики. Всего задач было 29, причем часть из них состояла из нескольких подзадач. Для нас было важно, чтобы студент мог доводить решение до конца - оценивалась каждая задача по ответу. Это можно оспорить, если задачи трудоемки в вычислениях, но эти задачи были просты. В прошлые годы бывали ситуации, когда человек делал всю контрольную по дифференциальным уравнениям или уравнениям матфизики, но ни одной задачи не сделал до конца правильно. При решении сложных задач это как-то прощается, но в итоге приводит к тому, что человек чрезмерно привыкает к праву на ошибки и ни одной задачи до конца не может сделать.

-Какие изменения планируются в проведении гос. экзамена в будущем?

-Отвечать на два теоретических вопроса было, наверное, нелегко, но при этом легче ответить хотя бы на один из них. Два вопроса остались из прошлого, поскольку раньше один из них был по вычислительной математике. Сейчас складывается мнение, что возможно в будущем, учитывая наличие письменного экзамена, на устном оставим один теоретический вопрос. Этого достаточно, чтобы решить вопрос об оценке и облегчить студентам подготовку во время экзамена.

-Письменный экзамен будет и в дальнейшем?

-Пока складывается мнение, что да. Но хотелось бы, чтобы он не выродился, как некоторые письменные экзамены по предметам, когда, грубо говоря, идет "натаскивание" на типы задач. При этом проверяется владение инструментом, но не всегда глубина усвоения курса. Хотелось, чтобы на госэкзамене задачи были в какой-то мере неожиданными. Они все должны быть просты, но они сложны тем, что неизвестно, какие конкретно типы задач будут в этом экзамене. Тем самым это позволяет оценивать остаточные знания по всем курсам.

-Скажите, среди групп ФУПМа выделились те, которые каждый год сдают лучше, или наоборот хуже остальных?

-Ситуация меняется год от года, но очень хорошее впечатление производит 75 группа, а в этом году и 71 группа. К сожалению, экономические группы выступили плохо как на экзаменах и зачете по функциональному анализу, так и на обычных занятиях. Не оттого, что студенты слабые, наоборот, но рабочей атмосферы, настроя на учебу не чувствовалось. Совсем другое отношение, например, в 71 группе, занятия в которой я веду. Группа в полном составе ходит на занятия, готовит задания, в срок их сдает.

-Последнее время ходят слухи о том, что планируется проводить ГКЭ по математике на втором курсе в сессию 4 семестра, когда у студентов в зависимости от факультета уже по 7-8 экзаменов. Не могли бы Вы их прокомментировать.

-У нас на кафедре, когда поднимался вопрос о переносе гос. экзамена, появился такой ответ: "А давайте мы вообще его перенесем на первый курс перед началом занятий. Совместим со вступительным экзаменом". Это, конечно, шутка. Гос. экзамен - это итоговый квалификационный экзамен, а раз он итоговый, то он должен проводиться в конце курса математики. В данном случае кафедра считает, что было бы естественно в конце 4 курса, когда мы выпускаем бакалавров, как проводить гос. экзамен, так и защищать дипломную работу, что, кстати, делается во всех университетах. Например, в МГУ гос. экзамен вообще проводится после защиты дипломной работы самым последним в конце 5 курса. Если ГКЭ нельзя проводить в конце 4 курса, то можно делать это в зимнюю сессию 4 курса. И там-то и проверять именно остаточные знания по математике, а не только знания по первому-второму курсам.

Если этот экзамен называется государственным, то в него должна входить вся математика: как теоретическая, так и вычислительная. Потому что вычислительная математика занимает важное место во всех прикладных науках. Это поднимет и уровень знаний в институте по вычислительной математике, и отношение студентов к этим занятиям.

К сожалению, не всегда учитывается мнение сотрудников кафедры высшей математики методической комиссией института. В этом году было решено проводить ГКЭ по математике на 3 курсе. Эксперимент удался, в том плане, что студенты в целом показали хорошие знания. Но все-таки, как говорилось выше, для гос. экзамена это неудачное время, и тем более на втором курсе. На втором курсе студенты сдают экзамены по математическому анализу и по дифференциальным уравнениям, они уже являются итоговыми. Зачем дублирование?

Старший Товарищ

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика