Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Вуз - это бизнес

Желающих получить диплом в США становится все больше. Знаток системы американского образования ИЛЬДУС НУРГАЛИЕВ в беседе с нашим корреспондентом дает несколько практических советов будущим капиталистам.

ИЛЬДУС НУРГАЛИЕВ
Окончил Казанский университет и аспирантуру МГУ, кандидат физико-математических наук.
Учился в Бостонском университете (США), работал в университетах Мемфиса и Мэриленда, где досконально изучил систему американского высшего образования.
Автор книги "Американское среднее и высшее образование для россиянина" (М.: Издательский дом "МНЕМО", 1998), которая скоро будет переиздана со значительными дополнениями и приложениями справочного характера по источникам финансовой помощи для учебы за рубежом и каталога американских вузов.

— Ильдус Саетгалиевич, что явно отличает американские университеты от российских?

— Прежде всего американский вуз — это бизнес со всеми его атрибутами, причем существующий в чрезвычайно конкурентной среде. Без малого четыре тысячи вузов (университетов и колледжей) претендуют стать alma mater для абитуриента, поэтому колоссально развит PR. Сюда входит все — от продвижения во всевозможных рейтингах, переманивания друг у друга лучших профессоров, борьбы за исследовательские федеральные и корпоративные гранты, создания лучших программ по образованию за рубежом — до более красивых кампусов, более успешных команд по американскому футболу и бейсболу и самых красивых девушек в группах поддержки. В области гуманитарного образования в отличие от традиционной советской системы бросается в глаза отсутствие единственно верного учения. В области естественных наук наиболее заметно то, что лучшие математики, физики, химики и компьютерщики, как профессора, так и продвинутые студенты и аспиранты, — это русские, китайцы и индусы.

— За каким образованием стоит ехать в Америку россиянину, а чему лучше обучаться дома?

— Большинству наших соотечественников американское образование можно "прописать" никак не вместо, а в дополнение к базовому российскому. Школьнику можно порекомендовать посвятить полгода и год в американской средней школе по специальной обменной программе "Академический год в США". Студенту — часть своего образования получить за рубежом, как это принято в западных университетах. Специалистам с высшим образованием — порекомендовать повысить квалификацию на Западе и приобрести там второе высшее образование.

— Какие профессии лучше всего приобретать в США?

— На мой взгляд, — это бизнес, компьютерные науки, отдельные технологии. То есть те дисциплины, которые и были изобретены в США. А что касается получения начального фундаментального математического, физического, химического образования, то я бы посоветовал американцам ехать в Россию. Платить меньше, а качество гораздо лучше. Отсюда не следует делать вывод, что талантливым юным физикам и математикам не следует обращать взоры на Запад. Как раз наоборот. Это и приходится делать, чтобы взращенных на российской почве "невтонов" не похоронила российская экономическая действительность.

— Может быть, кому-то, наоборот, не нужно ехать учиться в США?

— Вроде бы у образования противопоказания нет, если не считать простонародную поговорку "Дурака учить — только портить". Впрочем, в отдельных, весьма индивидуальных случаях некоторые предосторожности уместны. Если ребенок все время был под маминой-папиной опекой или не обладает достаточной толерантностью и гибкостью, имеет неокрепшую психику, он может быть подавлен "культурным шоком", который окажется депрессирующим и даже невыносимым. Но большинство его переносит и адаптируется. Правда, многие после возвращения переносят "обратный культурный шок".

— Что вы можете сказать по поводу стоимости учебы?

Учеба в Америке — удовольствие не дешевое. Если приходится платить полную стоимость, то она оказывается кусающейся и для небедного среднего класса в самих США. Отдельного разговора достойна тема получения финансовой помощи для учебы. Система организации этой настоящей индустрии аккумулирования средств, управления и распределения ими — одно из достойных подражания достижений системы американского образования. Год учебы в бакалавриате в типичных колледжах и университетах обходится в среднем 15-18 тысяч долларов. Самое дорогое образование — в магистратуре по специальностям юриспруденция, медицина, бизнес. Цены доходят до 70 тысяч долларов в год.

