Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Антиреформа (?)

Источник

К полемике вокруг реформ системы образования России/ За и Против.

====================================================

                           Антиреформа

                         Федор Воронов

Федор Воронов - математик, в настоящее время лектор на математичском отделении University of Manchester Institute of Science and Technology (Manchester, UK)

            О реформе системы образования России

Дорогие друзья! Я математик (в свое время окончивший мехмат МГУ и работавший там 5 лет, так что имею некое представление о нашей системе образования, как она была раньше, во всяком случае).  Сейчас я работаю в Англии, а до этого работал некоторое время в американских унивеситетах (Беркли и UCSD, не самых плохих). Все это к тому, что теперь я имею представление и о западной образовательной системе, "изнутри".

Когда я учился и работал на мехмате, я видел кучу недостатков.  Наверное, они действительно имели место, а кое-что могло стать и хуже с тех пор. Однако: я теперь готов собственноручно "расстрелять" любого, кто всерьез собирается переделать "советскую" образовательную систему на западный лад. Почитав материалы рубрки "Антиреформа", я ужаснулся! Неужели это действительно воплотится в жизнь? Все предлагаемые "реформы" (стандартный письменный экзамен, например) -- это кретинское (другого слова не найду) копирование именно тех элементов западной системы, которые ее сегодня губят. Для тех, кто не знает: независимо от общеизвестных успехов Запада в науке и технологии (которые суть результат "прежних достижений" в фундаментальной науке) и таких хороших вещей как изобилие компьютеров, удобные библиотеки и т.п., -- само образование за посление 30-40 лет пало катастрофически. Это и:  уровень выпускников школ, то, ЧЕМУ учат теперь в школах, и уровень преподавания в университетах, чему и как там теперь учат.  Существенный элемент этого разрушения образования -- уничтожение фундаментального и систематического подхода, введение вместо этого бессмысленно тасуемых "модулей" (у меня волосы встали дыбом, когда я увидел это страшное слово, до боли знакомое мне по английскому опыту, в описании проекта "реформы"). Идея проста -- в Англии, например, уже нет (почти нет, см. ниже) школьных "предметов".  Вместо них (в университете тоже) "модули". В чем разница?

"Предметы" -- это литература, физика, география, французский, немецкий, ботаника и т.п. У каждого ясное, устоявшееся содержание, и понятно, что они логически связаны, например, школьник не может "брать" ("take") физику, не "беря" математику, и т.д. "Модули" же -- все что угодно. Пример: "health care studies" (для знатоков английского:  переведите правильно на русский!), "statistics-2", "critical thinking", "topics in pure mathematics" (последнее -- пример из университетской программы). Идея "модулей" с самого начала заключалась в отмене систематического образования, шаг за шагом по некой программе.  Вместо этого "студент" ("студентом" зовется и ученик средней школы, слово "ученик" отменено) сам может выбрать некий более или менее хаотический набор "модулей", лишь бы в совокупности набиралось заданное число "очков". При этом подразумевалось, что "модули" будут до такой степени взаимозаменяемы, что студент сможет с легкостью менять вузы (в реальности они это в жизнь не смогли провести). В очках же -- самое главное. Автоматически вытекает необходимость письменного экзамена, по возможности стандартизованного, результат которого выражается числом (скажем, "53 из 100"). Очки суммируются и их сумма определяет получаемый диплом (в наших терминах, например, "диплом с отличием").  Прокламируемая цель (одна из) -- устранение субъективности, свобода выбора, демократичность. Это -- чушь. Я берусь где угодно доказать, что письменный экзамен бессмыслен, гораздо субъективнее самого пристрастного устного и только репродуцирует невежество.  (Например, существует при его оценке понятие "partial credit", т.е., частичное засчитывание ответа. Скажем, студент пишет, что дроби складываются числитель с числителем, знаменатель со знаменателем.  Вы хотите поставить сразу два балла? Это нельзя: нужно засчитать некими очками, что он все же пытался нечто сказать, например, знает слово "сложение". Кроме того, из-за фантастической трудоемкости, почти нереальны "пересдачи". Если студент провалился на письменном экзамене, то: его либо выгоняют -- а это не поощряется, либо натягивают отметку до уровня "уд.", либо "прощают" этот курс, -- виноват: "модуль". Т.е.: попросту говоря, студент не сдал линейную алгебру, например, и ничего: она не будет упомянута нигде, и свой диплом математика (!) он получит. И так далее.) Далее -- а то мой текст слишком растянулся -- есть по крайней мере в средней школе -- места, где учат по-нормальному. Пока. Но это -- самые привилегированные полу-частные (а значит, не зависимые от правительства) школы. Там пока предметы, а не модули, и какой-то здравый смысл сохранен. Но это исключения! В массе же средняя школа в Англии и Америке (там еще похлеще!) выпускает абсолютно невежественных детей.  Подчеркну -- дети нормальные, они не идиоты от рождения. Но их ничему не учат, а приучают только к тому, что все должно быть легко и приятно, и у студента (ученика) должно быть "самоуважение" (как самое главное; знать можно ничего и не знать). Когда такой приходит в университет, с ним делают то же самое. В итоге: в американской Кремниевой долине не нанимают на работу инженеров-американцев (те ничего не знают и не могут). Фирмам плевать на политкорректность, им нужны работники. Они нанимают индийцев и пакистанцев (из отсталых стран, где учат пока по старинке). Американские и английские университеты (матем. отделения) переполнены математиками из России, на которых смотрят как на динозавров, так как они имеют широкое образование, которого уже были лишены их молодые запаные коллеги.

Я хочу подчеркнуть: на Западе такой бардак с образованием был не всегда. Обвал начался примерно с 60-х годов, и он ускоряется. Нельзя допустить, чтобы такое же насадили и у нас. Для математиков скажу, для примера: все знают задачник Демидовича. Так вот, в приличном западном университете большинству студентов до него как до звезды небесной. Им его было бы страшно и показать. В курсах формально высокого уровня (например, топологии, для 3-курсников) приходится объяснять, что такое арксинус. Можете в это поверить? ЕСли в России введут "модули" вместо предметов, такое будет и у нас. На закуску дам пару ссылок с доп. информацией: 1. Интересные сведения об общем падении образования в лучших американских университетах в 1915-1960 (медленно), 1960-1990 (обвал) можно, наряду с другими любопытными вещами, найти в книжке консервативного публициста ("американского националиста") Мартина Гросса: Martin Gross. The End of Sanity. (Кто сможет раздобыть -- очень любопытное чтение.) 2.  Есть люди, которые на Западе борются против профанации образования. См., например, книжку: Charles Sykes. Dumbing down our kids: Why American children feel good about themselves but can't read, write or add. St. Martin's Press, 1995. (Как вам название?) или website:  http://www.mathematicallycorrect.com .

В России пока достаточно не допустить слома традиционной системы. Замечу еще, что наше образование -- самый главный козырь в национальном возрождении России.

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика