Программа альтернативного курса “Интернет-технологии в поиске и распространении учебно-научной информации"
(весенний семестр, 32 часа, 5 курс)
Программу составил доц. Яворский В.А.
Лекции проходят по субботам в 13.55 в ауд. 202 НК
Отчетность - экзамен
Версия для печати согласно стандартам 3-го поколения
Тема 1. Введение в курс
Принципы работы с информацией – основные понятия и термины. Цикл переработки информации. Основные методы поиска, создания, классификации, переработки и утилизации учебной и научной информации в Интернет.
Схемы совместной работы по поиску и распространению информации. Концепция и структура научного журнала в виде Интернет-СМИ. Источники финансирования web-проекта. Основные этапы проектирования и создания web-проекта.
Тема 2. Поиск и распространение новостей в Интернет
Понятие ценности информации. Основные способы представления информации (новость, статья, обзор). Цикл жизни информации. Источники новостей, правила перепечатки информации. Правила цитирования и ссылки на источник. Требования к оформлению и представлению новости. Тематические новостные ленты. Способы активного распространения новостей: пресс-релизы, почтовые рассылки, спам.
Обзор научных и научно-популярных новостных сайтов биологической и химической тематики.
Тема 3. Поисковые системы.
Основные понятия при работе с поисковыми системами. Локальные и глобальные поисковые системы. Основные поисковые системы в российском сегменте Интернет. Методика поиска информации. Подписка на результаты поиска новостей по ключевым словам.
Оптимизация структуры и текстов для улучшения позиции Интернет-проекта в результатах поиска. Конфигурирование области индексации поисковых роботов. Автоматизированные системы регистрации сайтов в поисковых системах и каталогах сайтов. Анализ поисковых запросов. Анализ структуры и позиционирования в поисковых системах конкурентных сайтов. Поисковый спам.
Тема 4. Схемы создания информации.
Экспертные службы по поиску учебной и научной информации. Наполнение и поддержка специализированных баз данных. Принципы работы систем типа Wikipedia.
Обзор Интернет-изданий и научных журналов по химической и молекулярной физике, молекулярной биологии, биофизике. Обзор баз данных по генетическим исследованиям, по химической и молекулярной физике.
Электронные ресурсы библиотеки МФТИ.
Тема 5. Схемы распространения информации.
Схемы организации научных конференций и семинаров, олимпиад, конкурсов через Интернет. Создание тематических групп и событий в социальных сетях.
Тема 6. Право и Интернет.
Интернет с точки зрения законодательства. Основные законодательные акты.
Правовые аспекты формы и содержания сайта. Сайт как СМИ. Информация, которую нельзя размещать на сайте. Положение о копирайте. Правила пользования сервисами сайта.
Авторское право. Правила цитирования и перепечатки материалов. Сетевые библиотеки. Концепция образовательного портала. Методы защиты объектов авторского права. Ответственность за нарушение авторского права.
Тема 7. Общение в Интернет
Анонимность и конфиденциальность. Электронная корреспонденция. Законы, регулирующие обмен конфиденциальной информацией в сети.
Право на тайну переписки и СОРМ. Шифрование почтовых сообщений. Криптографическая система PGP.
Профилактика и методы защиты от спама.
Тема 8. Конфиденциальная информация
Конфиденциальная информация и ее виды. Персональные данные. Права человека по защите своих персональных данных.
Государственная тайна. Служебная тайна. Адвокатская и врачебная тайна. Личная и семейная тайна. Коммерческая и банковская тайна. «Ноу-хау». Закрытая информация на сайте.
Тема 9. Информационная безопасность
Виды правонарушений в сети, методы и средства защиты. Социальная инженерия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
- Рихтер А.Г. Правовые основы журналистики. – Изд-во МГУ, 2002.
- Корноносенко С.Г., Основы журналистики. – Изд-во «Аспект Пресс», 2009. – 320 с.
- Колисниченко Д.Н., Поисковые системы и продвижение сайтов в Интернете. – Изд-во «Диалектика», 2007.
- Ашманов И., Иванов А. и др., Оптимизация и продвижение сайтов в поисковых системах. – Изд-во «Питер», 2011. – 464 с.
- Якоб Нильсен, Хоа Лоранжер, Веб-дизайн: удобство использования веб-сайтов (юзабилити). – Изд-во: «Диалектика-Вильямс», 2007. – 367 с.
- Басов А., Контекстная реклама в Интернете. Настольная книга рекламиста. – Изд-во «Питер», 2009. – 224 с.
- Серго А., Интернет и Право. – М.: «Бестселлер», 2003. - 272 с.
- Рассолов И.М. Право и Интернет. Теоретические проблемы. – Издательство: «Норма», 2009. – 210 с.
- Судариков С.А., Право интеллектуальной собственности: учебник. – Изд-во «Проспект», 2009.
- Насонкин В.В., Савинова А.А., Авторский и имущественные права на цифровые учебные ресурсы. – Изд-во «Готика», 2004.
- Кухаренко Т.А., Персональные данные. Кто, что и зачем должен о нас знать. – Изд-во: Эксмо-Пресс, 2010. – 224 с.
- Бутакова Н.Г., Семененко В.А. Защита и обработка конфиденциальных документов. – Изд-во МГИУ, 2009. – 283 с.
- Крис Просис, Кевин Мандиа, Расследование компьютерных преступлений. – Изд-во «Лори», 2012. – 476 с.
- Малюк А.А., Горбатов В.С., Королев В.И. и др., Введение в информационную безопасность. Учебное пособие для вузов. – Изд-во «Горячая линия-Телеком», 2011. – 288 с.