— Каковы особенности поступления в американские вузы и, в частности, в бизнес-школы?

— Самый первый фактор, от которого зависят шансы поступить в вуз, колледж, бизнес-школу, — это отнюдь не деньги, а содержание заполненных анкет. В бизнес-школах они длиннее, подробнее, намного изощреннее, чем где бы то ни было. Если наша поговорка гласит: "Встречают по одежде, провожают по уму",то в бизнес-школах встречают по анкете, и если анкета заполнена недостаточно внимательно и аккуратно, то по ней и "проводят", не успев встретить. Очень важно ни один пункт не оставить незаполненным, без ответа.

Всем известно о роли тестов в разных сферах американской действительности. Специализированным тестом для бизнес-школы является GMAT. Большинство американских бизнес-школ, за небольшим исключением, в частности Гарварда, требуют результаты этого стандартизированного теста. Это общеобразовательный тест, выявляющий математические, аналитические способности кандидатов в бизнес-школы и не требующий специальных знаний. Важно помнить, что тест GMAT — это лишь отдельная составляющая оценки кандидата. Члены отборочной комиссии будут пристально интересоваться и другими показателями, такими, как успехи в учебе и профессиональный опыт. Приемная комиссия понимает, что иностранцы имеют более низкие результаты в GMAT, чем американцы из-за языковой проблемы. В то же время известно, что студенты из бывшего Советского Союза в целом и среднем имеют лучшую математическую подготовку, чем американцы. Бизнес-школы рассматривают профессиональный опыт важным положительным фактором, свидетельствующим о социальной зрелости кандидата и, как правило, при прочих равных условиях предпочитают кандидатов, уже проработавших один-два года в сфере управления или бизнеса (хотя формально это не оговорено). Предварительный профессиональный опыт также увеличивает шансы выпускников школ бизнеса в удачном и быстром трудоустройстве после получения искомой степени.

— А какие перспективы получения финансовой помощи у студентов бизнес-школ?

— Бизнес-образование, наряду с медицинским и юридическим, выделяется наибольшей конкурсностью, престижностью и дороговизной. Что и понятно — обладатели соответствующих степеней и зарабатывают значительно больше других, формируют костяк так называемого среднего, верхнего-среднего и топ-класса общества. С этим же обстоятельством можно связывать то, что значительно больший процент студентов бизнес-школ оплачивают обучение из личных и семейных сбережений, займов и лишь частичной финансовой помощи. Бизнес-школы очень редко выделяют финансовую помощь, покрывающую полную стоимость обучения. Помощь типа work-study program им также редко достается, так как считается, что программы бизнес-школ наиболее напряженны, и студентам значительно труднее по сравнению со студентами других отделений совместить работу с учебой.

— Какие ошибки наиболее типичны для желающих учиться в Америке?

— Самая типичная ошибка, с которой мне приходится разбираться, это желание обязательно поступить в Гарвард. Абитуриенты и их родители не обращают внимания на существование менее известных и менее дорогих, но вполне качественных учебных заведений. Это колледжи местного типа, технические и начальные (имеется в виду, естественно, высшего начального, т.е. двухгодичного) образования. Они рассчитаны на то, чтобы развивать определенные специальности и соответствующие секторы экономики определенных регионов.

Другой немного даже забавной ошибкой является желание "учиться непременно в университете, а не в колледже". В специфически профессиональной сфере разница в этих двух терминах есть, но в общем употреблении в американском контексте эти два слова вполне взаимозаменяемы. В качестве иллюстрации: официальное название одних из самых престижных и крупнейших университетов мира — Гарвардский и Радклифский колледжи.

Беседовал Александр Люсый

Источник

Статья из газеты Время МН. Прим.: газета недавно закрылась.

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика