Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Меняется ли ФУПМ?

//Диалектика постоянного переходного периода//

Эпиграф:
Печально я гляжу на ваше поколенье -
Все ждут метафизической халявы:
Сезам откроется по щучьему велению.
Не будет этого. О времена, о нравы!
Т. Шаов

Давным-давно, когда конкурс на Физтех был выше, преподаватели требовательнее, а студенты активнее (короче, при развитом социализме), наиболее буйные студенты развернули компанию за модернизацию учебных планов по прикладной математике. Даже программную статью опубликовали - «Математический тривиум на физтехе» называлась. Но в течение многих лет программы по прикладной математике не менялись. Все модернизации касались в основном computer science, так как вычислительная техника менялась на глазах.

Еще в 70-80 годы выпускники ФУПМа несколько проигрывали в области математической подготовки выпускникам мехмата и ВМК МГУ. У самих физтехов (ФУПМов) было огромнее желание восполнить пробелы в знаниях, и посещение курсов на мехмате и ВМК было массовым явлением. Небольшой проигрыш в качестве математической подготовки заложен был изначально, в самой идее ФУПМа, когда фундаментальность образования и большой объем физики предполагали некоторый «недобор» курсов по прикладной математике.

Но времена меняются. Прогресс информатики, огромный спрос на программистов плюс оставшиеся от предыдущих поколений амбиции привели к тому, что студент ФУПМа, получив диплом бакалавра, считает, что он готовый специалист. Между тем, чтобы работать в наукоемких отраслях на современном уровне, знаний ему явно не хватает. Посещение курсов в современных условиях - вещь почти невозможная. Единственный выход - приблизить лекторов к студентам, пригласить их в Долгопрудный.

Правда, у части студентов новые лекционные курсы повышенного энтузиазма не вызвали, ведь эти курсы надо сначала изучить, потом - сдать. Сейчас большинство старшекурсников работает, на базах все всё понимают и, что греха таить, преподаватели иногда раздают «халяву». Годы некоторой запущенности в учебно-методической работе на факультете дают себя знать. К тому же новые курсы читаются только первый год… Лишь гениальный лектор способен сразу найти правильный стиль изложения и стиль общения со студентами, выработать критерии приема экзаменов. У талантливого лектора на это, как показывает опыт, обычно уходит года три, у остальных - лет пять. Опробовать новый курс на мышках и кроликах не всегда получается из-за отсутствия обратной связи с аудиторией. Перенести из другого института или университета курс тоже невозможно. В разных вузах обратные связи «преподаватель-студент» устроены по-разному в силу множества причин - традиций института, правил отбора абитуриентов. Мало ли из-за чего, даже из-за того, что физтеховский академический час чуть короче университетского.

За это же время и литература появится -лекторы напишут, возможности издать книги найдутся. Остается только пожалеть, что очень мало на ФУПМе лекторов-гениев. А насчет студенческой реакции - так автор этих строк помнит бурные собрания студентов, которые доказывали одному из предыдущих деканов, что курсы уравнений математической физики и оптимального управления для ФУПМа излишни. И аргументы был, что экзаменаторы уж больно жесткие, да времени на самостоятельную работу мало. Желание метафизической халявы у части студентов неистребимо.

Если победит точка зрения, что должна на старших курсах восторжествовать метафизическая халява - будет ФУПМ готовить ремесленников-недоучек, неспособных работать в наукоемких проектах на должном уровне. Конечно, все равно на выпускников будет спрос, конечно, самые талантливые пробьются в науку.

В противном случае надо просто совершенствовать чтение лекций, вносить в расписание альтернативные курсы. В силу темпов развития информатики и прикладной математики ФУПМ просто обречен почти всегда жить по переходному учебному плану. Иначе невозможно готовить специалистов, ориентированных не на позавчерашний, а на сегодняшний день. О дне завтрашнем при бурном развитии пока мечтать не приходится. Конечно, в дальнейших переходных планах должно быть меньше корректировок и революционных потрясений. А нагрузку на студентов можно снизить, избегая дублирования, согласовывая программы факультетского и базового циклов. Ряд дисциплин, которые читаются в параллель практически на всех базах, разумно ввести в состав факультетского цикла. Но это уже тяжелая и серьезная работа.

Тем не менее, хочется верить, что победит разумный подход и понимание того, что Физтех готовит действительно уникальных специалистов в области прикладной математики, что наукоемкие проекты и технологии будут развиваться, и востребован будет человек грамотный и творческий, а не ординарный ремесленник.

Физтех всегда не вписывался в ровный строй остальных институтов страны. Это проявлялось и в системе отбора абитуриентов, и в системе преподавания, и в системе сдачи экзаменов. ФУПМ также стоит несколько особняком среди других факультетов в силу своей большей математизации и информатизации. Он вынужден меняться быстрее, динамичнее. Но по самой природе система образования консервативна, а обратные связи в ней запаздывающие, с достаточно большим лагом (от года до 5 лет, см. выше). Внутренний источник развития факультета - единство и борьба противоположностей: необходимости быстрого реагирования на новое и наличием лага. Видно, такова реальная диалектика постоянного переходного периода.

Автор изложил в предложенном материале свою личную точку зрения.

А. И. ЛОБАНОВ, д.ф.-м.н., зам. декана ФУПМ по научной работе

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика