Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

ВЗГЛЯД С БЕРЕГОВ РЕКИ МЁРСИ

Я считаю, что мне безмерно повезло, что я учился на Физтехе и окончил этот удивительный институт. В конце 70-х - начале 80-х это было поистине волшебное место. Физтех образовывал и вдохновлял самых талантливых студентов в СССР (это предложение - типичный пример физтеховской скромности).

Заканчивая 9-й класс школы, я уже был чётко настроен учиться на Физтехе. Так что открытие Киевского отделения МФТИ как раз в год окончания школы было для меня исключительно своевременным. Экзамены были очень сложными, но я каким-то чудом умудрился выжить, и, уже практически потеряв надежду, нашёл своё имя в списке поступивших. Повезло ещё троим моим одноклассникам. Пожалуй, самым запоминающимся впечатлением от экзаменов была продолжительная дискуссия с доцентом Белонучкиным (физика). Он был отличным экзаменатором - очень требовательным и последовательным, но вовсе не устрашающим - такие экзаменаторы дают возможность абитуриентам показать всё лучшее, на что те способны.

Моя первая осень на Физтехе была, пожалуй, самой солнечной осенью в моей жизни. Возможно, немногочисленные дождливые дни попросту забылись, но сейчас в моей памяти эта осень сохранилась как очень солнечная и холодная, с высоким голубым небом и прекрасной берёзовой рощей, вплотную подступающей к зданиям Физтеха.

За первый год учёбы на Физтехе я употребил больше алкоголя, чем за всю остальную жизнь (я вовсе не бравирую этим фактом: учёные - это своего рода "спортсмены ума", и я, пожалуй, несколько снизил свои максимальные умственные способности неумеренным потреблением алкоголя на 1-м курсе). Я участвовал в бесконечных кухонных дискуссиях в общежитиях ?6 и ?7, посетил большинство музеев и театров Москвы, писал рассказы, спал на железнодорожных вокзалах, ездил в Загорск, чтобы пообщаться с монахами, разгружал вагоны на станции "Москва Товарная". 3-4 раза на 1-м курсе я участвовал в "сносе" - совершенно варварском способе покупки дефицитных билетов в московские театры, который заключался в том, что одна группа студентов "оттирала" другую группу от кассы. Идея заключалась в том, чтобы окружить кассу к моменту открытия и скупить как можно больше билетов (театральные билеты всегда пользовались огромным спросом). "Правила" позволяли толкать оппонента, но не бить по лицу, иначе милиционер, обычно безучастно наблюдавший за этой свалкой, мог арестовать нарушителя и помешать купить билеты.

На первом курсе я так же немножко учился, с интересом (особенно, если это была физика), но не слишком продуктивно. Мой метод учёбы был довольно странным - я осваивал темы глубоко, но не все, а лишь часть учебной программы. Кроме того, часто мои штудии прерывались делами, которые я упомянул выше. Экзаменационные сессии на Физтехе были очень суровыми. Двоих моих одноклассников выгнали с Физтеха, и мне пришлось быстро приспосабливаться, изменив метод обучения и значительно увеличив время, уделяемое учёбе.

На 2-м, 3-м и 4-м курсе я всё больше времени проводил в библиотеке Физтеха (в целом мне это даже нравилось). На 3-м мы начали совместно готовиться к экзаменам нашей небольшой студенческой подгруппой (с Сергеем Гавришем, Сергеем Рассохой и Сергеем Заводовским). Сергей Гавриш был наиболее знающим в нашей команде, но мы тоже вносили свой вклад. Эта подготовка оказалась для меня очень полезной.

Качество образования на Физтехе было исключительно высоким, а интенсивность учёбы просто не имеющей себе равных. Доны Физтеха (мне кажется уместным использовать это оксбриджское звание) умели и учить, и вдохновлять. Многие из них были выдающимися учёными, приезжающими на Физтех раз в неделю, чтобы провести лекции или семинары. Все наши семинары и консультации проходили в небольших группах, что позволяло преподавателям уделить достаточно времени каждому студенту. В щедро оборудованных (по меркам своего времени) и разумно устроенных комнатах для лабораторных работ студенты работали группами всего по 2 человека. Я думаю, что ни один другой университет в СССР не мог предоставить образование такого уровня (честно говоря, я не думаю, что образование такого уровня можно было получить где-либо в мире в начале 80-х). Особенно мне памятны лекции и семинары проф. Гольдина, проф. Танцырева и к.ф.-м.н. Чехлова. Их умение объяснять сложные явления с исключительной ясностью давало хороший стимул к учёбе. Что ещё запомнилось, так это то, что преподаватели относились к нам, студентам, как к коллегам. Это представляло освежающий контраст со школьным образованием.

Первые летние каникулы я провел в геологической партии на Кольском полуострове. В мои обязанности входило готовить еду, стирать, носить тяжеленный рюкзак и рубить дрова. Остальные летние каникулы я провёл в студенческих стройотрядах - сперва в Нечернозёмье, потом в Казахстане, и дважды под Владивостоком.

На втором курсе я женился на Светлане Ворониной. Света была моей одногруппницей (ещё одна причина быть признательным Физтеху в целом, и Киевскому отделению в частности). Сейчас мы с ней вместе работаем в Англии. Она очень талантливый и целеустремлённый экспериментатор.

Я искренне считаю, что идея открыть Киевское отделение была очень плодотворной. Я очень благодарен отцам-основателям Киевского отделения - это было, я уверен, весьма непростое решение, потребовавшее серьёзных организационных усилий от обеих сторон. Результатом этого решения была комбинация прекрасных первых 4-х лет обучения в Москве, и последующих 2-х лет обучения и исследовательской практики в ведущих научных институтах Киева. Институт физиологии им. Богомольца, в котором я завершал своё обучение, был в 80-х самым выдающимся институтом СССР в сфере биологических наук. Физтеховская кафедра в Институте Богомольца была образована исследователями международного класса, таких как профессора Костюк, Крышталь, Магура, Скок и Дорошенко. Технике проведения экспериментов нас учили такие мастера электрофизиологических исследований, как профессора Пидопличко и Веселовский. Глава нашей кафедры академик Костюк, и его заместитель академик Магура оказали студентам нашей группы поддержку, которую сложно переоценить (особенно учитывая степень занятости этих учёных).

Полезным научным опытом для меня послужили и "пятничные чаепития" - так назывались в среде сотрудников еженедельные семинары, проводимые в отделе Костюка. Качество докладов было обычно очень высоким, и обсуждения проводились в очень открытой и неформальной атмосфере.

Я уехал из Киева почти 18 лет назад, и все эти годы я сотрудничал с учёными Института Богомольца (большинство из которых выпускники Физтеха). Я очень надеюсь, что Киевское отделение МФТИ будет успешно работать и дальше. Учёные - это настоящие граждане всемирной деревни; они гораздо меньше подвержены национализму и шовинизму, чем другие группы населения; они ценят универсальную валюту толковых идей, элегантных теорий и тщательных экспериментов, и, конечно же, хорошее образование. Благодаря тому, что образовательная модель Киевского отделения Физтеха основана на хорошо организованном сотрудничестве, она смогла пережить сложное время перестройки, распада Советского Союза и сопутствующего экономического хаоса. Я надеюсь, что Киевское отделение Физтеха успешно использует возможности крепнущих экономик двух ныне раздельных государств, и что кооперация в этом важном образовательном эксперименте будет продолжена.

С пожеланиями дальнейшего процветания Киевскому Отделению МФТИ,
Профессор Ливерпульского Университета,
Выпускник КО МФТИ 1984 года (1-го набора)
Алексей Тепикин

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика