Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Предвыборная программа А.А. Шананина

Деканат призван создавать благоприятные условия, позволяющие реализовывать современные программы подготовки для науки и наукоемких отраслей промышленности специалистов, имеющих фундаментальное образование и владеющих современными технологиями и системными знаниями, необходимыми для продвижения разработок на рынок.

В последние годы на факультете существенно улучшено преподавание цикла дисциплин, связанных с новыми информационными технологиями. Сохранять лидирующие позиции вместе с ВМиК МГУ в российском высшем образовании в области новых информационных технологий - одна из важнейших задач. Высокий уровень подготовки специалистов, владеющих новыми информационными технологиями, обеспечивает востребованность рынком труда выпускников факультета.

В условиях скудного бюджетного финансирования платные формы обучения позволяют получить ресурсы для сохранения качества образования и решения текущих организационных проблем. На факультете несомненны успехи в этом направлении, и они заслуживают поддержки. Основа этих успехов - достижения предыдущих поколений выпускников, которые сформировали представления о физтехах, как о хорошо образованных людях, умеющих решать прикладные проблемы. Важно сохранить и умножить этот потенциал.

Физтех и его американские аналоги стали признанным культурным явлением, доказавшим свою эффективность в воспитании специалистов нового типа – прикладных исследователей, имеющих фундаментальную научную подготовку. По сравнению с выпускниками инженерных вузов физтехи умеют выполнять наукоемкие прикладные проекты без «технического задания». В отличие от выпускников классических университетов на Физтехе специалист формировался на решении прикладных задач, осваивая и развивая методы, применимые к решению конкретной научной проблемы, а не на подборе задач, в которых может быть полезен конкретный освоенный метод. Факультет управления и прикладной математика возник как результат накопления опыта решения крупных наукоемких прикладных проблем и формирования общего подхода к их исследованию, основанного на использовании компьютерных технологий. Большая часть существовавших в стране научных школ, работающих в этом направлении, была представлена на факультете. Еще в 70-е годы основатели факультета понимали, что судьба страны будет определяться не только успехами в выполнении ракетно-ядерного проекта, но и умением анализировать социально-экономические процессы, управлять ими. Они обращали внимание на то, что возникающие задачи не поставлены с научной точки зрения ни отечественной, ни зарубежной экономической наукой и что эта проблематика – сфера деятельности прикладных математиков, которые должны распространить на эти задачи сложившуюся в механике и физике культуру математического моделирования. В результате на факультете прикладной математики и управления стало развиваться направление, ориентированное на подготовку специалистов по теории управления, исследованию операций и математическому моделированию социально-экономических процессов. Высказываются предложения о разделении факультета на два – прикладных математиков и экономистов. По-видимому, они возникли в результате несбалансированного распределения студентов между базовыми кафедрами. По-моему, решать проблему следует исправлением механизма распределения. Важно сохранить единую научную базу во всех областях применения Computer Sciences.

Воспитать прикладного математика высокой квалификации можно лишь при выполнения наукоемкого прикладного проекта. Традиционно система Физтеха – это система целевой подготовки студентов на базовых кафедрах с вовлечением их в исследовательские проекты. Студенты, имеющие вкус к прикладным задачам, справедливо рассчитывают, что результаты их деятельности должны быть востребованы. Как специалисты они высоко ценятся на сложившемся рынке труда и находят работу в прикладных проектах, однако большинство проектов не являются наукоемкими. В условиях последнего десятилетия нуждается в модификации один из основных принципов Физтеха – целевая подготовка специалистов. Отсутствие в стране достаточного количества крупных научно-исследовательских проектов привело к тому, что базовые кафедры, на которых сосредоточен огромный научный и педагогический потенциал, оказались не в состоянии предоставить студентам и выпускникам факультета высоко оплачиваемые рабочие места. Однако, именно на базовых кафедрах факультета сосредоточены специалисты, имеющие опыт выполнения наукоемких прикладных проектов и способные подготовить высококвалифицированных прикладных математиков. Поэтому роль базовых кафедр в этом вопросе по-прежнему велика. Непростая задача деканата заключается в том, чтобы, используя огромный потенциал базовых кафедр, готовить на долговременной основе специалистов для структур, выполняющих наукоемкие проекты и сумевших вписаться в новые рыночные отношения. Здесь предстоит большая работа. Начинать ее надо со сбора и анализа информации о распределении выпускников факультета. Многие из них хорошо вписались в новые рыночные отношения. Их опыт и пожелание, направленные на совершенствование системы Физтеха в новых условиях надо изучать. Взаимодействие с выпускниками требует систематической работы и является ресурсом развития факультета.

Очень остро встает другая проблема - воспроизводство в рамках системы Физтеха высококвалифицированных прикладных математиков, работающих в научной и педагогической сфере. Даже в элитных вузах не более 5-10% выпускников становятся со временем специалистами экстра-класса, но именно они определяют интеллектуальную атмосферу, являются основными исполнителями наукоемких проектов и ведущими преподавателями. Хорошо известны трудности, с которыми столкнулись наука и высшее образование в нашей стране. Их результатом явилось то, что резко увеличился средний возраст прикладных математиков экстра-класса и снизилось качество фундаментальной подготовки выпускников ФПМЭ. Возникла угроза, что имеющийся потенциал в ближайшие годы будет окончательно исчерпан и руководить наукоемкими прикладными проектами в области математического моделирования в нашей стране будет некому. Для решения проблемы требуются целенаправленные усилия и концентрация имеющихся ресурсов, чтобы обеспечить приемлемые условия небольшому числу студенту, имеющих способности и серьезную внутреннюю мотивацию к научно и педагогической деятельности. Нуждается в коррекции интеллектуальная и ценностная ориентация студенческой среды. На нее мог бы повлиять цикл обзорных лекций, прочитанных ведущими учеными, работающими на факультете и его базовых кафедрах. Необходимо создавать атмосферу творчества и научного поиска, которой славился физтех и которая может в определенной степени заменять недостаток материальных ресурсов. Здесь был бы полезен факультетский научный семинар, на котором можно обсуждать наукоемкость и прикладную сторону проектов, в которых предполагается обучать студентов. Необходимо привести в соответствие с современными требованиями к обучению прикладного математика факультетский и базовые циклы лекций, исключив дублирование курсов. Для этого нужно активизировать работу методического совета факультета. Физтех в лучшие времена был «Школой», в которой к «Ученикам» предъявлялись высокие и жесткие требования. Эту традицию следует возродить, поскольку она обеспечивала высокой престиж студентов и выпускников Физтеха.. Нужно повысить требования к уровню бакалаврских и магистерских дипломных работ. Поступление в магистратуру не должно быть автоматическим.

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика